Лезгинская звезда Мадрида
О жизни, творчестве и любви к родной земле пианистки Карины Азизовой
15 09 2015, 16:12
Просмотров: 9 016
Комментарии: 2
Раздел: Главная лента / Рубрика - Главные новости / КультураЛезгинский народ чрезвычайно богат талантливыми людьми в самых разных сферах жизни. Но о многих из них мы порой даже не знаем или знаем крайне мало. Одним из подобных приятнейших «открытий» для редакции ФЛНКА стало знакомство с нашей замечательной землячкой-пианисткой Кариной Азизовой.
Представляем вашему вниманию интервью, для которого нашла
время в своем жестком графике наша прославленная землячка.
С приездом Вас,
Карина! Мы очень рады возможности побеседовать с Вами. Ваше имя мало известно
среди лезгин, а информации о Вас в
русскоязычных ресурсах интернета очень немного. Расскажите нам, пожалуйста,
немного о себе.
Я родилась в Туркмении, в Ашхабаде, где с юных лет училась
музыке. Страсть к музыке у меня появилась очень рано, буквально с детского
сада. В Ашхабадской школе, а это была не обычная школа, а Республиканская
музыкальная школа для одаренных детей Туркменистана, я проучилась всего пять
классов. После этого педагоги сделали вывод, что я уже переросла уровень этой
школы и направили меня в Москву. А высочайший уровень советского музыкального
образования, особенно того, которое давали в Москве и Санкт-Петербурге,
конечно, до сих поражает весь мир.
Таким образом, в возрасте 12 лет я оказалась в Москве и
начала учиться в Центральной музыкальной школе при Московской государственной
консерватории имени П.И. Чайковского. Это та школа, в которую съезжались на
обучение самые талантливые дети со всего бывшего Советского Союза. Огромное
спасибо моим родителям, которые оценили мое желание и способности и не
побоялись отправить ребенка в огромный далекий город. Для того времени это был
достаточно нетипичный случай, тем более в лезгинской семье со строгим
отношением к женскому воспитанию. Но у моих родителей было особое благоговейное
отношение к искусству и музыке в частности, которое не так часто встретишь
сейчас. После долгих и тяжелых раздумий они все-таки решились на это, и, как
оказалось, были абсолютно правы.
А родители Ваши
тоже занимались музыкой?
Нет, у нас в семье я такая одна. Ни у родителей, ни среди
братьев и сестер не оказалось больше музыкальных талантов. Но, благодаря
решению родителей я смогла попасть в самый престижный центр музыкального
образования Москвы. Я думаю, что мне очень повезло и с родителями, и с
учителями, которые позволили мне раскрыться в полной мере.
В музыкальной школе в Москве моим учителем был всемирно известный пианист Виктор Бунин, а уже поступив в Московскую Консерваторию , я попала в класс знаменитого педагога, заслуженного артиста и деятеля искусств РСФСР, профессора Льва Наумова.
Карина, не трудно
ли было в возрасте 12 лет, одной, освоиться в таком большом городе как Москва?
Да,
конечно, было трудно адаптироваться сразу. Мне очень не хватало моей семьи.
Бывало, что жили в интернате по семь человек в комнате. Но я всегда знала,
что музыка – дело моей жизни, моя
путеводная звезда.
То есть уже в таком раннем возрасте
Вы четко понимали и видели в музыке главное занятие своей жизни?
Абсолютно!
Я это знала, наверное, еще в шесть лет, когда увидела в детском саду, как
играет пианистка, которая аккомпанировала нашим детским танцам. Тогда я,
естественно, ростом была ниже клавиш, но заворожено смотрела снизу вверх, как
порхают руки пианистки, - это впечатление у меня осталось до сих пор. То есть
на моих детских глазах происходило настоящее чудо – прикосновения к этим черным
и белым клавишам рождали чарующие звуки, сплетавшиеся в прекрасные мелодии...
Мне хотелось стать соучастницей этого магического процесса. Помню, мне тогда купили какой-то игрушечный рояль, я подбирала известные мелодии из передач и популярные в то время песни. Но потом уже в семь лет мне купили фортепиано, и я начала серьезно заниматься.
Потом
были музыкальные школы… В 15 лет я получила премию на международном конкурсе в
Рагузе (Италия), потом через год в Остуни, тоже в Италии, также ездили на
концерты в США и другие страны.
В
то время нелегко было столь часто ездить за границу, и большая заслуга наших
преподавателей в том, что давали такие возможности ученикам, всеми силами
стремились сделать так, чтобы участвовали в как можно большем количестве
концертов и конкурсов.
Я
с того времени уже привыкла к такой жизни с многочисленными поездками,
постоянными концертами, общением с публикой, морем новых впечатлений, - мне это
всегда нравилось. Это то, чем мы духовно «питаемся», в чем черпаем силы для
новых свершений.
Карина, а как Вы оказались в
Испании?
Я
проучилась у Льва Наумова 6 лет, и к тому времени ситуация в России для
классических музыкантов сложилась не самая благоприятная, работы было мало.
Большое количество выдающихся музыкантов уехало в эти годы, - конец 90-х-начало
2000-х, многие еще раньше. Уезжали в Европу и Америку.
Я
в это время попала на прослушивание к одному очень известному испанскому
дирижеру - Виктору Пабло - после чего мне буквально на следующий день
предложили контракт. Таким образом я оказалась в Испании.
Мне
эта страна очень нравится, ее теплый климат весьма благоприятно влияет на
настроение. Мне достаточно быстро дался испанский язык, и сейчас я вполне могу
сойти за местную.
Там
созданы очень хорошие условия для развития классической музыки. Несмотря на все
кризисы, финансирование культуры в Испании
почти не сократилось и классическая музыка регулярно звучит с
многочисленных концертных площадок этой прекрасной страны.
У
меня проходят регулярные концерты, в том числе на таких известнейших концертных
площадках, как Мадридская Национальная Аудитория, Дворец каталонской музыки в
Барселоне, Монументальный театр, Дворец
фестивалей в Сантандере, театр Росалии дэ Кастро в Ла-Корунье и т.д. На этих
сценах я исполняла концерты Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Брамса и
других мастеров. Также параллельно выезжаю на международные концерты.
Мне посчастливилось выступать на одной сцене с такими известными музыкантами, как испанская меццо-сопрано Тереса Берганса, польская контральто Эва Подлеш, всемирно известный хорватский валторнист Радован Влаткович и др.
А какую музыку, каких авторов, Вы
любите играть больше всего?
Мне
ближе всего романтичная эпоха русской и всей европейской музыки, хотя играю и
композиции современных авторов, и зарубежных классиков.
Очень
мне близки по духу Рахманинов, Скрябин, Шуман, Брамс. Но Рахманинов мне как-то
особенно дорог. Когда я играю его музыку, мне кажется, что в меня как будто
вселяется его дух. Ну и, конечно же, играет свою роль то, что Рахманинов сам
был пианистом, звучание рояля в его произведениях раскрывается во всей своей
палитре красок.
Слушаете ли Вы национальную
лезгинскую музыку? Может быть, какие-то фольклорные мотивы можно было бы включить
в Ваши концерты?
Так
получается, что в основном я слушаю национальную музыку во время наших
лезгинских свадеб. А в целом мои музыкальные вкусы очень широкие, я слушаю
самую разную музыку. Это может быть и Стинг, и Эл Джерро, и Led Zeppelin. Но на первом месте, конечно же, музыка классическая.
Из кавказской классической музыки я играла произведения Гиссы Чича, известного адыгейского композитора и Тамерлана Хосроева, композитора из Северной Осетии. Но часто я сажусь и играю что-нибудь в нашем лезгинском стиле для себя, для семьи.
Насчет
включения в концертную программу мотивов народной музыки, - идея очень
интересная, но пока я не пробовала. Но в будущем можно поэкспериментировать.
Тем
более, что наш земляк, выдающийся композитор Готфрид Гасанов, создатель
дагестанской оперы и основатель музыкальной культуры советского Дагестана,
использовал народные мотивы для создания своих прекрасных произведений. Яркий
пример того, как хорошо может сочетаться народная музыка с классической.
Мне
бы хотелось сыграть произведения Гасанова, возможно, даже посвятить ему
отдельный концерт.
В
любом случае, родная музыка и родная культура в моей крови, они останутся со
мной всегда.
Позвольте немного отойти от
музыкальной темы. Скажите, бывали ли Вы когда-нибудь на исторической родине - в
Лезгистане?
Вы
знаете, я бывала на родине только в детстве, - это Исмаиллинский район
Азербайджана, села Каладжух и Рушан. Родители возили нас туда из Туркмении
каждый год, мы проводили там обычно целый месяц в полноценной лезгинской среде.
Во многом благодаря этому я знаю родной язык, и до сих пор практически все
понимаю и могу достаточно неплохо изъясняться. Мои родители тоже дома всегда
говорили на лезгинском. Сейчас, конечно, практики очень не хватает, многое
забывается.
Но
уже после моего отъезда в Москву я не была там ни разу, что, конечно, очень
печально. А в Дагестане я так и не побывала.
Знают ли о лезгинах в Европе?
Удивляются ли, узнав о Вашем происхождении?
Да,
большинству европейцев, конечно, трудно осознать такое количество
«идентичностей», как у меня. Получается, что я в целом из России, но родилась и
детство провела в Туркмении. Гражданство у меня двойное – российское и
туркменское. Но, тем не менее, я ни туркменка, ни русская. Родители мои из
Азербайджана, а по национальности я лезгинка.
Среднестатистический
европеец, когда я ему это все рассказываю, конечно, абсолютно ничего не
понимает. Они привыкли к понятию гражданской нации – если у тебя российский
паспорт – значит ты русский.
О
лезгинах, о том, что это разделенный народ, проживающий в России и
Азербайджане, знают очень мало. Сайт ФЛНКА, насколько я знаю, единственный
лезгинский ресурс, который публикует материалы на английском, то есть доступные
для европейской и общемировой публики. К тому же Автономия, как я недавно
узнала, активно работает на международной арене – и это очень радует. О нас,
нашей истории, имеющихся проблемах будет знать больше людей.
Ощущаете ли Вы свою сопричастность
жизни и чаяниям нашего народа, находясь за границей?
Несомненно,
я осознаю себя частью нашего народа, и я очень рада, что владею языком - это
очень важная часть культуры, носитель некого исторического кода, если можно так
выразиться.
В
основном, конечно, эта сопричастность выражается через мою привязанность к
своей семье, - все мы регулярно встречаемся, я приезжаю довольно часто к маме и
другим родным, которые все еще живут в Туркмении. Через вот эту семейную
атмосферу, родной очаг я осознаю себя уже частью большой лезгинской семьи. Я
это очень ценю.
И
еще , конечно , не могу не упомянуть о нашем знаменитом танце «Лезгинка», который
прославил нас далеко за пределами нашей родины. Такие известные композиторы как
М.Глинка и А.Хачатурян использовали мотивы этого танца в своем творчестве. Характер
этого танца ярко отражает наш характер - смелость, пылкость, энергичность и
мужественность. Когда я слышу первые аккорды «Лезгинки», во мне просыпается
какая-то невероятная энергия. Это и есть тот момент, когда я, возможно, в
наибольшей степени ощущаю себя частью нашего лезгинского народа.
Спасибо Вам огромное, Карина, за столь подробный и интересный рассказ. Надеемся увидеть Вас когда-нибудь с концертом и на Лезгинской земле. Это несомненно вдохновит многих наших талантливых ребят на то, чтобы посвятить себя высокому искусству музыки.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Карина Исмаилова - в тройке победителей шоу «Ну-ка, все вместе!»
«Настал момент всем объединиться»
Школа для одаренных детей будет создана в Дербенте при содействии фонда "Иман" Фирузы Керимовой
Сохраняя родную культуру вдали от малой Родины
Президенты Туркмении и Грузии обсудят вопросы сотрудничества