Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгинам – родную культуру

Активная молодежь на страже исконных народных песен и танцев

Активная часть лезгинской молодежи все больше проявляет внимание к состоянию современного лезгинского языка, проблемам нашей национальной культуры. Ими создаются различные интернет-сообщества, посвященные данной тематике, аудитория которых неустанно растет.

Одной из наиболее острых тем, многие годы обсуждаемых в лезгинском сегменте социальных сетей, является современная песенно-танцевальная культура лезгин. Многие представители патриотической общественности придерживаются мнения, что лезгины перенимают песни, мелодии и танцы у тюрков, персов и других ближневосточных народов, вытесняя исконные. Более того, пришлые элементы выдаются за традиционные, искажая реальную картину.

Логическим продолжением этого движения стала инициатива администраторов ряда крупных лезгинских интернет-сообществ – «Лезги чӀал» (@lezgi_chal), Lezginsta (@lezginsta), Lezgifood (@lezgifood), Lekiyar (@lekiyar) – о консолидации усилий для борьбы с размыванием традиционной музыкальной и танцевальной культуры лезгинского народа.

Они создали соответствующую петицию на сайте change.org, выступив с призывом:

«Мы выступаем с открытым обращением к лезгинским деятелям культуры, в первую очередь к руководителям и исполнителям музыкальных, танцевальных коллективов, композиторам, учителям музыки и другим с убедительной просьбой отказаться от чужих для исконной лезгинской народной культуры мотивов, танцев и образов.

Мы убеждены, что среди вас немало истинных патриотов своего народа, ценителей его прекрасной культуры. Поэтому мы настоятельно просим вас заняться восстановлением, постановкой и популяризацией исконных традиционных лезгинских танцев, которые исполняются с использованием характерных для них движений, национальных костюмов и музыки. Исконные лезгинские образы и мотивы основаны на горской культуре, обладают своими яркими особенностями, известными не только специалистам, но и всем выросшим в родной этнической среде», - говорится в петиции.

В беседе с корреспондентом ФЛНКА инициаторы и соавторы петиции Тимур и Рашид Гасратовы рассказали о своем проекте, поделившись своим видением проблемы:

«Мы живём в эпоху глобализации, когда целые нации заимствуют друг у друга достижения из самых разных сфер - технологии, одежду, слова, понятия, политические идеологии, кухню, архитектуру, музыку, танцы ... этот взаимополезный обмен обогащает каждого из нас, как духовно, так и материально.

Но кроме очевидных плюсов, есть и очевидные минусы - более сильные и развитые страны, нации, культуры влияют, поглощают и размывают культурные особенности маленьких, не имеющих государственных образований, более уязвимых народов.

И чем дальше, тем сложнее противостоять этой тенденции, так как это уже естественный, произвольный, неконтролируемый процесс – навязывание языка, музыки, танцев, одежды, ментальных особенностей, ценностей происходит через интернет, ТВ, фильмы, сериалы, СМИ - всё, что нас окружает.

Являясь неотъемлемой частью всех этих процессов, и мы, лезгины, не стали исключением. Извлекая для себя все возможные выгоды, мы не должны забывать, каково влияние культуры, музыки, танцев на характер, менталитет, самосознание и национальную идентичность народа. И дабы сохранить свою идентичность нам с каждым днем нужно прикладывать всё больше усилий, осознанных действий.

Особая роль в защите национальной культуры от влияния других культур лежит на культурных деятелях, музыкально-танцевальных ансамблях, коллективах, исполнителях. Именно они сегодня в первую очередь формируют образ, представление и ассоциации о современной танцевально-музыкальной культуре лезгин. Их произведения мы слушаем, перепеваем, под их творчество мы танцуем на наших демах. Прослушивание песен на родном языке на чужбине вызывает у нас ностальгию по Родине, приятные воспоминания и ассоциации.


К сожалению, современное положение дел в этой ключевой для сохранения национальной идентичности сфере вынуждает нас более критично относиться к основной тенденции её развития, если это можно так назвать. Именно она и подтолкнула нас к такому обращению в виде петиции.

К сожалению, не все поняли и поддержали нашу идею - некоторым даже стало смешно, мол форма петиции тут совсем неуместна. Для тех, для кого форма важнее сути, хотим прояснить - мы прекрасно понимаем, чем является петиция, и когда она уместна. Именно такая форма выбрана для того, чтобы фиксировать количество небезразличных лезгин к этой проблеме, чтобы содержание петиции не выглядело как мнение лишь авторов её. Чего нельзя было бы сделать, использовав форму открытого письма или обращения.

Некоторые музыкальные паблики (интернет-сообщества – прим. ФЛНКА), и исполнители сочли даже оскорбительным наше обращение, увидев себя отмеченными под постом в нашей инстаграм-группе. Отдельно хотим ответить и им – отмечали мы всех лезгинских деятелей культуры, музыкальных исполнителей, танцевальные ансамбли, дабы они также обратили внимание на существующую проблему, и все небезразличные могли предложить свои идеи. Ни в коем случае не с целью упрекнуть.

Некоторые стали нас обвинять в радикальности, нетерпимости к мнению и предпочтениям остальных, чрезмерном национализме, культурном протекционизме. Хотим сделать прояснение и для этой категории наших критиков – мы никак не призываем отказываться от заимствованных мотивов, танцев и как-либо критиковать, и бойкотировать исполнителей – это вовсе не проблема, пусть каждый слушает и танцует то, что нравится ему.

Мы лишь призываем называть всё своими именами, не искажать, не размывать представление о лезгинской национальной культуре как у самих лезгин, так и у представителей других народов, интересующихся лезгинской культурой. А именно это, к сожалению, сейчас и происходит.

Опасность тенденции в том, что уже сами лезгины начинают считать и ощущать чуждые мотивы и танцы родными, настолько они укоренились в современной культурной жизни нашего народа. Не говоря уже о представлении о лезгинской танцевально-музыкальной культуре у представителей других народов. Достаточно просто открыть YouTube и сделать запрос в поиске, к примеру "лезгинская свадьба/лезгинская музыка/лезгинская песня", и всё становится понятным.

Никого не удивит уже тот факт, что основу современной лезгинской музыки составляют не просто пусть и тюрко-персидские мотивы, но являющиеся творчеством лезгин, а еще и плагиаты на азербайджанские, узбекские, туркменские, таджикские песни. Если азербайджанские песни перепевали еще с начала 90-х, то сейчас особенно популярно стало делать "каверы" на узбекские хиты. Зайдите просто на YouTube-канал того же Улугбека Рахматуллаева, или просто вбейте в поиск «узбекская песня», и, если вы любите слушать современные лезгинские песни, быстро сами всё поймёте.

Такая же проблема и с танцами. Мы можем слушать, играть, танцевать под терекму и прочие похожие танцы, в этом страшного нет ничего. Но при этом мы должны осознавать, где танец лезгинский народный (исконный), а где - заимствованный. Мы не можем допускать искажения и размывания представления о лезгинской национальной танцевально-музыкальной культуре – это главный посыл нашего обращения, и мы не устанем его повторять. Из-за нашего безразличия к собственной культуре вместо нас нашу культуру «создают» нам другие.

Стоит набрать в поиске YouTube «лезгинский танец» и вы увидите вовсе не классическую лезгинку, старые видео с танцующими её лезгинами которой легко найти там же, а "Хан чобаны", в котором парни с девушками, держась за руки, водят хороводы под музыку и костюмы, которые никакого отношения к лезгинам не имеют. Ни танец, ни музыка, ни костюмы.

Часто вы на свадьбах лезгинских видели, как парни с девушками за руки хороводы водят? Может быть, родители ваши, или дедушки, бабушки помнят такие времена? При всем влиянии азербайджанской культуры такие танцы еще до нас не дошли. Зато те, кто ставят эти танцы и распространяют как «лезгинский национальный», «знают» лучше самих лезгин, какие у нас танцы народные.
 

Наше конструктивное предложение всем небезразличным к судьбе нашей культуры танцевальным ансамблям – постановка классической лезгинки, какой её лезгины танцевали до появления интернета и заимствования вайнахских элементов в танце. Старых видео с танцующими лезгинку лезгинами в интернете достаточно, мы их сохраняем и можем предоставить. Как и достаточно старых приятных горских лезгинских танцевальных мелодий, которые, к сожалению, звучат сейчас нечасто и все ещё живы благодаря таким патриотическим ансамблям, к примеру, как «Сувар».

Отдельной нашей инициативой является также «оживление» красивых старых лезгинских песен, в которых живет дух народа, и которые, к сожалению, редко где сейчас можно услышать, а если и можно, то в очень плохом качестве. Они ничем не хуже плагиатов на зарубежные хиты. Мы отдельно также сохраняем себе их, и желающих исполнить их в современной озвучке просим откликнуться. Уверен, многие лезгины будут за это вам очень благодарны!».

P.S.

Данная петиция создана один месяц назад, по состоянию на 14 августа ее подписали 283 человека. Ознакомиться с полным текстом и выразить свою позицию можно, перейдя на сайт change.org.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лучший кавказский блог

В Махачкале состоится открытие Этнокультурного Объединения «Лезгияр»

Встреча с лезгинской общиной Саратовской области и проблемы сохранения родной культуры

Зачем лезгинам русский язык?

Азербайджанские лезгины между Москвой и Анкарой

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия