Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Куда уходят субсидии, предназначенные для поддержки фермерских хозяйств?

В условиях продовольственных санкций государство вполне объяснимо увеличило поддержку фермерских хозяйств, вследствие чего в 2015 году общий объем субсидий федерального бюджета, направленных регионам на развитие фермерских хозяйств, вырос на 90 миллионов рублей и, согласно подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым пакету распоряжений, составил 3 439 млрд рублей. Минсельхоз России сделал ставку на основные сельскохозяйственные области страны, а также традиционно поддержал республики Северного Кавказа. Именно в эти регионы направились наибольшие средства господдержки.

Экономика нашей республики опирается на сельское хозяйство. Именно поэтому сельхозпроизводство в регионе стараются всячески стимулировать: если раньше для ведения личного подсобного хозяйства в республике выделяли один гектар земли, то теперь – 3 гектара. Особое место в этой политике занимает поддержка семейного подворья как перспективного производителя сельхозпродукции.

В текущем году Дагестану на развитие фермерских хозяйств выделено 260,3 млн бюджетных рублей, то есть финансирование фермеров республики увеличилось почти на 82 млн, но сама республика в рейтинге получателей субсидий опустилась на второе место, уступив лидерство Ставропольскому краю.

Фермеры Ставропольского края в текущем году получат почти 322 млн рублей. Казалось бы, Ставрополье – сильный аграрный регион и в особой поддержке не нуждается. Но в прошлом году в крае раскрыли более полусотни фактов мошенничества, связанных с получением господдержки сельского хозяйства на общую сумму свыше 62 млн рублей. Криминальные схемы незаконного получения субсидий работали на протяжении нескольких лет. Понятно, что до крестьян деньги не доходили, в результате чего фермерскому хозяйству региона теперь приходится наверстывать упущенное.

Но вернемся к Дагестану. Предполагается, что выделяемые деньги будут направляться на развитие семейных животноводческих ферм, создание крестьянского (фермерского) хозяйства. Более того, фермеры получат единовременную помощь на бытовое устройство. Максимальная сумма поддержки для начинающего КФХ составляет, согласно программе, 1,5 млн рублей, максимальная сумма гранта для семейных ферм – 5 млн рублей.

Перспективы развития аграрного сектора в Дагестане обсуждаются давно, и «эти средства могли бы стать хорошим подспорьем, если бы не два но», считает экономист Алибег Юнусов. Действительно, подобные программы в Дагестане пытались практиковать неоднократно, но глобального успеха они не дали. «Как только фермер получает крупную сумму, срабатывает менталитет, и он уже вкладывается не в свое хозяйство, а покупает дом или квартиру в городе. Так ему кажется лучше, перспективнее для его детей», – говорит Юнусов.

Вторым немаловажным фактором по его версии остается коррупционная составляющая. И вряд ли кто-то станет с этим спорить.

Проведенный прокуратурой РД в конце 2014 года анализ исполнения целевых программ показал, что из действовавших в республике с начала 2014 года 68 программ эффективной была признана реализация лишь 16. Всего по результатам проверки прокурорами было выявлено 130 нарушений закона, в целях устранения которых было внесено 30 представлений, три должностных лица были привлечены к административной ответственности, а в следственные органы было направлено семь материалов прокурорских проверок, по которым было возбуждено шесть уголовных дел о хищении средств из госпрограмм. Нарушения были выявлены в ходе проверки распределения бюджетных денег, предназначенных на развитие фермерства, помощь сельской инфраструктуре, капитальный ремонт общего имущества, строительство домов для переселенцев из аварийного жилья, ремонт дорог и многое другое.

В ходе проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия республики прокуратурой были выявлены нарушения законодательства в сфере поддержки сельского хозяйства, которые привели к хищениям более 13 млн рублей. Нарушения законодательства выразились в ненадлежащем исполнении работниками Минсельхозпрода должностных обязанностей по проверке достоверности представленных заявителями документов, связанных с реализацией госпрограмм. Несмотря на это, в конце апреля уже текущего года дагестанское управление ФАС России возбудило пять дел в отношении Минсельхозпрода республики по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в предоставлении министерством преимущественных условий пяти фермерским хозяйствам, участвующим в программе поддержки начинающих фермеров, в виде предоставления гранта на создание и развитие КФХ.

Необходимо отметить, что и сама процедура субсидирования сельхозпроизводителей недостаточно разработана и прозрачна. Фермерам необходимо собрать слишком много всевозможных заключений и справок, но при этом при получении субсидий не требуется никаких документов, подтверждающих реальную работу фермера. Отсутствие прозрачности в предоставлении субсидий приводит к тому, что в Дагестане не наблюдается роста производства в аграрной сфере и, соответственно, роста налоговых поступлений от крестьянско-фермерских хозяйств.

Актуальной в настоящее время также остается проблема финансирования принятых программ, так как та часть средств, которая должна быть выделена из республиканского бюджета, зачастую перечисляется в неполном объеме. И хотя данная проблема с фермерскими грантами имеет мало общего (из-за приоритета, коим стал АПК, вследствие продовольственного эмбарго), очевидно, что при наличии дефицита финансирования программ существенная часть выделенных средств не дойдет до реальных получателей.

В этой связи становится понятным, почему в республике не прослеживается эффект от субсидирования сельхозпроизводителей. Излишне говорить, что все это негативно влияет не только на эффективность использования бюджетных и иных средств, выделяемых на реализацию государственных целевых программ, но и не способствуют достижению задач по социально-экономическому развитию республики.
А тем временем дагестанские аграрии реально рассчитывают на поддержку государства.

Мамед Рамазанов развивает семейное фермерское хозяйство в селении Куруш Докузпаринского района, в котором преимущественно занимается скотоводством и садоводством. Он считает, что выделяемые средства – результат многолетних обращений фермеров к властям. Он сам неоднократно выступал на различных площадках. «Сейчас говорят, что молодые в село не хотят, но если они увидят пример хороший, то постепенно захотят», – считает фермер. На помощь в рамках целевой программы он очень рассчитывает.

Крестьянское (фермерское) хозяйство Зульпухара Давудова в селении Новокаякент Каякентского района представляет собой комплекс, состоящий из нескольких инкубаторов на десятки тысяч птиц и теплицы площадью 3 гектара, в которой глава хозяйства с конца прошлого года выращивает томаты сорта Pink Magic (так называемые розовые помидоры). Возведение современной теплицы обошлось Давудову приблизительно в 70 млн рублей. Часть этой суммы он получил в рамках целевой программы и сегодня может более или менее спокойно вести свой бизнес и вносить свой вклад в укрепление продовольственной безопасности республики, а вместе с ней и всей страны.

Очевидно, что декларируемое сегодня импортозамещение сельхозпродукции не может быть осуществлено без активной поддержки фермеров по всей стране. Но когда эта поддержка натыкается на недобросовестных чиновников, целевые программы теряют всяческий смысл и единственным выходом из ситуации становится дополнительная финансовая подпитка региона, как в случае со Ставропольским краем. В корне проблему это, конечно, не решает, но фермеры, в то же время, не должны страдать из-за коррупционного произвола.

Известно, что в коррупционных схемах виноваты все – и взяткодатели, и взяткополучатели. Поэтому нецелевое использование бюджетных средств является проблемой, в решении которой должны принимать участие как правоохранительные органы, так и сами фермеры, которые вместо покупки новой квартиры все же вложат полученные от государства средства в развитие своего фермерского хозяйства.

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

РГО проведет собрание, посвященное Международному дню гор

Дагестан получит 54 миллиона рублей на развитие физкультуры и спорта

Схема распила денег на сельское хозяйство в Табасаране

На социально-экономическое развитие горных территорий Дагестана выделят 23,3 млрд рублей

Малочисленным народам России выделят на развитие 240 млн рублей

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия