Сердце, отданное лезгинскому народу
К 110-летию Народного писателя Дагестана Кияса Меджидова
В эти дни лезгинская общественность отмечает 110-летие со дня рождения Народного писателя Дагестана Кияса Меджидовича Меджидова. Именно в этот день, 22 марта 1911 года, в Ахтах в семье рабочего-отходника появился на свет будущий писатель и драматург.
Детство Меджидова прошло в родном ауле Ахты, его семья была вынуждена терпеть нужду и лишения. Учился в местной школе. В ряды комсомола вступил в 1927 году, в 1929 году, окончив девятый класс, проходи шестимесячные педагогические курсы, по завершению которых получил квалификацию учителя начальных классов. Работает учителем в Курахском и других районах Южного Дагестана.
В 1931 году по окончанию учебы в Махачкалинском индустриальном техникуме Кияс Меджидов устроился на работу в Дагкнигоиздат, где под началом переводчика Алибега Фатахова совершенствовал свои знания русского и родного языков.
Далее в течение нескольких лет он работал диктором на Даградио, редактором лезгинских передач. Помимо этого, впоследствии по совместительству стал сотрудником военной прокуратуры.
С 1939 года по 1941 год учился заочно в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Его учеба прервалась из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
В 1942 году Кияса Меджидова направляют учиться на шестимесячные прокурорские курсы, по завершению которых он работал помощником прокурора в Касумкентском (сейчас – Сулейман-Стальском) районе, затем прокурором Курахского, Хивского и Ахтынского районов. В 1944 году стал членом ВКП(б).
С 1954 года, выйдя по состоянию здоровья на пенсию, Меджидов целиком отдается любимому литературному делу.
Первые произведения Кияса Меджидова начали издаваться в 1929 году, однако широкая известность к нему пришла спустя два десятилетия, когда вышли его сборники рассказов «В горах», «Братья», «Горы двигаются», а также написанная в соавторстве с другим лезгинским классиком Тагиром Хрюгским драма «Ашуг Саид».
Сам Кияс Меджидович в интервью профессору ДГУ Гаджи Гашарову рассказывал: «Первые поэтические опыты относятся к концу 20-х и началу 30-х годов. Первым моим критиком был молодой талантливый поэт Алибег Фатахов. Понравившиеся стихи он одобрял и откладывал в особую папку, а неудачные тут же рвал и бросал в корзину для мусора. Так началась моя творческая биография. Дружба с Фатаховым – моим первым учителем – продолжалась до последних дней его жизни. Кстати, он же познакомил меня с Эффенди Капиевым, который живо интересовался не только моим творчеством, но и всех молодых советских дагестанских писателей».
В дагестанскую литературу он вошел в 50-х годах ХХ века как писатель-натуралист со своими увлекательными рассказами и сказками, собранными в книгах для детей: «Моим маленьким друзьям», «Крылатые друзья» и приключенческой повестью «Дети гор», вышедших в дагестанских издательствах на лезгинском языке. Выходили книги Меджидова и на русском языке: «Адуш – крылатая нога», «Братья», «Дети гор». Позднее вышел его роман «Доктор Антон Ефимов» («Къашкъа Духтур»).
В 70-е годы в Махачкале и Москве выходят его книги на родном и русском языках: «Красавицы родной земли», «Добрые соседи», «Памятью сердца я жил» (О Сулеймане Стальском).
Крупнейшими же произведениями Кияса Меджидова стали романы «Сердце, оставленное в горах» о русском враче, работавшем в Дагестане в конце XIX — начале XX веков, и «Судьба прокурора Али Шахова» о работе прокурора в годы Великой Отечественной войны.
«Меня часто спрашивали: «Какое из ваших произведений самое любимое?» Я им отвечал: «Мне все мои произведения дороги, но романы «Доктор с белой прядью» и «Дело прокурора Али Шахова» – чуть больше, ведь над ними я работал долго!», - отмечал Кияс Меджидов.
Критики в творчестве Меджидова отмечают мастерство пейзажных зарисовок. Кияс Меджидович много путешествовал по лезгинским сёлам, чтобы добиться точности передачи жизни горцев в произведениях.
Кияс Меджидович любил путешествовать, общаться с людьми, собирать легенды, предания, притчи, пословицы, поговорки, а после вкладывал их в свои произведения. В них он повествует о жизни русского врача, горцах, переселившихся на равнину, о тружениках тыла в годы войны, о женщинах-горянках, об удивительных красотах природы.
«Кияс Меджидов был настоящим ценителем природы. Как доказательство этому – сад в его доме-усадьбе, где он каждое утро с наслаждением кормил птиц. В одной из стен сада до сих пор сохранились выдолбленные им отверстия, где вили себе гнезда птицы, вокруг этих отверстий был создан щит из шипов для защиты птиц. Любовь к природе весьма серьезно отразилась и в творчестве Кияса Меджидовича», - говорится в статье Эльдара Мамедова для газеты «Настоящее время».
В этой же публикации приводятся слова Расула Гамзатова, искренне дружившего с Киясом Меджидовым, который однажды сказал: «Кияс Меджидов – человек, влюбленный в Родину, в родную землю, в красоту природы. Но больше всего он влюблен в людей. Это самая сильная сторона его творчества».
Им написаны пьесы «Деды», «Семья партизана», «Цветок России», «Ашуг Саид» (в соавторстве с другим прославленным лезгинским классиком Тагиром Хрюгским), поставленные на сцене Лезгинского драматического театра им. Сулеймана Стальского. Последняя была показана на сцене Кремлевского театра в дни Декады искусства и литературы Дагестана в Москве в 1960 году.
Кияс Меджидов награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за большую плодотворную работу в воспитании подрастающего поколения, неоднократно награждался и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Ему присвоено звание народного писателя Дагестана. Прозаик был награжден орденом «Знак Почета» и многими медалями.
Кияс Меджидович умер в 1974 году.
*****
Отметим, что 21 марта в Ахтах при участии представителей районной администрации прошли памятные мероприятия, приуроченные к 110-летию со дня рождения Кияса Меджидова. Их основными участниками стали родные и близкие поэта. Почетные гости – члены семьи сына народного писателя Марата Меджидова.
В рамках мероприятий гости в первую очередь посетили дом-усадьбу народного писателя, ознакомились с его кабинетом, в котором автор создал множество своих замечательных произведений. Стоит отметить сохранение кабинета в первозданном виде, - с того дня как писатель покинул его, здесь ничего не изменилось. Личные вещи, рукописи, печатная машинка, фотографии, газеты все лежит, словно время здесь замерло.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.