Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дни Осетии в Европе. Европейцы знакомятся с осетинской культурой

 

Через пару дней в Бельгии стартует ряд мероприятий, посвященный так называемым «Дням осетинской культуры в Европе». Событие это не является новым и проводится уже несколько лет, точнее – четвертый год . Если раньше подобные мероприятия имели нерегулярный и хаотичный характер, то в последние годы наблюдается знакомство европейцев с культурой именно осетин: тут и павильоны, знакомящие с историей, и работы художников, и литература.

В Турцию и остальную Европу

Вообще, СМИ сообщали, что по-настоящему дни осетинской культуры в Европе начнутся 16 мая, и первой страной, которая начнет знакомство с историей и культурой кавказского народа, станет Бельгия. В некотором смысле это не совсем: в этом году это мероприятие уже проходило в одной из европейских стран.

В Турции на протяжении последних двух недель января присутствовали осетинские художники и организаторы прочих культурных мероприятий. С 18 по 31 января жители Стамбула, например, могли познакомится с экспонатами выставки «Арв-Арт», которая представляет собой набор работ осетинских художников.

Тут были работы высококлассного художника, заслуженного художника РСФСР Шалвы Бедоева, народного художника России Магреза Келехсаева, заслуженного художника РСО-Алании Ахсара Есенова.

Большинство работ, представленных на выставке, написано в таких жанрах как импрессионизм, абстракционизм, встречались также и экземпляры, рисованные в стиле «чистого сюрреализма».

Также в честь этого культурного мероприятия Стамбул посетили осетинские ученые. Например, присутствовал известный историк Руслан Базров, который попутно презентовал книгу «Черкесия и черкесы IXX», написанную другим осетинским историком Марком Блиевым.
Принимали участие в проведении дней осетинской культуры и представители местной достаточно многочисленной диаспоры во главе с председателем Кайя Абысалты. Весьма удачно также выпало, что открытие выставки работ осетинских художников совпала с проводимым ежегодно съездом осетин Турции.

Разумеется, местные потомки осетинских мухаджиров встретились с приехавшими в связи с мероприятием в Турцию деятелями. Именно местные осетины и раскупили картины, написанные упоминаемыми художниками (более половины представленных работы были куплены).

Делегацию приехавших из Осетии возглавлял вице-премьер Правительства РСО Азамат Хадиков.
По завершении мероприятия в Турции, организаторы и участники не поехали в другие европейские государства. Это несколько странно. Ведь в прошлом году аналогичное мероприятие прошло практически без перерывов: из Голландии поехали в Бельгию, а из Бельгии – в Венгрию, где и завершили событие, возвратившись на родину.

В этом же году уже успели посетить только Турцию. И лишь после более чем трехмесячного перерыва решили отправиться в Бельгию. С чем это связано, точно сказать нельзя: возможно, сами организаторы не могли решить некоторые юридические вопросы, возможно, украинские события несколько усложнили даже доступ к европейскому культурному миру. В прошлом же году все прошло гладко.
Кстати, в 2013 году участники «Дней осетинской культуры в Европе» умудрились также попасть на XVIII всемирный конгресс ясов, считающихся ближайшими родственниками современных осетин, в Венгрии. Собственно, закрытие «дней» и совпало с конгрессом в венгерском Ясберене. В общем, участники мероприятия потратили всего месяц на то, чтобы посетить три страны и провести в них выставки, концерты и встречи (началось все 20 мая, а закончилось в двадцатых числах июня).

В этом году «Дни осетинской культуры» должны будут пройти во Франции, Бельгии и Италии. Консистенция их будет аналогична таковой в Турции. А после посещений европейских государств осетинские художники должны будут провести выставки во Владикавказе, Москве, Сухуме и Цхинвале под общей темой «Европа глазами осетинских художников». Аналогичный цикл выставок проходил и в прошлом году.

Цель мероприятий

Зачем это делается? На первый взгляд, все понятно: европейцев знакомят с культурой осетин, налаживаются культурные связи между народами и тому подобное. Один из организаторов «дней» Радион Пухаев говорит примерно об этом же: «Налаживаются неплохие связи не только с представителями культурных центров россотрудничества, посольств РФ, осетинскими диаспорами, но и с местными органами муниципальных и региональных властей.

В нескольких зданиях Европы, среди которых мэрии, музеи, библиотеки и частные коллекции висят работы наших художников. Особо хочется отметить восторг европейских коллег самобытностью и высоким уровнем осетинской школы живописи. 
Целью данных мероприятий является налаживание культурных и гуманитарных связей, контактов творческой интеллигенции Осетии с коллегами из других стран, интеграция осетинской культуры в мировые культурные и художественные процессы. Ознакомление мирового сообщества с осетинской культурой, школой живописи и с Осетией в целом».

Что тут можно сказать? Насчет наращивания связей и контактов – все верно: чем чаще происходит событие и с чем большим размахом, тем известнее оно становится. Насчет зачинания сотрудничества с российскими культурными центрами – также все верно: например, в этом году на фестивале «Рандеву с Россией», который будет проводиться в Брюсселе, будет присутствовать и осетинский компонент: намечено открытие осетинского павильона.

Но есть небольшое «но», а точнее недопонимание. И тут нужна небольшая ремарка.
Организатором «дней» является бельгийская ассоциация «Renaissance», которая создана общественными деятелями осетинского происхождения. Некоторая часть людей, создавших организацию, имеет крайне расплывчатое представление об осетинской культуре, так как имеют отношение больше к бельгийской, точнее – европейской. Иначе никак нельзя объяснить следующие моменты.

«Ознакомление мирового сообщества с осетинской культурой», – говорит Пухаев. Как же знакомят европейцев и с какой именно культурой? Как известно, культура всегда носит исторический отпечаток: она формируется не за день и не за десятилетие, раз уж носит отпечаток чего-то самобытного и тем более принадлежит к какому-то конкретному народу.

В ней есть свои, присущие только ей оттенки и мотивы (конечно, если не вести речь о какой-нибудь контркультуре, не могущей иметь отношение к каком-нибудь конкретному этносу). На основании этого и можно полагать, что осетинская культура – это нечто, формировавшееся столетиями и являющееся в своем роде, как и любая другая этническая культура, уникальной.

Что преподносят обсуждаемые «дни культуры»? Культуру? Определенно, но осетинскую ли? Современных осетинских художников можно назвать художниками с большой буквы, но их импрессионизм, минимализм и абстракционизм не содержит в себе ничего осетинского: это работы без национальности, являющиеся скорее достоянием человека, чем народа.

Можно ли найти этот осетинский оттенок в работах, например, Шалвы Бедоева? Возможно, но если он там и есть, то обнаружить его человеку, не обладающему очень хорошим зрением и большим багажом знаний об осетинской культуре, невозможно. Вот, пример:
Почему-то совсем позабыли о том, что и в самом деле содержит в себе осетинский компонент. Если нужны художники, то почему бы не привозить работы основоположника осетинского изобразительного искусства Коста Хетагурова? Ну, или хотя бы копии его работ. Тут в полной мере представлен кавказский компонент. Названия работ Хетагурова говорят сами за себя: «Горянка, идущая за водой», «В осетинской сакле» и так далее.

В общем, тяжело назвать современные «Дни осетинской культуры в Европе» днями осетинской культуры как таковыми. Это скорее знакомство европейцев с творчеством современных культурных деятелей осетинского происхождения. 

Заур Караев

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«Исламское государство» подготовило сотни боевиков для терактов в Европе

Глава Северной Осетии призвал турецких осетин чаще приезжать в гости

Европу заселили выходцы с Кавказа

В Берлине начинается новая кампания против Азербайджана

В Москве обсудят проблематику Дагестана как потенциального туристического кластера страны

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия