Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгинская звезда Мадрида

О жизни, творчестве и любви к родной земле пианистки Карины Азизовой

 

Лезгинский народ чрезвычайно богат талантливыми людьми в самых разных сферах жизни. Но о многих из них мы порой даже не знаем или знаем крайне мало. Одним из подобных приятнейших «открытий» для редакции ФЛНКА стало знакомство с нашей замечательной землячкой-пианисткой Кариной Азизовой.

Представляем вашему вниманию интервью, для которого нашла время в своем жестком графике наша прославленная землячка.

С приездом Вас, Карина! Мы очень рады возможности побеседовать с Вами. Ваше имя мало известно среди лезгин,  а информации о Вас в русскоязычных ресурсах интернета очень немного. Расскажите нам, пожалуйста, немного о себе.

Я родилась в Туркмении, в Ашхабаде, где с юных лет училась музыке. Страсть к музыке у меня появилась очень рано, буквально с детского сада. В Ашхабадской школе, а это была не обычная школа, а Республиканская музыкальная школа для одаренных детей Туркменистана, я проучилась всего пять классов. После этого педагоги сделали вывод, что я уже переросла уровень этой школы и направили меня в Москву. А высочайший уровень советского музыкального образования, особенно того, которое давали в Москве и Санкт-Петербурге, конечно, до сих поражает весь мир.

Таким образом, в возрасте 12 лет я оказалась в Москве и начала учиться в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Это та школа, в которую съезжались на обучение самые талантливые дети со всего бывшего Советского Союза. Огромное спасибо моим родителям, которые оценили мое желание и способности и не побоялись отправить ребенка в огромный далекий город. Для того времени это был достаточно нетипичный случай, тем более в лезгинской семье со строгим отношением к женскому воспитанию. Но у моих родителей было особое благоговейное отношение к искусству и музыке в частности, которое не так часто встретишь сейчас. После долгих и тяжелых раздумий они все-таки решились на это, и, как оказалось, были абсолютно правы.

А родители Ваши тоже занимались музыкой?

Нет, у нас в семье я такая одна. Ни у родителей, ни среди братьев и сестер не оказалось больше музыкальных талантов. Но, благодаря решению родителей я смогла попасть в самый престижный центр музыкального образования Москвы. Я думаю, что мне очень повезло и с родителями, и с учителями, которые позволили мне раскрыться в полной мере.

В музыкальной школе в Москве моим учителем был всемирно известный пианист Виктор Бунин, а уже поступив в Московскую Консерваторию , я попала в класс знаменитого педагога, заслуженного артиста и деятеля  искусств РСФСР, профессора Льва Наумова.

Карина, не трудно ли было в возрасте 12 лет, одной, освоиться в таком большом городе как Москва?

Да, конечно, было трудно адаптироваться сразу. Мне очень не хватало моей семьи. Бывало, что жили в интернате по семь человек в комнате. Но я всегда знала, что  музыка – дело моей жизни, моя путеводная звезда.

То есть уже в таком раннем возрасте Вы четко понимали и видели в музыке главное занятие своей жизни?

Абсолютно! Я это знала, наверное, еще в шесть лет, когда увидела в детском саду, как играет пианистка, которая аккомпанировала нашим детским танцам. Тогда я, естественно, ростом была ниже клавиш, но заворожено смотрела снизу вверх, как порхают руки пианистки, - это впечатление у меня осталось до сих пор. То есть на моих детских глазах происходило настоящее чудо – прикосновения к этим черным и белым клавишам рождали чарующие звуки, сплетавшиеся в прекрасные мелодии...

Мне хотелось стать соучастницей этого магического процесса. Помню, мне тогда купили какой-то игрушечный рояль, я подбирала известные мелодии из передач и популярные в то время песни. Но потом уже в семь лет мне купили фортепиано, и я начала серьезно заниматься.

Потом были музыкальные школы… В 15 лет я получила премию на международном конкурсе в Рагузе (Италия), потом через год в Остуни, тоже в Италии, также ездили на концерты в США и другие страны.

В то время нелегко было столь часто ездить за границу, и большая заслуга наших преподавателей в том, что давали такие возможности ученикам, всеми силами стремились сделать так, чтобы участвовали в как можно большем количестве концертов и конкурсов.

Я с того времени уже привыкла к такой жизни с многочисленными поездками, постоянными концертами, общением с публикой, морем новых впечатлений, - мне это всегда нравилось. Это то, чем мы духовно «питаемся», в чем черпаем силы для новых свершений.

Карина, а как Вы оказались в Испании?

Я проучилась у Льва Наумова 6 лет, и к тому времени ситуация в России для классических музыкантов сложилась не самая благоприятная, работы было мало. Большое количество выдающихся музыкантов уехало в эти годы, - конец 90-х-начало 2000-х, многие еще раньше. Уезжали в Европу и Америку.

Я в это время попала на прослушивание к одному очень известному испанскому дирижеру - Виктору Пабло - после чего мне буквально на следующий день предложили контракт. Таким образом я оказалась в Испании.

Мне эта страна очень нравится, ее теплый климат весьма благоприятно влияет на настроение. Мне достаточно быстро дался испанский язык, и сейчас я вполне могу сойти за местную.

Там созданы очень хорошие условия для развития классической музыки. Несмотря на все кризисы, финансирование культуры в Испании  почти не сократилось и классическая музыка регулярно звучит с многочисленных концертных площадок этой прекрасной страны.

У меня проходят регулярные концерты, в том числе на таких известнейших концертных площадках, как Мадридская Национальная Аудитория, Дворец каталонской музыки в Барселоне, Монументальный  театр, Дворец фестивалей в Сантандере, театр Росалии дэ Кастро в Ла-Корунье и т.д. На этих сценах я исполняла концерты Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Брамса и других мастеров. Также параллельно выезжаю на международные концерты.

Мне посчастливилось выступать на одной сцене с такими известными музыкантами, как испанская меццо-сопрано Тереса Берганса, польская контральто Эва Подлеш, всемирно известный хорватский валторнист Радован Влаткович и др.

А какую музыку, каких авторов, Вы любите играть больше всего?

Мне ближе всего романтичная эпоха русской и всей европейской музыки, хотя играю и композиции современных авторов, и зарубежных классиков.

Очень мне близки по духу Рахманинов, Скрябин, Шуман, Брамс. Но Рахманинов мне как-то особенно дорог. Когда я играю его музыку, мне кажется, что в меня как будто вселяется его дух. Ну и, конечно же, играет свою роль то, что Рахманинов сам был пианистом, звучание рояля в его произведениях раскрывается во всей своей палитре красок.

Слушаете ли Вы национальную лезгинскую музыку? Может быть, какие-то фольклорные мотивы можно было бы включить в Ваши концерты?

Так получается, что в основном я слушаю национальную музыку во время наших лезгинских свадеб. А в целом мои музыкальные вкусы очень широкие, я слушаю самую разную музыку. Это может быть и Стинг, и Эл Джерро, и Led Zeppelin.  Но на первом месте, конечно же, музыка классическая. 

Из кавказской классической музыки я играла произведения Гиссы Чича, известного адыгейского композитора и Тамерлана Хосроева, композитора из Северной Осетии. Но часто я  сажусь и играю  что-нибудь в нашем лезгинском стиле  для себя, для семьи.

Насчет включения в концертную программу мотивов народной музыки, - идея очень интересная, но пока я не пробовала. Но в будущем можно поэкспериментировать.

Тем более, что наш земляк, выдающийся композитор Готфрид Гасанов, создатель дагестанской оперы и основатель музыкальной культуры советского Дагестана, использовал народные мотивы для создания своих прекрасных произведений. Яркий пример того, как хорошо может сочетаться народная музыка с классической.

Мне бы хотелось сыграть произведения Гасанова, возможно, даже посвятить ему отдельный концерт.

В любом случае, родная музыка и родная культура в моей крови, они останутся со мной всегда.

Позвольте немного отойти от музыкальной темы. Скажите, бывали ли Вы когда-нибудь на исторической родине - в Лезгистане?

Вы знаете, я бывала на родине только в детстве, - это Исмаиллинский район Азербайджана, села Каладжух и Рушан. Родители возили нас туда из Туркмении каждый год, мы проводили там обычно целый месяц в полноценной лезгинской среде. Во многом благодаря этому я знаю родной язык, и до сих пор практически все понимаю и могу достаточно неплохо изъясняться. Мои родители тоже дома всегда говорили на лезгинском. Сейчас, конечно, практики очень не хватает, многое забывается.

Но уже после моего отъезда в Москву я не была там ни разу, что, конечно, очень печально. А в Дагестане я так и не побывала.

Знают ли о лезгинах в Европе? Удивляются ли, узнав о Вашем происхождении? 

Да, большинству европейцев, конечно, трудно осознать такое количество «идентичностей», как у меня. Получается, что я в целом из России, но родилась и детство провела в Туркмении. Гражданство у меня двойное – российское и туркменское. Но, тем не менее, я ни туркменка, ни русская. Родители мои из Азербайджана, а по национальности я лезгинка.

Среднестатистический европеец, когда я ему это все рассказываю, конечно, абсолютно ничего не понимает. Они привыкли к понятию гражданской нации – если у тебя российский паспорт – значит ты русский.

О лезгинах, о том, что это разделенный народ, проживающий в России и Азербайджане, знают очень мало. Сайт ФЛНКА, насколько я знаю, единственный лезгинский ресурс, который публикует материалы на английском, то есть доступные для европейской и общемировой публики. К тому же Автономия, как я недавно узнала, активно работает на международной арене – и это очень радует. О нас, нашей истории, имеющихся проблемах будет знать больше людей.

Ощущаете ли Вы свою сопричастность жизни и чаяниям нашего народа, находясь за границей?

Несомненно, я осознаю себя частью нашего народа, и я очень рада, что владею языком - это очень важная часть культуры, носитель некого исторического кода, если можно так выразиться.

В основном, конечно, эта сопричастность выражается через мою привязанность к своей семье, - все мы регулярно встречаемся, я приезжаю довольно часто к маме и другим родным, которые все еще живут в Туркмении. Через вот эту семейную атмосферу, родной очаг я осознаю себя уже частью большой лезгинской семьи. Я это очень ценю.

И еще , конечно , не могу не упомянуть о нашем знаменитом танце «Лезгинка», который прославил нас далеко за пределами нашей родины. Такие известные композиторы как М.Глинка и А.Хачатурян использовали мотивы этого танца в своем творчестве. Характер этого танца ярко отражает наш характер - смелость, пылкость, энергичность и мужественность. Когда я слышу первые аккорды «Лезгинки», во мне просыпается какая-то невероятная энергия. Это и есть тот момент, когда я, возможно, в наибольшей степени ощущаю себя частью нашего лезгинского народа.

Спасибо Вам огромное, Карина, за столь подробный и интересный рассказ. Надеемся увидеть Вас когда-нибудь с концертом и на Лезгинской земле. Это несомненно вдохновит многих наших талантливых ребят на то, чтобы посвятить себя высокому искусству музыки.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Карина Исмаилова - в тройке победителей шоу «Ну-ка, все вместе!»

«Настал момент всем объединиться»

Школа для одаренных детей будет создана в Дербенте при содействии фонда "Иман" Фирузы Керимовой

«Будем создавать лезгинскую НКА»

Президенты Туркмении и Грузии обсудят вопросы сотрудничества

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 15 сентябрь 2015 21:48

Карине обязательно надо приехать в Дагестан и выступить с концертами в Махачкале и Дербенте. Почему бы лезгинским бизнесменам не взяться за дело раскрутки нашей талантливой землячки. Немного найдется среди этнических дагестанцев музыкантов с таким послужным списком. Карину нужно непременно вовлечь в гастрольную деятельность в Дагестане. Уверен, любители классической музыки в Дагестане и не догадываются о существовании мастера такого уровня. Приезд Карины в Дагестан мог бы стать приятным сюрпризом для местной публики и способствовал бы росту престижа лезгин в творческих кругах.

P.S. А ведь Карину можно было бы привлечь к участию в юбилейных торжествах в Дербенте... Думаю, ее профессиональное выступление имело бы успех, не говоря уже об этническом соответствии музыканта антуражу юбилейных мероприятий на фоне ожидаемой пандуризации главного концерта.  




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия