Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Несносные постройки

К чему приведет очередная кампания по борьбе с самостроем в Махачкале?

На днях администрация Махачкалы начала приводить в исполнение декларацию врио мэра города Магомеда Сулейманова о необходимости сноса всех незаконных построек, которая прозвучала в конце апреля, вскоре после его назначения на новую должность. Первыми «жертвами» кампании городских властей стали торговые точки в поселке Талги, мешающие строительству федеральной трассы, и знаменитая «валютка» в районе стадиона «Труд».

Это далеко не первый случай, когда в Махачкале объявляют войну незаконным постройкам. Такое с завидной регулярностью происходило и при Саиде Амирове, но чаще всего не выходило за рамки «показательных порок и казней». Что же нужно сделать для того, чтобы война с незаконным строительством завершилась успехом?

Рупор администрации

Новостная лента Махачкалы последних дней пестрит сообщениями о рейдах городской администрации, которые проводятся вместе с сотрудниками министерства строительства и ЖКХ республики, УФМС, прокуратуры и МВД. «В Махачкале приостановлено строительство 20 объектов», «В администрации города Махачкалы обсудили вопросы незаконной выдачи разрешений на землю», «Три незаконных строения снесены в поселке Талги», сообщают горожанам заголовки новостей.  

Мэр города Магомед Сулейманов даже обратился к гражданам с официальным заявлением, в котором дал ретроспективу нарушений земельного (и не только) законодательства, а также напомнил об ответственности за них.

В частности, Магомед Валибагандович отметил, что в последние годы случаи выявления многочисленных фактов нарушения земельного и градостроительного законодательства на территории города Махачкалы стали некоей неотъемлемой данностью городской жизни.

К слову, новый градоначальник живо оперирует цифрами и смело ссылается на прежнее руководство. По его данным, на сегодняшний день выявлено и приостановлено незаконное строительство более 400 объектов.

Информация, обнародованная руководством города, вполне красноречиво демонстрирует масштабы проблемы. Вот лишь одна цитата из официальных источников: «За период с 1994 года по настоящее время, со ссылкой на фиктивные выписки из постановлений, выданные Управлением по архивным делам г. Махачкалы, или сфальсифицированные решения, были оформлены и выданы свидетельства государственной регистрации права собственности (так называемые «зеленки») на более чем 300 земельных участков». 

Проблемы имеются не только в части выдачи разрешений на строительство и регистрации права  собственности на землю. Нарушения есть практически по всем направлениям строительной деятельности. Например, по словам и.о. заместителя главы города Магомедэмина Гаджиева, практически у всех застройщиков отсутствует полный перечень документов, примерно у половины нет даже госэкспертизы.

«В результате мероприятий выявлено, что строительство ведется без авторского надзора со стороны проектировщиков и соблюдения строительных норм и правил. Сложившаяся ситуация является результатом полного игнорирования застройщиками и строителями норм градостроительной документации», – отметил Гаджиев на одном из селекторных совещаний в  администрации города.

Проблемы – системные, меры – точечные

Таким образом, новые власти города признают открытым текстом, что проблемы в сферах землепользования и застройки в Махачкале носят системный характер. Но значит, и решения здесь нужны соответствующие: очевидно, что привычными для администрации города  «кавалерийскими наскоками» и сносами самостроя, полулегального индивидуального строительства и коммерческой недвижимости тут не обойтись.

Иначе город получит просто «второе издание» кампаний по борьбе с самостроем, которые регулярно объявлялись Саидом Амировым. Можно, скажем, вспомнить, как в последний год его руководства была объявлена война гаражам, оккупировавшим дворы многоквартирных домов Махачкалы. В результате придомовую территорию многих многоквартирок очистили, но вот что появилось там вместо гаражей, никто не знает – статистика об этом умалчивает.

Очередная «война» самострою объявлена новым руководителем города, которое и вправду старается. Однако оценивать результаты нынешнего позитивного информационного шума будут только постфактум – в зависимости от того, что на месте снесенных зданий вырастет. А также от того, будет ли эта война избирательной или тотальной.

Но для этого требуется не только плановая, фронтальная «зачистка» самой администрации города и смежных с ней структур (что Магомед Сулейманов произвел в первые недели в новой должности), но и надзорных и других органов, которые участвуют в «жизни» недвижимости.

Например, нужен серьезный анализ, а также проверка деятельности таких организаций, как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, которое возглавляет зять покойного Гаджи Махачева Адам Амирилаев, ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД (кадастровая палата) во главе с Маилом Нефтялиевым, министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД во главе с Мусой Мусаевым, а также некоторых других структур.

Стоит вспомнить, что и управление Росреестра, и кадастровая палата уже становились предметом расследований компетентных органов. Например, в 2012 году пресс-служба Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ распространила важное сообщение.

Согласно ему, сотрудники Росреестра и ФГУП «Кадастровая палата по Республике Дагестан» подозревались в незаконной регистрации земли, находящейся в муниципальной собственности, стоимостью один миллиард рублей.

Под подозрением оказалась группа сотрудников управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, которая при помощи поддельных документов от имени главы районной администрации приобрела в собственность землю на территории Кумторкалинского района республики. Тогда Адаму Амирилаеву и Маилу Нефтялиеву пришлось объяснять, как случилась эта «история», руководителю управления Росреестра по СКФО Александру Степанову, который не замедлил посетить столицу Махачкалы.

А чуть раньше, в 2011 году, тогдашний глава республики Магомедсалам Магомедов на совместном заседании Совета безопасности, Антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Дагестане назвал подразделения Росимущества, Роскадастра, Роснедвижимости и Росреестра самыми коррупционными в республике и предложил их руководителям подать заявления об отставке.

Но дело, конечно не столько в личностях руководителей, а в центральных позициях, которые занимают указанные структуры в процессе оформления права собственности на землю. К примеру, на основе кадастровой стоимости земли осуществляется расчет земельного налога, арендных платежей, выкупной стоимости земельных участков. Все это трансформируется во влияние, а нередко и в коррупционную составляющую.

Понятно, что все эти процессы нуждаются в упорядочении и прозрачности, а следовательно, нужна «чистка». И здесь главное, чтобы был посыл, так как это все же уровень, на котором серьезные санкции возможны только с подачи федералов и главы республики. И, конечно, на этом останавливаться не стоит.

Пока же администрация города активно эксплуатирует ту «группу сноса», которая ей по зубам. Однако чем выше у владельцев незаконных строений денежные возможности и уровень «рукопожатности» во властных структурах, тем больше они будут оказывать сопротивление «кавалерийским атакам» мэрии.

Закон на защите?

Дело осложняется еще и тем, что один из самых прибыльных и коррупционных сегментов строительной отрасли – индивидуальное жилищное строительство – находится в очень косвенных отношениях с Уголовным кодексом. Подогнать самострой под уголовную статью весьма сложно – в основном за подобные нарушения в строительной сфере предусмотрена лишь административная ответственность. Например, есть ст. 222 Гражданского кодекса, где оговаривается, что такое самовольная постройка и какие последствия ее возведение несет. О серьезной ответственности речь не идет: самое страшное -  это  снос за счет лица, осуществившего эту постройку.

В результате борьба с незаконным строительством ведется, как правило, путем осуществления общенадзорных прокурорских проверок. По результатам прокуратура подает иски в суд о сносе самовольных построек, либо привлекает застройщиков к административной ответственности. Нужно ли говорить, что гражданские и административные методы борьбы с самостроем не оказывают должного влияния на ситуацию?

Нет в УК РФ и специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за захват земли. Конечно, теоретически можно подогнать знакомый всем дагестанцам земельный беспредел под ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»), – например, если под видом индивидуального жилого дома выстраивают многоквартирный с последующей продажей жилья. Как вариант, можно использовать ст. 331 УК РФ – «Самоуправство».

Но обычно все оказывается гораздо прозаичнее и проще: если в дело идет норма закона, то это, как правило, именно Кодекс об административных правонарушениях, а суммы взысканий смехотворные.

Скажем, по ст. 9.5 КОАП («Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию») за эксплуатацию объекта капстроительства без разрешения на ввод в эксплуатацию вам могут «впаять» наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, если вы физлицо. От 1 до 2 тысяч рублей, если вы должностное лицо. А если вы юридическое лицо, то сумма штрафа будет составлять от 10 до 20 тысяч рублей.

Не менее показательный «прейскурант» утвержден постановлением (кстати, до сих пор действующим) Махачкалинского городского собрания от 5 сентября 2003 года «Об установлении штрафов за самовольный захват земли и самовольное строительство».

Согласно этому документу, самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов влечет наложение «страшных» штрафов: на граждан – 1000 рублей, на должностных лиц -  2000 рублей, на юридических лиц – 20 тысяч рублей.

Ну а строительство без разрешений зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, карается еще более «сурово»: штраф для граждан составляет 500 рублей, для должностных лиц – 1000 рублей, для юридических лиц – 10000 рублей.

Исходя из существующих санкций, становится вполне очевидно, что сносы и грозные речи – это только «верхушка айсберга». Главная борьба с самостроем должна развернуться на поле превентивного предупреждения нарушений в земельной и градостроительной сфере. А для этого нужна указка сверху, политическая воля и смелость.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Муса Мусаев назначен и.о. мэра Махачкалы

Исполняющим обязанности мэра Махачкалы назначен Абусупьян Гасанов

Главы трех районов Махачкалы отправлены в отставку

В Дагестане адвокаты заявляют о причастности силовиков к убийству Магомеда Гучучалиева

Рабаданов: «У меня нет политических амбиций»

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия