Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Скульптура не подвластная времени

О творчестве Гейбата Гейбатова

 

 

Известный монумент Гейбата Гейбатова «Бессмертие», посвященный первым дагестанским революционерам, (сквер на площадь Ленина в Махачкале)

7 июня 2013 года врио Президента РД Рамазан Абдулатипов вручил государственную награду – орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» народному художнику РФ, народному художнику РД, скульптору Гейбату Нурахмедовичу Гейбатову.

Скульптор хорошо известен не только в республике, но и далеко за ее пределами, он автор более 80–ти монументальных произведений. Создание крупных монументов в городах и селениях Дагестана, ее столице Махачкале, таких как, памятник дагестанским революционерам – руководителям революционного подполья во главе с У. Буйнакским, летчику – испытателю Аметхану Султану, пятикратному чемпиону мира по вольной борьбе Али Алиеву, герою России генералу Омарову и др., организация городской среды столицы республики принесли ему известность. Неустанная работа в области станковой скульптуры явилась результатом создания высокохудожественных произведений и активного участия Г.Гейбатова на зарубежных и ведущих выставках страны и республики, где он был отмечен многочисленными медалями, дипломами, почетными грамотами.

Многолетняя общественная работа на должности ответственного секретаря Союза художников Дагестана (1966 – 1990гг.) способствовала улучшению условий труда национальных художников. Являясь членом экспертной комиссии по скульптуре Художественного Фонда России, а также членом выставочного комитета «Советский Юг» вместе с ведущими художниками страны формировал экспозиции выставок южной зоны. Будучи известным скульптором, неоднократно становился участником многих съездов художников и профсоюзов работников культуры России.

Гейбат Гейбатов родился в лезгинском селе Микрах Докузпаринского района. С детства испытывал тягу к лепке. Классическая основа системы обучения, занятия у маститых педагогов, способствовали развитию у дагестанского скульптора крепких профессиональных навыков.

Гейбат Нурахмедович рано вступил на путь искусства. Многие из самых ранних впечатлений связаны с рисованием и лепкой, с изображением окружающего мира. Все осознанные детские воспоминания хранят атмосферу творчества. Он мог бы сказать о себе словами Джакомо Манцу: «Я родился с потребностью есть, пить и стать скульптором». Для Г.Гейбатова как скульптора имела решающее значение поддержка исторически-преемственного опыта профессиональной пластической традиции, основанной национальным ваятелем Х-Б.Аскар-Сарыджей. Классическая концепция основоположника дагестанской пластики, выпускника Ленинградской Академии художеств, ученика замечательных скульпторов А.Матвеева и В.Лишева дала четкое направление исканиям молодого художника.

С именем Гейбата Гейбатова связаны важные этапы истории советского, постсоветского и современного искусства Дагестана. Его творчество отражает историко-культурные процессы национального ваяния. Начав свой творческий путь в конце 50-х, он отразил эпоху строительства социализма, выполняя важные социальные заказы. Начиная с первых перестроечных лет по настоящее время, он по-прежнему неустанно трудится в монументальной скульптуре, создавая памятники. Воспитанный советской художественной системой, скульптор испытал влияние историко-культурных, художественно – политических процессов, происходящих в российском и национальном искусстве.

Гейбат Гейбатов

История изобразительного искусства Дагестана имела сложный, динамичный, многослойный, подчас противоречивый характер. Творческий процесс созидания также претерпел много трудностей и, живой трепетный пульс скульптора, нередко испытывал непонимание и неприятие многих чиновничьих установок. Стержнем творчества Г. Гейбатова, его главной формулой был Человек, во всей сложности личности и в тесном контакте ее с обществом. Поэтому свое индивидуальное, неповторимое видение и осмысление мира он стремился выразить в монументальной скульптуре, которая давала возможность языком пластики привлечь людские потоки на площади и улицы дагестанских городов и селений, позволяло «говорить» о жизни и подвигах лучших представителей дагестанского народа.

Скульптор Г.Гейбатов по настоящее время работает в различных видах и жанрах скульптуры: монументально-декоративной и пластике малых форм, в области станковой и мемориальной скульптуры, а также по созданию портретной галереи образов современников и деятелей национальной науки, культуры и искусства.

Г.Гейбатов, живя в республике постоянно, навсегда связал свою жизнь с ее заботами и чаяниями. Более тридцати памятников мемориальной скульптуры, созданные им, расширяли круг его знакомств. В силу своей сложной профессии, сопряженной не только с интеллектуальным трудом, но и физическим, ему приходилось общаться с людьми разных профессий: это были инженеры и заводские рабочие, члены правительства и служащие, трудившиеся в сфере культуры и медицины, представители свободных профессий – ученые и писатели, поэты и художники, артисты национальных театров и журналисты. Большая дружба его связывала с государственными деятелями Шахбазом Исмаиловым, Ибадула Тагировым, Багаутдином Ахмедовым, бывшим ректором дагпедуниверситета Шейху Исмаиловым, писателями и поэтами Тагиром Хрюгским, Расулом Гамзатовым, Шах-Эмиром Мурадовым, Киясом Меджидовым и Зияутдином Эфендиевым, академиком, доктором медицинских наук Рашидом Аскерхановым, известным режиссером Гамидом Рустамовым, скульптором Хас-Булатом Аскар-Сарыджей, художниками М-А.Джемалом и Юсупом Моллаевым – все они стали моделями его пластических поисков. Теплые дружеские отношения складывались и с коллегами по художнической профессии Дмитрием Капаницыным и Александрой Марковской, Галиной Конопацкой и Алексеем Августовичем, Эдуардом Асташевым и Эдуардом Путерброт и многими, многими другими.

Свою активную профессиональную деятельность он успешно сочетает с педагогической. Человек деятельный с кипучей энергией и огромным желанием пробудить в своих учениках интерес к эстетической составляющей жизни, увидеть в простых явлениях природы особенное и удивительное. В свои юношеские годы ему приходилось быть в роли воспитателя, педагога по рисунку и скульптуре в интернате горцев, когда на глазах у интернатовских мальчишек стремился запечатлеть в набросочных рисунках их забавы и игры, портреты подростков, поощрял не только рисование, но и любую практическую деятельность в области эстетики и был требовательным наставником.

В настоящее время, будучи профессором художественно-графического факультета Дагпедуниверситета по классу скульптуры, фанатично преданный своему делу, он не терпит недобросовестного отношения к учебе и студенты его мастерской это быстро усвоили, они стараются выполнить задания на должном уровне, отсюда и высокие показатели успеваемости мастерской Г.Гейбатова. Благодаря его профессионализму, умению создать творческую атмосферу в мастерской, наладить практическую работу, ему удается завоевать любовь и признание своих учеников, которые и после окончания Института не теряют связи со своим учителем, со многими из них его связывают тесные творческие, дружеские отношения.

Говоря о педагогической деятельности Г.Гейбатова нельзя не учитывать многонациональный состав студенчества. Многоликий и сложный по своим национальным традициям регион, насчитывающий более тридцати народностей, впитал в себя огромное богатство самобытной культуры горцев, живущих не только в высокогорных аулах, но и плоскостных районах, а также жителей степей. И каждый из учащихся, изучая западноевропейские, русские и мировые художественные традиции в целом, все-таки тяготеет к постижению собственной, почвенной культуры. В этом большую помощь студентам оказывает профессор, который учит их не только «смотреть», но «видеть», подмечать в жизни самое характерное, зафиксировать целый арсенал изобразительных средств, присущих данному народу. Он учит выразить средствами пластики не только этнографические черты (типаж, одежда, утварь), но и постараться передать сам дух и неповторимость национального характера и уклада жизни. Все это дает основание считать эту форму обучения положительным и перспективным явлением в художественном, трудовом и эстетическом развитии личности студентов.

Неустанный творческий поиск Гейбата Гейбатова, масштабность в реализации идей, педагогическая деятельность – все это свидетельства многогранности и неоднозначности его таланта.

Руслан Гереев, представитель ФЛНКА в Дагестане

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Лик Стальского озарил Дербент

Памятнику Стальскому быть!

Рамазан Абдулатипов утвержден на пост Президента Дагестана

XLIV Международный турнир по вольной борьбе памяти Али Алиева

Творчество Сабира Гейбатова

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 28 сентябрь 2013 01:12

Монумент Гейбата Гейбатова «Бессмертие», посвященный первым дагестанским революционерам был неоднократно номинирован на различные государственные премии...




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия