Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ни лезгины, ни аварцы не смирятся

Тимур Айтберов о борьбе горцев с иноземным влиянием

Штурм Ахтынской крепости

Лезгины и аварцы всегда были вместе. Сотрудничество наших братских народов имеет более чем зрелый возраст. Исторически так сложилось, что и в политике, и в религии, и других областях общественно-политической жизни этим народам приходилось быть консолидированными.

О том, как обстоят с этим дела сейчас, рассказал сопредседатель Фонда поддержки культуры, традиций и языков Дагестана «Духовное наследие», известный историк Тимур Айтберов.

- Учитывая привязанность дагестанцев к земле, допустима ли частная собственность на землю?

- Я считаю неправомочным освещать вопрос и ситуацию в современности. Я специалист по средневековой истории Дагестана. У наших дедов был такой подход, они признавали мелкую и среднюю частную собственность на обрабатываемые ими земли. В каждом ауле, почти в каждой семье имелось то, что она сама могла обработать, при помощи, может быть, одного или двух слуг или рабов.

Однако, в начале 18 века в Дагестане возникла проблема в связи с появлением в нашей горской среде чрезмерно богатых людей, которые пытались захватить в собственность земли на равнине и по Кавказскому хребту, причем огромными площадями.

 Горы Главного Кавказского хребта в пределах Дагестана

Они стали привлекать для идеологического обоснования этого дела ученых. В свою очередь, среди ученых обнаружилось две категории. Одни - те, которые смотрели в руки ханам, это были, в основном, ученые арабы, и те, которые плясали под ханскую дудку.

Некоторые дагестанские ученые из богатых, например Мамма-кади Кумухский, тоже стояли за возможность установления крупной частной собственности на равнинах Дагестана и горных пастбищах. Но такие знаменитые личности, причем из числа богатых дворян как Ибрагим-гаджи Урадинский, заботясь о простом народе, говорили «Нет».

Земли, расположенные на горах и равнине являлись харимом всех коренных дагестанцев. Дело в том, что после монголо-татарского нашествия земли Западного Дагестана - частично Рутульский район, Цунтинский, Цумадинский, частично Чародинский районы были переданы монгольскими властями под власть Грузии.

Равнина же находилась тогда в распоряжении самих монголо-татар. Их тут стояло около дивизии, которая стояла летом в Левашинском районе (юрт), а зимой на наших равнинных землях.

Но вот, когда Монгольская империя ослабла, горцы начали выгонять чужеземцев. С горных сел выгоняли грузин, и центром изгнания были лезгинское селение Маза и лакское Кумух.

 Село Маза (Мацар)

Там собирались со всего горного Дагестана храбрецы, и они вытеснили грузин с территории Дагестана. Потом, таким же путем начали выгонять из Прикаспия остатки татарской армии. Тут, в предгорье и на равнине больше действовали кайтагцы и кумухцы, но участвовали активно и остальные коренные дагестанцы. Поэтому эти земли были объявлены дагестанскими харимами.

Значит, как я понимаю, частные латифундии с последующей раздачей земельных участков в аренду и сбором ренты, создавать в Дагестане - ни на Кавказском хребте, ни на равнине будет неправильно.

Создавать же такие участки частной земли, которые может обработать одна семья, с привлечением своих родственников, несколько гектаров, или фермерское хозяйство в несколько десятков гектаров, мне кажется допустимо.

Но создание латифундии за счет тружеников (например, даргинцев) при помощи полиции, как имеет место в Ставрополе по 30-40 тысяч гектаров, ни в коем случае мы не имеем права допускать на равнинах Дагестана. Это ведь наш харим.

- Коль речь пошла о коренных народах, каков сегодня смысл термина «коренные народы»?

Этот термин существует, но он вызывает споры, особенно в Российской Федерации среди русской элиты. Значительный процент этой элиты, особенно те, кто концентрировались вокруг Миронова – бывшего российского министра (в эпоху Ельцина) считал, что коренные народы Российской Федерации это не те народы, которые русским по языку близки - ни украинцы, ни белорусы, ни сербы и т.д., нет.

Они говорили, что только тот народ, который не имеет своей государственности за пределами России (татары, чеченцы, якуты), является коренным народом. Эти коренные народы должны играть главную роль в управлении Российской Федерации и именно в их руках должны находиться главные бизнес и финансовые рычаги, а другие народы должны занять второстепенные позиции в государственной власти и т.д. Это мнение русской элиты, когда мы смотрим на Дагестан, отрицать, наверное, не можем.

- Была ли в Дагестане коррупция исторически, и сможем ли мы с ней бороться?

- О коррупции в Дагестане выступают по телевидению, в интернете - все кому не лень. Говорят, что дагестанцы чуть ли генетически предрасположены к коррупции, что любой дагестанский руководитель является взяточником и т.д.

Я знаю из документов, что дагестанцы более 600 лет тому назад уже боролись с коррупцией, особенно если этим занимался начальник кадий. Чем выше общественно-политический статус лица, тем больше был штраф. Очень сильно наказывали. В нашей горской среде коррупция, взяточничество были тогда преодолены полностью, и такая ситуация сохранялась до рубежа XIX -XX вв.

 Сурхай-хан Казикумухский

Коррупцию у нас насаждали чужеземцы. После изгнания надир-шаховских войск из Дагестана, Муртазали и Магомед - сыновья хана Сурхая Казикумухского, собрали большое войско в Дагестане, и пошли в Закавказье осаждать Шемаху.

Но, как пишет хроника, кто-то из иранцев дал взятку цудахарцам и они ушли, оголив фронт, то есть случаи взяточничества из-за внешнего влияния бывали. Я категорически против того, что мы сами не способны победить коррупцию. Мы дагестанцы народ самодостаточный – говорил Шамиль. Нам ничья «помощь» не нужна.

Если в одном селе мздоимство возникало, а сами сельчане не могли с этим справиться, то джамаат приглашал людей для урегулирования ситуации с другого дагестанского села. Не нужно, наверное, чтобы к нам приглашались извне «врачеватели», чтобы бороться с коррупцией. Мы сами в состоянии это сделать.

И потом, в большинстве своем нам это явление навязывалось предками тех же самых людей, которые сегодня учат нас как правильно жить, в частности арабами, персами, турками.

В их культуре явление известное как «решвет» (это слово по своему корню даже не из нашего дагестанского лексикона) глубоко укоренилось и к лезгинам, и к аварцам, и другим народам страны гор - это пришло именно от тех «советчиков». У нас есть все шансы самим победить этот общественный недуг.

- В Дагестане исторически было много арабистов, играли ли они определенную роль в развитии, например, аварской национальной культуры?

Действительно, в Аваристане, особенно в конце 17-18 веках, было много арабистов, которые занимали высокую нишу среди арабистов Дагестана. Но эти арабисты преклонялись перед чужеземщиной, и почти весь свой большой талант они выпустили в никуда, превратили в пыль.

Ну вот, пожалуйста, Кудутлинский - глубокий мыслитель XVII в., но в сфере науки он составил грамматику арабского языка. Неужели арабы нуждаются в грамматике, которую в Унцукульском районе составил аварец? Или Дибир-кади, мой земляк, составил в XVIII в. трехязычный арабско-персидский-турецкий словарь.

 Нажмудин Гоцинский

Некоторые наши ученые этим гордятся, но мы понимаем, что арабы, персы - мощнейшие цивилизации - в этом не нуждались. Они не оценили их труд, и от души не оценят этого никогда. Гоцинский (начало XX в.) был человеком глубоких познаний, талантливым поэтом, но арабы, оценивая его, говорят так: неужели в стране, где никто не говорит на арабском, так прекрасно могли писать.

Одним словом, для арабов Гоцинский, как поэт лишь объект любопытства, один из многих сотен поэтов. Для аварского народа Гоцинский мог бы стать уникумом, но преклонение перед чужеземщиной ему помешало.

У нас в республике есть человек, с которым мы контактируем - Амутинов Амучи. Он великолепный организатор производства, государственно мыслящий человек – державник, и, как ни странно, знаток горской культуры.

И вот, однажды Амучи мне говорит: я читал по-лакски Али Каяева, который придает большую значимость Абдулатипу Чохскому. Почему вы, аварцы, про него не пишите? Я, честно говоря, не знал про этого человека. Опираясь на рукописи Али Каяева, удалось установить, что этот Абдулатип был шейхом - жил в конце 18 века.

Он единственный аварец, который составил арабско-аварский словарь, примерно три тысячи слов. Он был первым в этом деле. Мало того, Абдулатип преподавал в селении Елису, вел занятия по арабской грамматике на основе законов аварского языка.

 Арабо-аварский словарь шейха Абдулатипа Чохского-Елисуйского (конец XVIII в)

Этот человек, знавший грамматику арабского языка, его филологию, как я считаю, с пользой использовал свои познания, в отличие от других аварцев прошлого. Под влиянием слов Амучи, мы в аварской культурной автономии хотим сейчас издать книгу Абдулатипа - тот самый словарь.

У нас были в XVIII в. такие мудрые, патриотично мыслящие люди. Но, к сожалению их было очень мало. И сейчас, я могу сказать, что многие дагестанские ученые-арабисты, чрезмерно преклоняются перед Арабским Востоком, не думают о наших национальных интересах.

Вот, пожалуйста, многие сейчас озабочены событиями на Арабском Востоке, но при этом молчат об ущемлении прав наших мусульман на южном Кавказе. Эту тему они предпочитают вообще обходить. Я с этим категорически не согласен.

То же самое касается и многих светских деятелей. Вот недавний пример: два месяца назад делегация Фонда Шамиля ездила в Калугу. В аварской национальной газете «Миллат», в публикации журналиста Гамзата Изудинова написано, что выступления «шамилеведов» свелись к восхвалению Саида Амирова и известной фальшивки XX века под названием «Завещание Шамиля».

Я сам бывший член Фонда, но вышел оттуда. У каждого свой подход к проблеме, пускай они так и продолжают – флаг им в руки. Я, например, считаю, что надо собирать местный письменный материал по Шамилю, а не бегать по миру.

Вот, например, мы недавно нашли записки одного цумадинца, сделанные им на аварском языке в 1854 году. Он лично беседовал с Шамилем, и сразу как пришел домой, записал эту беседу.

В записи говорится, что к Шамилю обращаются аварцы: «идет война с русскими и необходимо обратиться за помощью к Персии, Турции», на что Шамиль отвечает: «Мы дагестанцы, мы сами на все руки мастера», и это отчетливо сохранилась в письме на аварском языке. «Мы не нуждаемся в помощи иноземцев, если нам Аллах поможет – этого достаточно», - сказал тогда Шамиль.

И далее он сказал: «когда Пророк распространял ислам, он к ханам не обращался за помощью». Вот такие документы мы находим, изучаем их. Я думаю, что опора на такие документы является более полезной, чем поездки по России и выступления с опорой на различные фальшивки.

- Недавно аварской общественностью было создано аварское телевидение. В азербайджанской прессе, в нехорошей форме высказываются об этом аварском телевидении - как о прямой угрозе азербайджанской государственности. Ваше мнение?

Когда я читал эти публикации, я подумал, что эти люди говорят? Кроме них никто плохого слово не произносит. Якобы Конгресс США радиовещание на аварском языке профинансировал и американскую позицию распространяет. Турки открыли школы для аварцев, хоть воскресные школы, но все же школы, и давно слушают радио «Свобода» на аварском языке. В Чечне никто слова не говорит. В Грузии все это приветствуется. И вдруг, шумиха в Азербайджане!

Я вначале думал, что это проделки очередного чудака, то есть частная инициатива. Потом мы стали интересоваться и поняли, что это идет из высоких государственных структур АР, якобы даже президентского аппарата. Вот тогда мы стали возмущаться. Но как они могут к этому вопросу, так относиться? Ведь Авар ТВ чисто культурный канал - стихи, поэзия, в основном музыкальные передачи. Там нет никакой политики вообще.

 Тимур Айтберов

Тут как раз я встречаю другое выступление - Ары Папяна. Как любят говорить азербайджанцы: заторчали «армянские уши». Так вот, этот человек – участник войны в Афганистане, носитель советских орденов, бывший посол Армении в Канаде - за свой счет, в аспекте финансов, начал бороться за развитие талышского, лезгинского, аварского языков, создал радиовещание, проводит международные конференции. Одним словом всячески помогает. Азербайджанские политологи и иные «мудрецы» говорят, что во всем этом видны армянские интересы. Так пусть сами не делают так, чтобы мы с душой только позицию Армении принимали, а азербайджанскую отталкивали. Пусть ведут себя достойно.

- Какими Вы видите аваро-лезгинские взаимоотношения?

Аварцы с лезгинами всегда были дружны. Наши взаимоотношения уходят в глубину истории. Как я сказал, жители лезгинского села Маза сыграли важнейшую роль в освобождении Западного Дагестана от власти Грузинских феодалов, в том числе Цахура, Рутула, некоторых других земель. Они освободились от грузинского владычества с помощью мазинцев.

Шамиль обращал на это внимание, и поэтому в его библиотеке написанная по-арабски история села Маза, занимала почетное место. Она сохранилась в полном списке только в Шамилевской библиотеке. Нигде больше этого нет.

Далее, Шамиль много ссылается на своего духовного наставника шейха Мухаммада Яраги. Это знаменательная фигура, здесь даже не нужно об этом много говорить. Мы видим, что это мощнейшая личность, которую признавали все нормальные аварцы того времени. Они ходили к нему, советовались, учились у него тарикату и считали этого человека своим муршидом. Это слишком яркая личность.

Вот, пожалуйста, Алискер-хаджи - лезгин из селения Цехюл Кусарского района. В те годы XIX в. он поехал вместе с Ярагским в Аваристан. И вот, этот человек, калека, (после тяжелой болезни, у него были отняты ноги) 40-е годы XIX в., ходил на четвереньках и выискивал с риском для своей жизни, останки мюридов, которые участвовали в боях на Ахульго. Находил их и хоронил. Это было очень тяжело делать. Одни мумифицировались, от других кости остались, Алискер-хаджи извлекал и производил захоронения.

 Имам Шамиль за чтением Корана

Упомянем также ахтынцев – Исрафила, Мухарамма, Абдужалила. Это были видные лица в спецназе Шамиля. Вот такие люди нас связывают. Или возьмем другого человека ученого Насрулла-хаджи из Капира. Это был знаменитый человек, и до последнего дня был на Гунибе вместе с Шамилем, командовал главным направлением по защите Гунибской крепости и погиб в последний день. Это показывает нам, что аварцы и лезгины были вместе всегда. Я считаю, что между нашими народами много связующего, сильного, построенного на уважении друг к другу.

Не секрет что были в советские годы и разногласия. Я их так вижу: в начале Кавказской войны главное, на что мусульмане решили опираться - Кюринское ханство на юге, где играли главную роль лезгины и лакцы, и Аваристан на севере, но так получилось, что царские власти начали теперь раскалывать эти два дагестанских региона. В советское время это по инерции продолжалось.

Мы понимаем, что у нас – аварцев и лезгин общие проблемы. Как бы мы себя ни убаюкивали в Закавказье фразами «дружба», «братство», «интернационализм», мы должны четко осознавать, что азербайджанские националисты, тюркисты имеют давний четкий план по уничтожению горских языков, а затем и народов.

Их взгляды на восточнокавказскую местность - относительно ее нового территориального переустройства известны, и этот факт неоспорим. Поэтому мы, два больших братских народа исторического Дагестана должны совместно защищать свои закавказские интересы.

Здесь у лезгин большой опыт в сфере общения с европейскими структурами, ООН, Европарламентом, ОНН. По отдельным направлениям мы, аварцы, должны тут на лезгин ориентироваться. В Москве, Европе раз они прошли тут вперед. А есть такие направления, где аварцы должны показать свою роль.

В общем, я вижу наш механизм в контакте и совместной работе. Здесь уже есть большая почва, закрепленная трудами наших предков, и нам надо достойно продолжать их дело.

- В этом свете, каким вы видите последние события в Южном Дагестане, связанные с переименованием дербентской улицы в честь иностранного гражданина, протесты, митинги?

Я по Интернету и другим СМИ слежу за ситуацией и позицие й ФЛНКА и полностью ее поддерживаю. Конечно, сплетники тут всякое болтают, но я сам видел, что такое ФЛНКА. Позиция ФЛНКА является для нас важной. Она имеет значимость, прежде всего в Москве.

Теперь по переименованию улицы в Дербенте. В Евразии существует много разных народных традиций. У одних более сильный, богатый, когда хочет проводить свою позицию, ни с кем ни советуется. Он начинает стучать кулаком, материться, и более слабый поднимает лапки и говорит: слушаюсь.

А у нас в Дагестане, где были свободные горцы - ханов признавали, но перед ними на лапках не стояли. Мы их как военачальников, как судей, хранителей порядка признавали. У нас такая этика – если богатый и влиятельный человек хочет чего-то добиться от более бедного и слабого, он в начале его начинает ублажать, угощать, а потом уважительно просить. Вот это и есть наша этика.

 Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Если бы власти Азербайджана, имея мысль назвать улицу в Деребенте именем Гейдара Алиева, вначале позвали бы дербентских лезгин в Баку и сказали бы: мы хотим назвать в Баку или в Кубе улицу именем Хаджи-Давуда или Ярагского. Пригласили бы лезгинских ученых, устроили бы конференцию, а потом подошли бы к ним с просьбой, то тут некоторые лезгины даже забыли бы, наверное, что при Гейдаре они были ущемлены. Отрицать это бессмысленно.

И по отношению к аварцам были и есть грубые ущемления. Памятник Шамилю пытались взорвать, шумели: убирайтесь в Дагестан. Сейчас, писать, правда, перестали, но по той лишь причине, что они поняли: историю мы знаем очень хорошо на основе древних документов, а у них, азербайджанцев, все идет на основе сказок и современных фантазий.

Вот, если бы азербайджанцы так подошли, может быть, что лезгинская общественность отреагировала и по-другому. А в нынешней ситуации я на стороне ФЛНКА, и общеполитически и тактически.

Во всей этой деятельности есть непонятные моменты. Вначале появилась сплетня, а сейчас уже в газетах начали писать, что якобы вдохновителями переименования Дербентской улицы являются какие-то особо влиятельные аварские круги.

Мы просто возмущены этой ложью. Некоторые люди пытаются свалить собственную вину на других. Известный общественно-политический деятель Сулайман Уладиев, Магомед Магомедов, я, и многие другие ездили в Дербент поддержать ФЛНКА и высказать свой протест по поводу переименования улицы.

 Первый имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад, зять шейха Мухаммада Яраги

Никто не видел, чтобы какие-либо аварцы действуют против лезгин. Поэтому это возмутительно, распускают сплетни, ссорят людей. Это не красиво. Пусть установят, откуда идут сплетни. Это делают, по-моему, те, кто не может отвечать за собственные слова и действия, и пытаются натравить лезгинских общественных деятелей, интеллигенцию на аварцев. Я просто возмущен этими провокациями.

-Как ученый, каким вы видите национальную публицистику, отвечает ли она нашим интересам?

У нас в Дагестане, во-первых, история литературы не такая глубокая, как у русских, грузин, армян. Я думаю, во-вторых, что сейчас, во время свободы слова государство прекратит финансировать конвейерный поток мало кому нужных книг, и многие дагестанские литературы вымрут.

Ну, будут жаловаться, но только это ничего не даст. Я вижу перспективу за лезгинским языком, потому что лезгины сейчас единственный дагестанский народ, который расселен сплошной полосой от верховных гор, рек до самого Каспийского моря. Лезгинский язык является там языком официального делопроизводства, собраний. Он распространен в Южном Дагестане, мне даже кажется, что у него есть политическая перспектива стать региональным языком.

 Мухаммад Яраги

Кстати, русские ученые эпохи Первой Мировой войны, работавшие в секретных институтах, подготовили тогда решение, по которому лезгинский язык должен был быть языком межэтнического общения от Девичи до Уллучая.

Русские имперские власти намеревались проводить это решение государственными механизмами и политическими средствами. Они видели в лезгинском языке первую мощную баррикаду против пантюркизма в Прикаспии – на подходах к Казани. Для этого они намеревались проводить везде обучение «кюринского» языка - в Агуле, Рутуле, в Табасаране, в азербайджанских и в татских регионах исторического Дагестана.

Аварский язык по сравнению с дореволюционным периодом ныне ослабел. Это произошло, потому что много аварцев перешло на равнину, а на равнине аварский язык не был тогда востребован в общественно-политической жизни.

Взять лакский язык, раньше он был вторым по значимости в горном Дагестане. Даже некоторые лезгинские дворяне – беки и ханы знали лакский язык. До революции издавалось много литературы на этом языке, потому что лакские районы тогда были самыми густонаселенными в Дагестане.

А сейчас так получилось, что почти все лакцы обосновались в городах, а у дагестанского города свои законы. Аналогичная ситуация и с даргинским языком. Дело в том, что у них много исторически сложившихся диалектов.

Это современные процессы и они касаются практически всех наших народов. За других я не хочу ничего говорить. Вот, я - аварец, а ты – лезгин. За лезгинским языком есть перспективы.

У аварцев, как особого народа, тоже будет перспектива. Мы будем жестко бороться за него, против приспособленцев, карьеристов, предателей своего народа – разрушителей одного из главных столпов национальности. Стараться будем изо всех сил.

Беседовал Али Гаджиев

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Участки на каспийском побережье суд оценил условно

Закатальцы требуют равных с азербайджанцами прав

На связи с Украиной

Денис Соколов: история о том, как дагестанцев законно обворовали

Лезгины и аварцы о «встрече в верхах»

Комментарии (273)
Комментарий #273, дата: 16 апрель 2020 19:12
Цитата: Jeka

Примечательно, что не меняется никак эта тема. Армянские цензура подбивают лезгин к конфликту. Допустим, однажды лезгины и аварцы решили создать своё государство. Неужели они думают, что Россия позволит им это сделать? Или речь об присоединении части территорий Азербайджана к России? Ого, попахивает Абхазией и Осетией, вынесенных на волнах сепаратизма не к берегам вожделенных государств , а к полуразрушенным южным окраинам игнорируемой всеми  и изъеденной коррупцией, санкциями и ошалелой военщиной  "державы". Сравните цветущую Аджарию и изнывающую от армянского произвола Абхазию. Это раз. Второй момент - мы не отладим нашей земли никому, неважно жили там динозавры, аборигены или кто то ещё. Это наша территория, за свободу и независимость которой мы вышли на танки в январе 90го. И мы не одни. Если за кем то станет Россия, за нами всегда Турция, и конфликт обернётся гигантским бессмыслием - мусульмане поддерживаемые своими уничтожителчми со времен Петра будут воевать с мусульманами тюрками на радость армянам, которыми, следуя старой доброй традиции, территории будут заселяться, дабы отбить желание лезгин и аварцев на какие либо претензии на независимость. Опять же -Абхазия тому пример, спрашиваете, вы же обожаете друга друга. Вот эта горькая перспектива, к чему ведут вас Саркаровы и прочие "националисты патриоты".

 

Ты провокатор все то что ты написал сун свою на одно место что ты хочешь изменить наш вектор развития или заглушить,остановить движение к свободе или создание своего гнезда на своем же земле а как Саркаровы и прочие видет как и что происходить в твоем Азербае с наш нацией они аналитики патриоты и основатели от Всевышнего.

И Россия и Азерб понимает что если Лезгинам Автонмия то остальным то же надо(так и будет) а так Азербайе если Лезинам то Талышам Курдам остаткам Татам(хотя татлар чезди-йохды с вашей помош а должен быт их 1млн.200тыс.)

Луче быт как Абхазы чем ассимлироватся и быт цензура Туркам.

 

 


Комментарий #272, дата: 16 апрель 2020 12:34

Примечательно, что не меняется никак эта тема. Армянские цензура подбивают лезгин к конфликту. Допустим, однажды лезгины и аварцы решили создать своё государство. Неужели они думают, что Россия позволит им это сделать? Или речь об присоединении части территорий Азербайджана к России? Ого, попахивает Абхазией и Осетией, вынесенных на волнах сепаратизма не к берегам вожделенных государств , а к полуразрушенным южным окраинам игнорируемой всеми  и изъеденной коррупцией, санкциями и ошалелой военщиной  "державы". Сравните цветущую Аджарию и изнывающую от армянского произвола Абхазию. Это раз. Второй момент - мы не отладим нашей земли никому, неважно жили там динозавры, аборигены или кто то ещё. Это наша территория, за свободу и независимость которой мы вышли на танки в январе 90го. И мы не одни. Если за кем то станет Россия, за нами всегда Турция, и конфликт обернётся гигантским бессмыслием - мусульмане поддерживаемые своими уничтожителчми со времен Петра будут воевать с мусульманами тюрками на радость армянам, которыми, следуя старой доброй традиции, территории будут заселяться, дабы отбить желание лезгин и аварцев на какие либо претензии на независимость. Опять же -Абхазия тому пример, спрашиваете, вы же обожаете друга друга. Вот эта горькая перспектива, к чему ведут вас Саркаровы и прочие "националисты патриоты".

 


Комментарий #271, дата: 16 апрель 2020 12:21

Privet vsem


Комментарий #270, дата: 29 декабрь 2013 02:23

<!--[if gte mso 9]> 15.00 800x600

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Официальный ответ на сообщение  от… (число)

Сообщение от (число) является автоматическим спамом  и предназначено для того, чтобы ввести в заблуждение наших возможных клиентов. Автора негативного комментария неоднократно просили уточнить номер договора,  чтобы мы могли предоставить отчет о проделанной нами работе, но все попытки выйти на контакт были проигнорированы.  Основываясь на этих фактах, мы заявляем о недостоверности приведенных в посте сведений и просим администратора данного ресурса его удалить.

С уважением, TRANSITplus


Комментарий #269, дата: 29 декабрь 2013 02:22

<!--[if gte mso 9]> 15.00 800x600

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Официальный ответ на сообщение  от… 5.07.2013

Сообщение от 5.07.2013 является автоматическим спамом  и предназначено для того, чтобы ввести в заблуждение наших возможных клиентов. Автора негативного комментария неоднократно просили уточнить номер договора,  чтобы мы могли предоставить отчет о проделанной нами работе, но все попытки выйти на контакт были проигнорированы.  Основываясь на этих фактах, мы заявляем о недостоверности приведенных в посте сведений и просим администратора данного ресурса его удалить.

С уважением, TRANSITplus


Комментарий #268, дата: 11 июль 2013 09:33

Уважаемый Айтберов, интервью качественное, но есть спорные моменты - роль аварского языка как и лезгинского не снизилась в Дагестане и за пределами, где испокон веков проживают наши народы.


Комментарий #267, дата: 08 июль 2013 21:15

Очень интересное интервью. Не понимаю только, зачем хотят в Дербенте назвать улицу в честь Гайдара Алиева. Знаю, что этого "величайшего" политика конца ХХ века чтят в Азербайджане, но почему в Дагестане? Интересно, что Алиев сделал для Дагестана или для дагестанцев, живущих в Азербайджане?


Комментарий #266, дата: 06 июль 2013 19:30

джамшут,
Я не поняла, извините, пожалуйста. Манкурты действительно всполошились, у страха глаза велики


Комментарий #265, дата: 06 июль 2013 19:23

Мулейли,
Что вам не нравиться ?


Комментарий #264, дата: 06 июль 2013 19:17

Мулейли,
джамшут,
Зун эрменийрин клон хьайила, вун вуж я ихьтин къейдер ийиз? Вагай субут ийиз жедани, зун эрменийрин клон я лагьана. Аламат я заз, чаз лезгийриз авайди сада сад беябуриз гьалават хьун я. Заз чидач, вун жегьил яни, яш хьанвай кас яни, амма вуна ийизвай къейдерихъ бине авач. 

уважаемая Мулейли ,читайте коментарии внимательно и ещё другие сайты.Это один из манкуртов написал на сайте
 http://lezgi-yar.ru/





Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 28 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия