Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестану 100 лет

О лезгинских деятелях, стоявших у истоков создания ДАССР, и вопросе южной границы

Сегодня исполняется ровно сто лет со дня создания Республики Дагестан. Именно в этот день, 20 января 1921 года Всесоюзный ЦИК принял декрет об образовании Дагестанской АССР в составе РСФСР. По этому случаю по всей республике - в городах и районах - проходят праздничные мероприятия. За прошедшее столетие республика прошла длинный путь, полный самых разных периодов - радостных и печальных, прогрессивных и застойных. На саму тему создания республики написано очень много. Нам хотелось бы остановиться именно на лезгинском аспекте основания ДАССР, напомнить о тех, кто стоял у ее истоков. Кроме того, мы в общих чертах затронем вопрос южной границы Дагестана, который является одним из определяющих для лезгинского национального самосознания.

История Дагестана как республики уходит корнями в годы Гражданской войны. После утверждения в регионе власти большевиков, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана в Темир-хан-Шуре 8 ноября нарком по делам национальностей Иосиф Сталин провозгласил Декларацию о советской автономии Дагестана. А уже затем, 20 января 1921 года, Декретом ВЦИК было законодательно утверждено образование Дагестанской Автономной Советской Социалистической республики, являющейся частью РСФСР.

Тогда были сформированы и высшие органы власти и управления республики – Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. ЦИК возглавил Нажмудин Самурский, а СНК - Джелалетдин Коркмасов.

Большую роль в становлении Республики Дагестан сыграли лезгинские политические деятели. Так как дагестанская автономия и государственное оформление являлись на тот момент плодом деятельности именно большевистских властей, то и участие лезгин в становлении Дагестанской республики шло по их линии революционной борьбы в структурах советской власти. Они вели революционную организационную работу еще в Российской империи, а после Октября 1917-го уже работали на установление Советской власти на Восточном Кавказе.

Становление границ

В момент своего учреждения ДАССР точно повторяла территорию прежней Дагестанской области. То есть, не включала всю степную и полупустынную зону на севере. Все они были включены в состав Дагестана уже несколько позже, в 1922, 1924 гг. и позже. Территория ДАССР претерпевала значительные изменения, пока уже не приобрела известные нам ныне очертания. Именно при Нажмудине Самурском республика включила в свой состав земли, без которых сейчас ее трудно себе представить - кизлярские и ногайские степи.

Южная граница Дагестанской республики, по сравнению с северной, практически не претерпела изменений, перейдя в наследство от Дагестанской области. При этом, серьезные изменения произошли к югу – уже не было Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской Империи, они были объединены и образовали Азербайджанскую ССР. Процесс разделения лезгинского народа продолжился, а начался он в 1860 году. Именно тогда Кубинский уезд, в котором проживала южная часть лезгин, был передан в состав Бакинской губернии.

После образования ДАССР вопрос о южной границе оставался открытым. В примечании к постановлению ВЦИК об образовании ДАССР от 20 января 1921 года сказано: «Точное разграничение ДАССР с независимой Аз.ССР, с Автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР в спорных территориях определяется специально назначенной Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР».

В резолюции съезда о принятии конституции ДАССР от 5 декабря 1921 года отмечено: «Заслушав доклад председателя Дагестанского Ревкома т. Коркмасова о проекте Конституции ДАССР, Вседагестанский учредительный съезд Советов утверждает проект Конституции целиком без изменений. Вместе с тем Вседагестанский съезд предлагает будущему ЦИК ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайджаном, Грузией, Горской республикой и пограничными областями РСФСР, дабы присоединить к ДАССР спорные территории, входившие до покорения Кавказа в состав Дагестана и тесно с ним связанные экономическими условиями, бытовыми, этнографическими и другими признаками, и тем облегчить испытываемые беднотой пограничных округов затруднения».

Но впоследствии по причинам, которые еще предстоит детально исследовать, было решено южную границу не трогать, и дагестанские народы (лезгины, аварцы, цахуры, рутульцы) остались разделенными.

Лезгинские революционеры

Пожалуй, самой яркой личностью из них был Нажмудин Самурский. Он примкнул к революционному движению в Баку, известном тогда центре созревания пролетарского сообщества. Там он познакомился с местными активистами, вошел в контакт с большевиками. В 1919 году был назначен председателем бюро гумметистов-большевиков. В 1919 году после организации Наркоминдела был назначен уполномоченным по делам Кавказа. Готовил в Астрахани партийные кадры из числа горцев. В 1920 году ему было поручено приступить к организации кавказского ревкома и, в частности, горского отдела при нем. Он был назначен председателем этого отдела. В марте того же года Самурский прибыл с Красной армией и Кавревкомом в Петровск, а затем в Темир-Хан-Шуру, куда он был назначен членом Дагревсовета обороны (впоследствии Дагревкома). Именно Самурский, как более знакомый с партийно-административной работой, начал формировать в Дагестане аппарат власти.

В 1921 году Самурский был назначен народным комиссаром внутренних дел и зампредом Ревкома ДАССР. В конце 1921 г. вторым съездом советов был назначен председателем ЦИК ДАССР.

Роль Нажмудина Самурского в становлении Дагестана можно назвать фундаментальной. Проводя в жизнь политику партии, Самурский формировал органы республиканской власти. Безусловно, в те суровые годы, наполненные борьбой власти Советов с внутренними врагами, не обходилось без перегибов и жертв. Сам Самурский также стал жертвой сталинских репрессий второй половины 30-х годов. Но он был одним из тех, кто верил в идеалы революции и посвятил свою жизнь становлению укреплению советской власти в Дагестане.


Казимагомед Агасиев отличается тем, что очень рано стал членом ленинской партии РСДРП, предтечи партии большевиков, ВКП(б) и КПСС - уже в 1904 году. В революционный 1905-й год он стал членом образовавшегося тогда Бакинского совета. После Октябрьской революции стал председателем Дербентского совета. Продолжая оставаться большевистским функционером, организовывал партизанскую борьбу во время вторжения турецких войск в Дагестан. Во время одной из боевых операций Агасиев был схвачен турецким отрядом и позже расстрелян. Сейчас его, как и Муктадира Айдинбекова, знает не так много людей. Но в советские годы они были героями Восточного Кавказа, культовыми фигурами как в Дагестане, так и в Азербайджане. В этом плане, его работа в Дербентской партийной ячейке и организация сопротивления турецким войскам стали большим вкладом в становление Дагестанской автономии и республики.


Судьба другого лезгинского революционера, Мухтадира Айдинбекова, очень похожа на жизненный путь Казимагомеда Агасиева, с которым они были товарищами. Он также примкнул к коммунистическому движению в Баку в 1904 году, также стал впоследствии членом Бакинского совета, вёл партийную работу на юге Дагестана. Айдинбеков также был одним из организаторов партизанского движения во время борьбы с бичераховцами и турецкими интервентами. Осенью 1918 года он был арестован мусаватистами и позже был убит в тюрьме города Куба.


Другой лезгинский революционер Гаджимет Сафаралиев стал членом партии уже в 1920 году, незадолго до объявления Дагестанской автономии, но тем не менее, успел сделать немало для того, чтобы создать условия к ее провозглашению. Как революционер Сафаралиев созрел, откликнувшись на воззвания к горцам, обращенные Агасиевым и Айдинбековым. В числе других подвижников он принялся организовывать партизанские отряды, снабжать их припасами и пополнением, чинить препятствия деникинцам и туркам и способствовать установлению в регионе советской власти, что способствовало созданию предпосылок для провозглашения Дагестанской республики. Уже после окончания Гражданской войны Сафаралиев возглавлял Самурский округ, Агульский и Ахтынский районы, был секретарем Кюринского окружкома партии, а также занимал другие руководящие должности. Позже Сафаралиев перешел уже на республиканский уровень. Особенно прославился он как строитель дорог, когда возглавил Дагдортранс. В 1937 году он был задержан за участие в буржуазно-националистической группе во главе с Нажмудином Самурским. Позже приговором Военного трибунала в 1939 году Сафаралиев был осужден на 10 лет без права переписки. В 1942 году он умер в заключении.

Это лишь некоторые, наиболее яркие имена наших земляков, стоявших у основ создания Дагестанской республики. Несмотря на смены идеологических векторов и поколений, важно помнить об их исторической роли и созидательной деятельности, определившей контуры развития Дагестана на десятилетия вперед.

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия поздравляет всех дагестанцев, где бы они ни жили, со 100-летним юбилеем нашей родной республики, которая является домом для десятков братских народов. Мира, развития и процветания тебе, древняя и вечно молодая Страна гор!

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Поздравление Врио Главы Республики Дагестан Меликова С.А. с днем образования Дагестанской АССР

Минобрнауки РД утвердило план мероприятий по празднованию 100-летия со дня образования ДАССР

Минкультуры Дагестана рассказало о мероприятиях, посвященных 100-летию ДАССР

Сергей Меликов провел заседание оргкомитета по празднованию 100-летия образования ДАССР

В Дагестане отметили 95-летие образования ДАССР

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия