Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О родословной Мирза-Али-эфенди Ахтынского

Историк Замир Закарияев раскрывает новые сведения о выдающемся лезгинском богослове и поэте

Ученый-богослов и поэт, кадий Мирза-Али-эфенди ал-Ахти ал-Пирбудаги (1771–1859), происходивший из древнего лезгинского селения Ахты, безусловно, относится к числу выдающихся духовных деятелей Дагестана. Созданное им медресе имело широкую известность на Восточном Кавказе. Долгие годы Мирза-Али-эфенди занимал высокую должность кадия Самурского округа (в его времена Самурский округ включал селения современных Докузпаринского, Ахтынского и Рутульского районов Республики Дагестан).

Помимо родного лезгинского, Мирза-Али-эфенди блестяще владел арабским, персидским и турецким (азербайджанским) языками и слагал на них поэтические произведения. Всесторонне образованный ученый-энциклопедист, Мирза-Али-эфенди обладал глубокими познаниями как в исламских науках, так и в математике, философии, медицине, астрономии, физике и т.д. Несмотря на то, что современной исторической науке известны некоторые факты из его биографии, имена его наставников и учеников, определенная часть его сочинений, жизнь и творчество ученого все еще остаются недостаточно изученными, а его произведения большей частью не переведены. К большому сожалению, из крупной коллекции рукописных книг, принадлежавших Мирза-Али, до наших дней сохранились лишь единицы, что сильно затрудняет изучение его жизни и творческого наследия.

В частности, одним из малоизученных аспектов является родословная (генеалогия) ахтынского ученого. В ходе исследовательских работ за последние годы мне удалось выявить ряд новых сведений о Мирза-Али-эфенди, его семье и предках. Одной из главных причин, побудивших меня к написанию данного материала, является то обстоятельство, что в настоящее время широко растиражированы недостоверные данные о его генеалогии. Ошибочные сведения проникли даже в академические научные издания, не говоря уже о публицистике и популярных интернет-сайтах.
Мирза-Али-эфенди Ахтынский (рисунок современного художника)

До недавнего времени было достоверно известно лишь имя отца Мирза-Али-эфенди – Мухаммад-Шариф. В арабоязычных рукописях он упоминается как малла Мухаммад-Шариф или Мухаммад-Шариф-эфенди, что однозначно указывает на то, что он был образованным человеком, знатоком мусульманского права и ритуала. В коллекции рукописных книг Ахтынского краеведческого музея хранится рукописный Коран, переписанный неким «Мухаммад-Шарифом» в 1189 г. хиджры, т.е. в 1775-76 г. Не исключено, что переписчиком Корана является отец Мирза-‘Али-эфенди ал-Ахти.

Относительно имени деда Мирза-Али-эфенди существуют различные мнения и предположения. Например, в комментариях к академическому переводу на русский язык биографического сочинения дагестанского ученого Назира ад-Дургили «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских ученых») говорится, что деда  Мирза-Али звали Пирбудаг [2012, c. 125]. В статье А.Г. Мисриевой [2016, с. 98] утверждается, что дед Мирза-Али якобы носил имя Ахмад-кули, что также не соответствует действительности.

Еще в 2009 г. на полях одной из рукописей книжной коллекции Ахтынского краеведческого музея мною выявлена арабоязычная вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза-Али-эфенди. К записи приложена его личная печать. Эта запись, помимо имени отца, сообщает имена его деда – малла Мирза-‘Али и прадеда – малла Рамадан (Рамазан) [Закарияев, 2010, с. 45]. Имя прапрадеда в записи не сохранилось. Родословная завершается двойной нисбой (указание на происхождение) – «ал-Пирбудаги, ал-Ахти» («Пирбудаговский, Ахтынский»). Первая нисба отражает принадлежность ученого к ахтынскому тухуму (сихилу) «Пирбудаг» (лезг. Пирбудагъар). Вероятно, нисба «ал-Пирбудаги» происходит от имени его далекого предка, которого звали Пирбудаг. Кстати, имя «Пирбудаг» впоследствии получил внук Мирза-Али-эфенди. Согласно архивным данным Посемейного списка селения Ахты от 1886 г., Пирбудаг был младшим сыном одного из сыновей Мирза-Али-эфенди – Насруллаха-эфенди ал-Ахти (умер в начале января 1876 г.). Таким образом, сам кадий Мирза-Али-эфенди ал-Ахти получил имя своего деда по отцу, что является распространенным обычаем среди лезгин и других дагестанских народов.

В 2022 г. мною обнаружен ценный документ – вакуфное завещание на арабском языке. Документ, составленный в селении Ахты, датирован 1179 г. хиджры, что соответствует 1765-66 г. Свидетелями завещания выступил ряд мусульманских духовных лиц как из селения Ахты, так и других лезгинских селений. Среди перечисленных духовных лиц – малла Сафарбек, сын малла Мирза-Али. Предположительно, упоминаемый малла Мирза-Али – дед кадия Мирза-Али-эфенди, что хорошо согласуется хронологически. В этом случае, малла Сафарбек приходился братом отцу Мирза-Али-эфенди – малла Мухаммад-Шарифу. Следовательно, это дядя Мирза-Али-эфенди.

В сентябре 2021 г. на полях старинной рукописной книги начала XVIII в., что хранится в Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН (предположительно, книга раньше находилась в составе личной библиотеки Мирза-Али-эфенди), мною выявлена и переведена уникальная арабоязычная запись с перечислением имен пяти поколений предков Мирза-Али-эфенди ал-Ахти по мужской линии. Благодаря этому открытию впервые стали известны имена прапрадеда и прапрапрадеда Мирза-Али-эфенди. Запись составлена по случаю рождения 25-го числа месяца зу-л-хиджжа  1295 г. хиджры (19 декабря 1878 г.) сына по имени Абдусалам у Абдулбари, сына Мухуддин-эфенди, сына Мирза-Али-эфенди, сына Мухаммад-Шарифа-эфенди, сына малла Мирза-Али, сына малла Рамадана, сына малла Раджаба, сына малла Мухаммад-Касима. Таким образом, прапрадеда Мирза-Али-эфенди звали Раджаб, а прапрапрадеда – Мухаммад-Касим. Малла Мухаммад-Касим жил примерно в середине XVII в. Как мы видим, в достоверно установленной родословной Мирза-Али-эфенди нет человека по имени Пирбудаг. Пока мы не имеем точных сведений о том, когда жил предполагаемый предок ученого, от имени которого образована одна из известных нисб Мирза-Али-эфенди – «ал-Пирбудаги». Однако отныне есть все основания полагать, что он жил в эпоху Позднего Средневековья, т.е. до середины XVII в. Упомянутый в записи Мухуддин-эфенди (умер в начале лета 1871 г.) был старшим сыном кадия Мирза-Али-эфенди.

Особо следует подчеркнуть, что Мирза-Али-эфенди происходил из семьи потомственных мусульманских деятелей, о чем убедительно свидетельствует тот факт, что имена всех известных его предков сопровождаются терминами «малла» (от араб. мулла – знаток мусульманского права и ритуала) и «эфенди» (в Самурской долине этим термином отмечали наиболее образованных мусульманских духовных лиц). Таким образом, как сам Мирза-Али-эфенди, так и его предки по мужской линии принадлежали к ахтынской духовной элите.

В научной литературе нередко можно встретить утверждение, что Мирза-Али-эфенди умер в 1858 г. [напр., Назир ад-Дургили, 2012, с. 125]. Эта ошибка проникла в популярные издания и интернет. В арабоязычной эпитафии на могиле ученого, что расположена на ахтынском кладбище «Гюней сурар», датой смерти «кадия Самурской области» Мирза-Али-эфенди указан 1275 г. хиджры, что охватывает период с 10 августа 1858 г. по 30 июля 1859 г. Перевод эпитафии впервые опубликован мною еще в 2010 г. [Закарияев, 2010, с. 45]. Точная дата смерти Мирза-Али-эфенди надежно установлена благодаря памятной записи, выявленной мною недавно в одной из старинных книг рукописной коллекции Национального музея Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи. Вот перевод этой арабоязычной записи: «Дата смерти кадия самурских областей (кади ал-махаллат ас-Санбуриййа) Мирза-Али-эфенди ал-Ахти ал-Пирбудаги, сына малла Мухаммад-Шарифа: второй день пресветлого месяца рамадан, в начале весны 1275 г. хиджры». Дата соответствует 4 апреля 1859 г. 

Литература:

Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях мусульманских ученых (Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан): дагестанские ученые X–XX вв. и их сочинения / пер. с араб, коммент., факс. изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. – М.: «Марджани», 2012.

Закарияев З.Ш. Ахтыпара: краткий исторический очерк // Ахты: история и современность. – Махачкала: «Лотос», 2010. С. 34–51. 

Мисриева А.Г. Роль и вклад Мирзы Али Ахтынского в развитие науки и просвещения Дагестана в первой половине XIX в. // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. Материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 22 июня 2016 г. Часть 1. – Вологда: «Маркер», 2016. С. 98–100.

Закарияев Замир Шахбанович, доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения Дагестанского государственного университета, руководитель Центра археографических и эпиграфических исследований им. А.Р. Шихсаидова

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«Вахтар ва инсанар»: Музей Гасана-эфенди Алкадарского

Учитель Магомеда Ярагского

Межрегиональный Форум «Мухаммад-Эфенди Ярагский – Великое достояние Дагестана» пройдет в с.Магарамхюр 14 сентября

Сажидин Саидгасанов выпустил брошюру на лезгинском языке...

Музей Гасан-Эфенди Алкадарского становится все популярнее

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия