Дагестан: очередные зигзаги?
Выборы прошли, глава остался. К чему это приведет республику?
Выборы Главы республики Дагестан прошли 8 сентября. Не было ни у кого даже малейшего сомнения в том, что их выиграет Рамазан Абдулатипов.
Например, Камил Давдиев, который является председателем фракции «Справедливая Россия» в парламенте Дагестана, заявил: «Абдулатипов получит полную поддержку партии, 99 % голосов будут отданы именно за Абдулатипова».
А руководитель исполкома дагестанского отделения партии «Единая Россия», председатель Комитета Народного Собрания РД Марина Абрамкина предсказывала, что Абдулатипов наберет не менее 95 % голосов народных избранников. Такого же мнения придерживались представители иных партий, представленных в Народном Собрании Дагестана.
В чем же причина? Неужели менее чем за год Рамазан Гаджимурадович сумел кардинально переломить ситуацию в этом непростом регионе?
Помнится, что один из ныне здравствующих депутатов, когда избирали Главу Дагестана в прошлый раз, красноречиво высказал с трибуны свою политическую позицию: «Готов поддержать даже обезьяну, если таковую предложит Кремль».
По мнению многих аналитиков, другая причина «единогласия» депутатов кроется в том, что эти выборы имеют очень специфический характер, даже с учетом особенностей «суверенной» демократии. Дело в том, что предписано «конкурировать» с врио тем кандидатам, которые по разным причинам и ни при каких условиях не станут этого делать.
Таким образом, жителям Республики неизвестно, как выглядели предвыборные программы альтернативных выдвиженцев на пост Главы Республики, они даже не создавали видимость политической борьбы.
Возникает главный вопрос: повысит ли данная весьма сомнительная процедура уровень легитимности будущего руководителя этого сложнейшего региона, есть ли целесообразность проведения подобных «выборов», для какой отчетности это понадобилось?
Кадровые вопросы
Многие не могут понять смысл и логику кадровой политики Абдулатипова. Дело в том, что в момент прихода к власти, он многократно заявлял, что Дагестан нужно выводить из феодально-общинного строя путем построения эффективной кадровой политики, жесткой борьбы с коррупцией и преступностью во власти, а также существенного обновления республиканского управленческо-чиновничьего аппарата.
Следует отметить, что многие дагестанцы, успешно работающие в разных регионах России, услышав подобный посыл, были готовы принять участие в созидательных процессах на своей малой Родине. На деле происходит совсем иное.
В социальных сетях и различных форумах простой народ высказывает свое резкое возмущение относительно кадровой политики Абдулатипова, обвиняя его в первоочередном трудоустройстве своих близких родственников на высокие государственные должности.
Также критики руководства республики ведут речь о торговле государственными должностями разного уровня, как это широко практиковалось при предыдущих руководителях региона.
В качестве аргументов критики указывают на «непрозрачные» кадровые решения врио, когда несколько родственников занимают ряд значимых государственных должностей Республики. Выходит, что за 8 месяцев Абдулатипов кардинально изменил свои взгляды на клановость и кумовство?
«Наезды» на СМИ
«Черновик» — одна из немногих республиканских газет, не финансируемых из государственного бюджета. Между тем я бы не стал относить данное издание к оппозиционной прессе, так как оно довольно широко и, на мой взгляд, объективно отражает деятельность и результаты команды Абдулатипова.
За последние месяцы официальный сайт данной газеты неоднократно был подвергнут хакерским нападениям. По странному стечению обстоятельств, хакерские атаки на официальный сайт «Черновика» всегда совпадали по времени, когда на данном сайте проводились онлайн-голосования по разным весьма актуальным политическим вопросам.
В частности, в последний раз это случилось 20 августа нынешнего года. По мнению руководителя газеты Магди Камалова, о чем он написал в заявлении в УФСБ Республики Дагестан, эти атаки связаны с попыткой «Черновика» организовать онлайн-голосование за возможного кандидата на пост главы Махачкалы.
Также врио неоднократно публично высказывал нелестные отзывы в адрес независимых СМИ, некоторые граждане восприняли это как угрозу (предупреждение). Между тем для простых людей социальные сети и независимые СМИ являются наиболее удобной и чуть ли не единственной площадкой, чтобы выразить свое отношение к действиям или бездействиям власти, так как государственные республиканские электронные СМИ, как правило, исключают возможность размещения комментария относительно того или иного события.
Долой крахоборов во власти?
Народ искренне поверил Абдулатипову, когда он сообщил о предстоящей борьбе с кланами, которые «въелись» во все структуры власти и бизнеса Республики. Как оказалось, радость была преждевременной. Многие наблюдатели считают, что идет борьба лишь с одним кланом, и места, высвобождаемые представителями этого клана, быстренько занимают представители другого клана. Из-за того, что в команде Абдулатипова некоторые ключевые должности занимают лица, против которых ранее были выдвинуты серьезные обвинения со стороны правоохранительных органов, его обвиняют в использовании «двойных стандартов» в вопросах борьбы с коррупцией во власти.
Террористическая угроза
Судя по ежедневным сводкам, террористическая угроза в Республике за время правления Абдулатипова, мягко говоря, не улучшилась. Громкие покушения на известных лиц продолжают иметь место, количество убийств под разными предлогами в Республике увеличилось. С точки зрения простых людей, как положительный момент следует отметить арест мэра Махачкалы, но чья эта заслуга до сих пор до конца не ясно.
Абдулатипов неоднократно заявлял, что он не знал о том, что будет проведена данная операция, между тем его сторонники очень часто упоминают об этом событии, как о самом ярком достижении Абдулатипова. Судя по имеющейся информации, это была «разовая» решительность федеральных силовых ведомств, а также политическая воля высшего руководства страны.
Простой народ не может понять, почему бы не продолжить такую же жесткую линию против тех, кто творил примерно то же самое, но в чуть меньших масштабах. Людям свойственно видеть в этой нерешительности федеральных органов коррупционное составляющее, а арест Амирова некоторые рассматривают как банальное устранение политической конкуренции Абдулатипову, так как тот тоже претендовал на пост № 1 Дагестана.
Может быть, экономика процветает?
Громких заявлений на эту тему было сделано чрезвычайно много, но, к сожалению, многие специалисты не имели возможности публично ознакомиться с первыми экономическими успехами и будущими планами социально-экономического развития Республики Дагестан. Абдулатипова упрекают в том, что проекты, инициированные его командой, далеки от народа и не выносились на широкое обсуждение. Профессиональное сообщество экономистов-ученых Дагестана не было вовлечено в разработку перспективных проектов, что могло бы эти идеи и проекты сделать более близкими к простым людям и жизнеспособными в условиях не спокойного и глубоко дотационного региона.
Порой складывается впечатление, что команда Абдулатипова не желает отвечать на актуальные вопросы, возникающие по приоритетным проектам, инициированным ими же. Как правило, многие экономические идеи и проекты носят декларативный характер.
Национальный вопрос в свободном плавании
Приходится констатировать, что, являясь крупным специалистом по межнациональным отношениям, Абдулатипову не удалось найти баланс национальных интересов, о важности которых, в частности на очередной встрече ему указывал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Известно, что есть подходы, практикуемые в Республике при подборе кадров на те или иные государственные должности. В настоящее время представители многих национальностей возмущены тем, кем заполнены их «национальные квоты», люди весьма недовольны тем, что одних и тех же чиновников многократно «пересаживают» из одного кресла в другое, ссылаясь при этом на «острый кадровый голод».
Конечно, и здесь злые языки утверждают, что дело не обходится без коррупционной составляющей, называют конкретные суммы, посредники, схемы и пр.
Земельные споры
В последнее время участились стычки между представителями разных национальностей на почве взаимных земельных претензий. В частности, тлеет многолетний конфликт между лакцами и кумыками в местности «Караман» около Махачкалы, который в последние дни достиг точки «кипения».
Инвестиционная привлекательность региона
Много идет разговоров о декларациях, меморандумах, намерениях и прочих незаполненных смыслом вещах. В настоящее время крупных инвесторов пугает непоследовательность в действиях и обещаниях руководства Дагестана, а также кадровая чехарда и отсутствие тесной взаимосвязи между заявлениями и решениями, принимаемыми руководством Республики.
О рейтингах
Основной официальный интернет-ресурс Дагестана «РИА Дагестан» на своей главной странице поместил сообщение о том, что якобы «с назначением Абдулатипова рейтинг Владимира Путина в Дагестане вырос на 21%».
Данный сайт не располагает возможностью размещения комментариев, но там предусмотрена функция по оценке сообщения по 5-ти бальной шкале. Как показывает статистика, оценили эту новость 61 человек, а средний балл составил 1,61.
Думаю, что комментарии относительно объективности подобных «рейтингов» излишни. Полагаю, что рейтинг Абдулатипова в первые 3 месяца после его назначения действительно был очень высоким, но в настоящее время, после многих невыполненных публичных обещаний, рейтинг находится на чрезвычайно низком уровне и продолжает стремительно падать. Стоит ли зеркала бояться?
Насрулла Адамов
Член Союза журналистов Москвы
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
В Махачкале восемь человек начали голодовку с требованием отставки главы Дагестана
Рамазан Абдулатипов утвержден на пост Президента Дагестана
Партии определились с кандидатами в главы Ингушетии и Дагестана
Выдвинуты первые кандидаты на пост главы Дагестана
Глава Комитета Народного Собрания Дагестана по межнациональным отношениям о проблемах республики