Ставка на «культурного» зоотехника
Если правильно истолковать основные тезисы президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, то получается, что главная проблема нашей республики – это катастрофическая нехватка грамотных специалистов, то есть, знатоков своего дела. С этим надо согласиться. Но как расценивать то, что происходит у нас в реальности? Мы задаем этот вопрос неспроста, а по следам недавних перестановок в руководстве Дербентского музея-заповедника.
Сразу хочется задаться еще одним вопросом: все негативное, что сейчас происходит в республике делается в обход внимания и желания руководства Дагестана или нет? В том или ином случае, приходится констатировать, что ни к чему хорошему это не приведет. Одной из главных проблем нашей республики в ближайшем будущем вполне может стать контрпродуктивная стараниям президента деятельность чиновников. Думаете, это просто слова? Мы это докажем на примере ситуации в Дербентском музее-заповеднике.
Как мы отмечали в последней статье «Спектр», две недели назад путем «блистательного» хода министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой, сменилось руководство музея-заповедника. Коротко говоря, профессионалу своего дела власть предпочла зоотехника, к тому же, неудачного… Вместо опытного музейного работника Кулама Исакова Махачкала назначила его заместителя по науке Али Ибрагимова.
«Честно говоря, я думал, что пришел новый министр и, наконец-то, наладится работа. Думал, что человек совсем другой, новой формации. Но не тут-то было, оказывается. Она привела в действие тот же механизм, которым пользуются остальные нерадивые чиновники. Выходит, что и новый министр у нас – марионетка, которой управляют сверху. Понимаете, когда в республику приходит президент, который хочет олицетворять собой чистоту и борьбу с коррупцией, но в ответ происходят такого рода назначения, то жалко такую республику.
Смутное будущее видится у такой республики. Оказывается, все вопросы в этой республике можно решать с помощью торта. Вот принес Ибрагимов торт в министерство культуры, значит, ты очень хороший парень и решил свои вопросы. А если ты не опускаешься до уровня таких базарных отношений, то ты видимо не так вышел. Как можно превращать искусство в базар? Вот до чего довели. Я не считал нужным ездить в министерство по рабочим вопросам и торты раздавать. Я, хотя бы, стесняюсь таких действий. Мне раньше говорили, что нужно привыкать к менталитету современного Дагестана, то есть научиться раздавать подарки и подлизываться. А то, что я еду в целое министерство по делам, а не кому-то домой, никого не волнует», – рассказывает Кулам Исаков.
На самом деле оказалось, что победу одержал человек, сделанный властью и для самой власти. Иного определения придумать и невозможно. Мы говорили о том, что предыдущий директор музея-заповедника Кулам Исаков был бесцеремонно уволен с должности в нарушение всех норм трудового законодательства, говорили, что его преемник – не кто иной, как совершенно случайный человек в сфере науки.
В этот раз мы расскажем о том, что удалось претворить в жизнь Куламу Исакову и в чьи руки теперь досталось это историческое хозяйство.
Чтобы понять, что происходит в Дербентском музее-заповеднике, необходимо вернуться в конец 2008 года, когда после скоропостижной смерти бывшего директора Н. Касумова, начались настоящие баталии за кресло руководителя ДМЗ. Кандидатур было более чем достаточно, 35 человек. Некоторые предлагали сами себя, за другими стояли финансовые или политические группы. Как обычно у нас происходит. Тем боле, что все кандидаты хорошо знали, как раньше проходили выборы директора.
Но, тем не менее, верх взяло благоразумие, директором музея был назначен Кулам Исаков, человек с высшим гуманитарным образованием, с дипломом Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Вернувшись в Махачкалу, он работал замдиректора и директором филиала Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В настоящее время он продолжает учебу в аспирантуре Санкт-Петербургского университета культуры и искусств на кафедре «Музееведения и экскурсоведение» по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов». Человек, проработавший в сфере культуры и образования на протяжении всей своей сознательной жизни, человек неискушенный в подковерных играх. С первого дня, включившись в работу и ознакомившись с деятельностью музея-заповедника, Исаков начал настраивать коллектив на планомерную и позитивную работу по всем направлениям развития музея. Коллектив такой подход полностью устраивал, соблюдение дисциплины, ежемесячные отчеты конкретно и реально проделанной, а не нарисованной работе…
Любая проверка, любая комиссия может сегодня проверить и удостовериться в следующем. Попавшему теперь в немилость властей Исакову тогда удалось переломить ситуацию в гораздо лучшую сторону. В частности, об этом свидетельствует участие Музея в Федеральной целевой программе «Культура России», включение ДМЗ в 2011-2012 годах в государственный реестр «Лучшее учреждение культуры региона», увеличение числа посетителей музея, с 37 тысяч до 52 тысяч туристов в год и позволило более чем в 2,5 раза повысить собственные доходы музея. Это было особенно важно с учетом того, что за весь период Исакова в должности руководителя учреждения, министерством культуры РД на содержание и развитие музея не было выделено ни одного рубля, кроме заработной платы сотрудникам. Но ведь работа не стояла, она продолжалась. Так, в Цитадели «Нарын-кала» на втором этаже в помещении Ханской канцелярии (на протяжении нескольких лет стояло в запустении) открылась экспозиция «Древний Дербент». Проводилась планомерная работа по созданию соответствующей инфраструктуры, а именно: на территории памятника был проведен природный газ, что позволило создать благоприятные условия для сотрудников. Построены санузлы, соответствующие всем санитарным нормам, налажена сезонная торговля сувенирами и прохладительными напитками. Увеличилось количество выставок, как выездных, так и стационарных. В музее «Природа Прикаспия» после проведенного ремонта открылась обновленная экспозиция и многое другое.
Основной задачей музея-заповедника, по крайней мере, пока у руководства находился Исаков, всегда было сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории Дербента. Для более качественной реализации этой задачи в музее был создан архитектурный отдел, в функции которого входит проведение мониторинга, выявление и пресечение нарушений в охранных зонах объектов культурного наследия. На основании актов, составленных архитектурным отделом были инициированы несколько судебных исков по сносу незаконных строений, возведенных в охранных зонах.
Собственными силами, без всякой поддержки и содействия уполномоченного органа, то есть министерства культуры республики, были проведены восстановительные работы на памятнике федерального значения «Северная крепостная стена», пострадавшей во время ливневых дождей и наводнений в Дербенте в 2010-2011 годах. Ежегодно на территории крепости «Нарын-кала» проводятся археологические исследования. В текущем году под руководством ученого Александра Кудрявцева в тесном контакте с сотрудниками музея начаты раскопки, в ходе которых могут выявиться факты, дающие право Дербенту именоваться одним из очагов распространения христианства в России. А в 2011-2012 года музей-заповедник вошел в реестр лучших учреждений культуры Российской федерации.
Мы не ставили перед собой задачи хвалить и выдавать на публику заслуги Кулама Исакова, это пусть делают простые люди, но приведенные в материале сведения полностью соответствуют правде и этого, на наш взгляд, нельзя было не учитывать при кадровых перестановках в руководстве музея-заповедника.
В марте текущего года на стол бывшего теперь министра культуры Зумруд Сулеймановой легла подробная, абсолютно обоснованная докладная записка о систематическом неисполнении трудовых обязанностей Али Ибрагимовым. В документе говорилось о том, что он постоянно нарушает внутренний распорядок дня, утвержденный в музее-заповеднике, а именно: не выходит на работу в положенное время, уходит с работы в удобное ему время, не ставя в известность руководство Музея и отдел кадров. На предложения дать объяснения в письменной форме по фактам выявленных нарушений трудовой дисциплины, Ибрагимов всегда отказывался, мотивируя это тем, что является номенклатурой и подчиняется лично министру культуры РД, хотя, по исполнению своих обязанностей непосредственно подчиняется директору Музея.
В той же записке вполне справедливо отмечается и коэффициент полезного труда Ибрагимова, если, конечно, можно в этом найти что-нибудь полезного для заповедника и общества. Тщетно. За период работы в должности замдиректора по науке, он вообще не проводил какую-либо работу, связанную с наукой и по тематике музея. Ибрагимов полностью игнорировал поручения руководства ДМЗ, даваемые как в устной, так и письменной форме. Начиная с апреля 2012 года, после ухода в ежегодный отпуск он практически не выходил на работу, либо выходил эпизодически. То он был на больничном, то передавал информацию через каких-то людей, что не может прийти на работу.
Этот блок материала можно было бы и не давать, если не одна деталь. Министр Сулейманова даже не отреагировала на данную записку, не говоря о проведении проверки на предмет соответствия изложенных фактов. Вот такие вот нравы.
Примечательно, что свой нрав и «высокую культурность» вновь назначенный директор музея-заповедника Али Ибрагимов показал буквально в день своего назначения. Он с помощью болгарки спил замки на дверях кабинета директора и практически вломился туда вместе со своими подручными. Никакой правовой оценки этих беспредельных действий, конечно же, не последовало.
Ибрагимова в народе прозвали «колхозником» и не просто так. Его личность едва ли вписывается в ранг директора одного из самых древних архитектурных памятников страны. Биография Ибрагимова не выдерживает критики. Если бы его назначение состоялось в лихие 90-е, то никто бы не удивился, но ведь на дворе уже далеко не те беспредельные годы. Так, Ибрагимов имеет судимость за хулиганство, хотя привлекался к уголовной ответственности чуть более десяти лет назад, в 1998 году он находился под следствие по более тяжкой статье Уголовного кодекса РФ. В 2011 году по факту хищения более 7 млн рублей в колхозе «им. Жданова», которым руководил Ибрагимов было возбуждено уголовное дело № 16910 по статье 159, ч.4 УК РФ, которое в настоящее время приостановлено по основаниям невозможности обеспечить явку виновного лица к следователю. Тем временем, все знают, где он находится, не знает, наверное, один следователь!
Следующий факт, отчетливо характеризующий Али Ибрагимова. У него есть склонность к суициду, то есть к самоубийству. Вот и пример. Однажды в магальной части города он облил себя бензином и пытался сжечь себя, протестуя против работы судебных приставов. Они изымали арестованное имущество колхоза. Другой факт. Известный криминальный авторитет из Избербаша по кличке «Барон», с которым дружил Ибрагимов нанес последнему несколько ножевых ранений в ходе преступных разборок. В итоге «Барона» осудили и посадили, а «Колхозника» прямым ходом к руководству культурным объектом. Не слишком ли расточительно это выглядит?
Рамазан Абдулатипов чуть ли не ежедневно повторяет слова, что Дагестан взял курс на обновление и очищение. Однако последние кадровые назначение в сфере культуры говорят совершенно об обратном. Неужели для излечения республики нужно избавляться от профессионалов? Неужели объект культурного наследия нужно передавать человеку, который не брезгует ничем ради достижения своих корыстных целей? Разве не является подобное решение кощунственным по отношению к истории своей республики и своего народа?
Тем не менее, хочется надеяться на то, что руководство республики и лично Рамазан Абдулатипов вникнут в данную ситуацию и не допустит дальнейшего пребывания в руководстве музея-заповедника недобросовестного и непорядочного человека. Хочется еще раз спросить, как власть собирается привлекать сюда инвесторов, туристов и, соответственно, капитал, если желающих покинуть Дагестан становится большем тех, кто сюда стремится.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.