Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Патриотизм-2020

Каким Кремль видит российского патриота нового поколения?

Москва вынесла на общественное обсуждение концепцию новой госпрограммы патриотического воспитания на ближайшую пятилетку. В сравнении с прежней, которая завершается в нынешнем году, ее финансирование выросло вдвое. А вот смысловое наполнение...

На казачество потратят 220 миллионов

Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве России (Росвоенцентр) представил концепцию новой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан». Она четвертая по счету и рассчитана на срок с 2016 до 2020 года. Работа над программой заняла чуть менее года, к ней были привлечены сотрудники практически всех федеральных ведомств, многих общественных организаций (например, ДОСААФ и «Российский союз ветеранов»), а также четырех регионов – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Волгоградской областей.

Всего на реализацию программы предусмотрено (точнее, будет предусмотрено начиная с 2016 года) без малого 1,8 млрд рублей, которые почти равномерно распределены на пять лет. Причем из общей суммы 656 миллионов распределит Минобрнауки, 452 миллиона – Минкультуры, 200 миллионов – как ни странно, МЧС, 159 миллионов – Минобороны и 123 миллиона – Роспечать… В числе операторов есть даже Роскосмос и Государственная фельдъегерская служба.

Для сравнения: предыдущая пятилетняя госпрограмма (действие которой завершается в нынешнем году) была подкреплена финансированием в объеме 777 млн рублей (из которых 597 миллионов – федеральный бюджет, остальное – внебюджет). В любом случае, финансовое обеспечение новой госпрограммы, несмотря на кризис, окажется почти вдвое больше нынешней.

Среди прочего подразумевается унифицировать подходы к патриотическому воспитанию в регионах: 1 млн рублей выделят разработку типового положения о деятельности патриотических клубов и объединений. 15 миллионов потратят на проведение различных конференций, а еще 36 миллионов – на семинары и совещания.

Пожалуй, самая внушительная строка расходов – 260 миллионов – это организация и проведение военно-исторических туристских маршрутов (для детей и подростков). 110 миллионов рублей потратят на проведение финалов всероссийской игры «Зарница» в Забайкальском крае. Для сравнения: на слеты студенческих отрядов – лишь 35 миллионов.

На развитие казачества в общей сложности будет потрачено почти 220 млн рублей, в том числе 100 миллионов – на создание Российского музея казачества, а остальное – на мероприятия (детские фестивали «Казачок» и взрослые – «Казачий круг», военные игры «Казачий сполох»).

Впрочем, есть в общей массе довольно блеклых бюрократических предложений и яркие жемчужины. Скажем, в 400 тысяч рублей обойдется издание книги «Богатыри земли Русской» о выдающихся исторических личностях. 60 миллионов – это новая геоинформационная система «Боевой путь» по местам боев Второй мировой войны, памятникам и местам захоронений. Не забыли и о Северном Кавказе: 600 тысяч рублей потратят на поиск и перезахоронение останков воинов, оборонявших Эльбрус.


Стране нужны не только военные герои!

В целом же и в названии, и в содержании госпрограммы понятие «патриотизм» следует неотрывно за словом «военный». Если детский конкурс плакатов — то военных, если фестиваль песен — то тоже военных…

Мероприятия, не связанные с военной тематикой, можно пересчитать по пальцам: слеты юных геологов, фестиваль авторской песни «Белые ночи Космодрома», конкурсы «Славим человека труда», «Юный пожарный», «Юный водник», юниорский лесной конкурс «Подрост», соревнования студенческих спасательных команд.

Между тем, в истории России было немало героических страниц, никак не связанных с войнами. Отдельные из них авторы программы вспомнили: например, в 2017 году отметят 60-летие запуска первого искусственного спутника Земли и начала космической эры (бюджет мероприятий – 300 тысяч рублей).

При этом незаслуженно забыты многие трудовые подвиги: например, в 2018 году Россия отметит 80-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, а в 2016 году – столетия запуска Транссибирской магистрали… А что знают завтрашние граждане, на которых и нацелена новая госпрограмма, о Всесоюзных ударных комсомольских стройках, о «стахановцах» и «пятидесятитысячниках», о многостаночниках и соцсоревнованиях?!

Даже в советские годы, когда милитаризация массового сознания была намного выше, нежели в современной России, именно трудовые подвиги были основой государственной агитации и пропаганды. Почему этот опыт решили не использовать авторы новой госпрограммы? И даже военные страницы истории России отражены в ней выборочно: ни слова об Отечественной войне 1812 года и лишь одно упоминание – о Первой мировой войне (будет издана книга к столетию со дня ее окончания).

Лишь несколько раз упоминается в тексте государственной программы слово «семья» – непреложная ценность, которая является одним из объединяющих понятий для нашего расколотого общества.


«России нужны героические мифы»
Светлана Иванова, заведующая кафедрой «Социальная философия и этнология» СКФУ, доктор философских наук:

– Помимо героических дат существует обычная жизнь рядовых граждан и молодежи, не участвующих в военных действиях. Существует обычный набор общих символов, праздников, обрядовой символики для формирования патриотических чувств и убеждений. Сейчас в символическом поле наблюдается восстановление государственной символики и ритуалов, связанных с подчеркнутым уважением к ней.
Есть и проблемы на пути формирования патриотических ценностей и смыслов – не только общероссийские (связанные с экономикой или кризисом традиционной семьи), но и региональные (для Кавказа это полиэтничность, поликонфессиональность).

День народного единства – это один из праздников новой России, но как объяснить молодежи, что нужно делать в этот день? Все мы помним, что был праздник 7 ноября, который проходил в садике, затем в школе, в семье, и человек воспроизводил его уже со своими детьми. А касательно Дня народного единства выходной день есть, историческое обоснование есть, а вот символического, ритуального, сакрального, плодящего менталитет и передающегося от поколения к поколению комплекса элементов еще нет. И это большая работа для социальных технологов.

Это как раз самое сложное – кто и как будет обеспечивать патриотическое воспитание в современном регионе, в современной школе? Помимо масштабных действий необходимы локальные и региональные события – это празднование дня рождения поселка, дня рождения героев, не обязательно героев Великой Отечественной войны. За последние 25 лет в нашей стране было много объявленных и необъявленных войн, и это поколение героев ближе молодежи, нежели герои прошлых десятилетий.

Необходимо конструирование героических мифов. Двадцать лет было потрачено на развенчание мифов о светлом советском прошлом, но любой народ не может жить без героических мифов, и ему необходима мифологизация многих поступков (в том числе связанных с трудовым фронтом). А это уже удел деятелей культуры, средств массовой информации, владельцев умов молодежи.


«Патриотизм невозможен без этничности»
Юрий Васильев, директор Ставропольского филиала РАНХиГС, доктор политических наук:

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» регламентирует практически всю концептуальную работу, а не практику. Практики работают больше не по концепциям и не по доктринам, они перенимают те формы работы, которые существовали давно и были ориентированы на практический результат. На все патриотическое воспитание наше государство выделило с 2011 по 2015 года аж 800 млн рублей на всю страну! Ну о чем можно говорить всерьез?!

Было четыре варианта концепции программы на 2016-2020 годы, осталось два, потому что два других вообще никуда не годятся. Но и когда их читаешь, впечатление как от какой-то диссертации. Причем диссертации теоретиков, которые оторваны от жизни и просто не знают, что такое образовательный процесс, что такое патриотизм вообще.

Там больше словоблудия, нежели опоры на реальные, действенные механизмы воздействия на личность. Но если мы говорим, что у нас ребята из восточных районов [Ставрополья] едут в Сирию воевать, если у нас пятнадцатилетняя девочка одевает пояс шахида и идет взрываться, значит, у нас не все хорошо с патриотизмом вообще?!

Ведь не имея идеологии как таковой, не имея идеологического стержня, нам не на что опираться. Но у нас в проекте [госпрограммы] нет слова «семья», а ребенок воспитывается патриотом, ответственным гражданином именно в семье.

Нет [в концепции госпрограммы] даже понятия «этнический патриотизм». Хотя, на мой взгляд, гражданский патриотизм необходимо воспитывать только через этнический патриотизм: например, для мусульман это опора на традиционное общество, традиционную систему ценностей, семью, уважение к старшим, желание защитить свою территорию. 

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В районах Юждага построят социальные объекты на сумму более 1,5 млрд рублей

Кавказ измерили пятилетками. Новая госпрограмма развития СКФО вызывает много вопросов

Северному Кавказу перезагрузили программу. Обнародована новая стратегия развития макрорегиона

Что ждет Северный Кавказ до 2025 года

В Тюмени состоится Межрегиональная конференция ФЛНКА

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия