Школьники на руинах древней Албании
В Азербайджане реализуется тур-акция для детей с посещением памятников истории
Азербайджанские СМИ сообщают, что на днях в стране была реализована просветительская тур-акция для учащихся 9-11 классов городов и районов Азербайджана под девизом «Узнаем нашу страну».
Маршрут тур-акции
17 марта школьники из Барды, Агджабеди и Мингячевира, участвующие в тур-акции по маршруту Исмаиллы-Кабала-Шеки, ознакомились с историческими памятниками, туристическими объектами, живописными местами, обычаями и традициями, а также построенными за последние годы производственными предприятиями и социальными объектами в Кабале.
Предположительный вид древний Кабалы. Панорама в историческом музее города Кабала
После посещения официальных государственных объектов, участники тур-акции посетили Зимне-летний туристический комплекс отдыха «Туфандаг», Конгресс-центр имени Гейдара Алиева, Историко-краеведческий музей, фабрику по производству пианино «Beltmann», Кабалинский консервный завод.В поселке Нидж школьники были проинформированы об албанско-удинской церкви «Джотари». Было отмечено, что с исторической точки зрения церковь является одним из древних и важных памятников.
Поселок Нидж считается мини-моделью толерантности. Здесь имеются три церкви и две мечети. В поселке с населением шесть тысяч человек живут 3700 удин. В целом же в Азербайджане проживает 4000 удин, 300 из них - в Огузе и Баку.
Реконструкция политической карты Кавказской Албании
А во всем мире проживает около 10 тысяч удин. Удины в поселке Нидж уже на протяжении 2500 лет сохраняют свой язык, религию, обычаи и традиции. В начальных классах школ в Нидже преподается удинский язык.Сегодня село Нидж Кабалинского района является единственным местом компактного проживания удин, их исторической родиной. Только здесь возможно сохранение и развитие самобытной культуры этого наследника народов Кавказской Албании.
Раскопки древней Кабалы
Развалины КабалыУчастники тур-акции побывали также в селе Чухур Кабала, где школьников заинтересовали развалины древнего города Кабала и проводимые здесь археологические раскопки.
Напомним, что Чухур Кабала это — село в Кабалинском районе Азербайджана, расположенное в 25 км от районного центра Кабала. Население свыше 900 человек. В селе действует одна средняя школа.
К востоку от села расположены руины древнего города Кабала. В древности, примерно с 3 века до нашей эры до 5 века нашей эры здесь располагалась столица древнего государства Кавказской Албании под тем же названием.
Город являлся крупным торговым-ремесленным центром Албании. Здесь находилась резиденция царей, а после принятия христианства в 4 веке Кабала являлась главным религиозным центром страны.
Под названием Кабалака город впервые упоминается в письменных источниках во второй половине 1 века, точнее в «Естественной истории» Плиния Старшего. О городе Хабала (Кабала) также пишет Птолемей в своем «Географическом руководстве» во 2 веке.
Фрагмент раскопок древней Кабалы
Разрушение древнего городаВ 1906 году при раскопках города была найдена древняя шестистрочная надпись, по-видимому, сделанная на албанском языке. Надпись была вывезена в Петербург, однако по неизвестным обстоятельствам оказалась утеряна.
Кабала испытывала частые набеги хазар. Хазары владели Кабалой целый век и превратили город в свой административный центр. Не случайно захватившие позже Кабалу арабы называли город Кабала-Хазар.
По причине постоянных нападений хазар с севера, албанские цари приняли решение переместить духовный и политический центр в более отдаленное и безопасное место и с 5 века нашей эры таким центром становится Барда.
После завоевания Кавказской Албании Исламским халифатом здесь активно начался процесс исламизации. Если со второй половины 2 тысячелетия город уже был мусульманским, то в округах ещё сохранялся большой процент христианского населения.
Руины крепостных стен древней Кабалы
В 16 веке Кабала была разрушена Сефевидами. Развалины цитадели Кабалы занимают площадь более 25 га, а храмовый и гористый участок к востоку от цитадели занимает площадь более 50 га.В 2014 году в Кабале состоялось открытие Кабалинского археологического центра, на которой после реставрации в лабораториях демонстрируется около 1500 экспонатов, обнаруженных Кабалинской археологической группой Института археологии и этнографии НАНА и корейскими археологами при поддержке SEBA во время раскопок на месте античного города Кабалы, на территориях Селбир и Кала.
По завершении поездки в Кабалу школьники отправились в город Шеки, где также ознакомились с историческими достопримечательностями древнего города, некогда также входившего в состав Кавказской Албании.
Карта Кавказской Албании и сопредельных владений
Посещение албанского храмаЗатем в рамках поездки в Шекинский район участники тур-акции посетили древний Албанский храм в селе Киш. Согласно историку албанских времен Мовсесу Каганкатваци, в 1 веке нашей эры Святой Елисей, ученик апостола Фаддея, прибыл в местечко по имени Гис.
Здесь он построил церковь и проповедовал христианство. Церковь, в скором времени, стала «духовным центром и местом просвещения людей Востока». Рядом с местом Гис Святой Елисей был убит неизвестными около языческого алтаря.
Расположена церковь на горке, возвышающейся над рекой Киш. В плане церковь имеет удлинённую форму, которая заканчивается абсидой круглого очертания. Сложена церковь из тесаных каменных квадратов.
При этом, существующее сегодня здание церкви возведено лишь в 11-12 веках на том месте, где некогда Святой Елисей заложил алтарь под церковь. Вполне вероятно, что Елисей заложил его на фундаменте более древнего языческого сооружения.
Радиоуглеродный анализ различных предметов, найденных на участке проведения работ, показал, что культовый участок, обнаруженный под алтарём церкви, относится приблизительно к 3000 году до нашей эры, что доказывает древность заселения земель Кавказской Албании.
Школьники у древнего албанского храма в селе Киш
В завершениеВ завершение отметим, что этот проект резонно вызывает ряд вопросов. Во-первых, в рамках любых экскурсионных туров гиды и устроители должны обращать внимание на национальные особенности народов, проживающих по маршруту следования туристов. В данном случае речь идет не только об удинах и азербайджанцах, но и, как минимум, лезгинах и рутулах, являющихся аборигенами данных земель. Однако этого сделано не было. Более того, несмотря на то, что государства Кавказская Албания уже давно не существует, на ее территориях до сих пор проживают народы, которые являются прямыми потомками населения этой древней страны и говорят на языке, очень похожем на древнеалбанский. И это не только удины, это все лезгинские народы, и их важнейшую культурно-историческую роль несомненно нужно подчеркивать во время подобных мероприятий.
Во-вторых, учитывая тот факт, что по обе стороны государственной границы живут лезгины, цахуры, рутулы, таты и азербайджанцы, соответствующим ведомствам в Дагестане и Азербайджане следовало бы проработать механизм организации туристических туров для представителей этих народов, с возможностью свободного пересечения границы, а также организации соответствующего уровня досуга и сервиса для туристов. Как было сказано выше, история Кавказской Албании – это наше общее достояние.
Ну и в-третьих, конечно, подобные проекты могли бы быть организованы и в Республике Дагестан, где количество уникальных исторических, культурных и географических памятников, раскрывающих богатейшую историю автохтонных народов региона, очень велико. В частности, в одном лишь Южном Дагестане такие туры, особенно для подрастающего поколения, должны проводиться на регулярной основе, чтобы каждый мог проникнуться родной историей и осознать ее важность и величие.
Однако пока имеем то, что имеем...
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
В Кабалинском районе сход ученых (тема - "Кавказская Албания")
С территории Самурского леса вывезено более 10 тонн мусора
Школьники из Магарамкентского района стали призерами конкурсов XV Международного фестиваля
Участники велотура, стартовавшего в Бельгии, достигли города Белоканы