Воссозданное искусство лезгин
Народные промыслы переживают свое возрождение
Издревле Дагестан славится своими народными искусствами, своими мастерами, изделия которых отличаются своей красотой, искусностью исполнения и сложностью работы. В нашей республике есть целые села, жители которых на протяжении веков из поколения в поколение передают свои умения и навыки, тем самым сохранив до наших дней уникальные промыслы наших предков.Каждому народу Дагестана есть чем гордиться. Не является исключением в этом ряду и лезгины, богатейшая культура, которых испокон веков прославляла наших мастеров на всем Кавказе и за его пределами.
Произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений.
В создании материальной культуры лезгин были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, гончарное, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и многие другие.
Художественные произведения народных мастеров всегда отличались многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства лезгинских народов.
К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в 20 веке наметилась тенденция к утере народных промыслов. Некоторые традиции были полностью утрачены, как, например, единственная в своем роде архаичная кахульская керамика. Многие навыки и умения уже забыты.
Однако есть еще энтузиасты, настоящие ценители и любители народного искусства, которые усердно восстанавливают культурное богатство лезгин. Вашему вниманию мы предлагаем интервью с одним из настоящих патриотов лезгинского народа, коим является основатель и руководитель первого в Дагестане Центра возрождения народно-художественных промыслов в Касумхюре Закир Ибрагимов.
Закир муаллим, расскажите, с чего началось Ваше увлечение культурой лезгин? Этим Вы заняты и увлечены с детства, или пришло со временем?
Вы знаете, искусство мне интересно с детства. Правда, я не профессиональный художник, а просто любитель. Я интересовался, изучал. Со временем я увлекся своим хобби так, что с уверенностью можно сказать – это моя вторая работа. Вообще, по специальности я гидротехник.
Кое-какие достижения у меня уже есть. К сожалению, пока о массовости нашего производства говорить нельзя. У нас мало возможностей , негде, по сути, работать. В планах стоит повышение объемов производства, изготовление сувениров и т.д.
Какая отрасль оказалась первой?
Мы охватили четыре вида национальных промысла – ковроделие, прикладное ткачество, керамика и золотая шелковая вышивка. Начинал я с керамики. Я сам освоил гончарное дело.
До сих пор, бывает, даже дома кручу гончарный круг. Потом обучил художника, который мне помогает. Вместе мы набрали группу. Тем самым развивая и расширяя как само искусство, так и производство.
Потом было вышивание. Тоже сам все изучал, технику работы освоил.
Дальше было прикладное ткачество и ковроделие. Хочу сказать, что это все говорит о нашей культуре. Узоры и декоративное оформление, приемы, навыки, умения, практика и высокий уровень изделий лезгин являются уникальными для всего Дагестана, это достижение нашего народа. И это культурное наследие терять мы не имеем права. Это будет преступлением перед памятью наших предков и грядущими поколениями.
Расскажите о каждой отрасли отдельно: их особенности, уникальность.
Ковроделие – это традиционно лезгинский промысел. Дагестанское ковроделие основано на лезгинском ковроделии. Грубо если сказать – остальные дагестанцы научились этому искусству у лезгин. Это общепризнанный тезис. Наверное, половину своего культурного наследия в сфере ковроделия мы уже потеряли.
Испикская керамика – это венец российской народной керамики. Потому что она не имеет аналогов. Узоры, орнаменты, полихромная глазурь и те искусные приемы, которые применялись лезгинскими мастерами, являются уникальными для всей России. К сожалению, мы практически забыли и об этом искусстве.
Когда я только начал заниматься керамикой, я обращался к различным специалистам – они понятия даже не имели о классическом лезгинском керамическом искусстве. Даже районные и сельские работники культуры и местные мастера. Это говорит о том, что это древнее лезгинское искусство было забыто самими лезгинами.
В рамках работ по восстановлению прикладного ткачества, мы занимались производством сумок с классическим лезгинским декоративным узором. Надо сказать, что наша продукция довольно быстро разошлась.
Часть наших сумок уходят как сувениры и подарки гостям Касумхюра, победителям различных районных соревнований и конкурсов. Особенно наши сумки популярны в молодежной среде.
Закир Ибрагимов
Во-первых, лезгины носят свое, поддерживают свое, это своего рода мода. Потом, о нашей культуре узнают многие. Это очень хорошая реклама лезгинскому продукту. Но тут есть и обратная сторона медали. Сложилась ситуация, при которой мы не можем обеспечить тот спрос, который возник на нашу продукцию. Материальная база наша слабая, а спрос растет.Также и вышивка лезгинская. Декоративная вышивка не получила столько широкой известности, как другие народные промыслы лезгин. Однако у нас были искусные мастера, которые обладали исключительными приемами и знания, а наши узоры были необыкновенные.
В 80-90-е годы прошлого столетия мы полностью потеряли это искусство. Наши изделия были переписаны в даргинские. Я их отстоял. Они снова стали всеми называться лезгинскими. Опять же у нас только одна женщина занимается прикладной вышивкой.
Она работница нашего центра. Я ее обучил всем, что знал. Показал как делается, показал образцы. Желающих работать, честно говоря, немного. У меня нет финансов, чтобы оплачивать труд других работниц, а бесплатно работать вряд ли кто будет.
Вообще, не имея должной финансовой поддержки, трудно одному человеку освоить все эти промыслы. Или одним чем-то надо заниматься и все средства, силы и возможности направлять на определенный какой-то промысел, а мне приходится попеременно заниматься то одним, то другим, то третьим, при этом держа все промыслы наплаву. А это даже чисто физически очень тяжелая работа.
С какими еще трудностями Вам приходилось и приходится сталкиваться?
Наибольшей проблемой, повторюсь, является наша слабая производственная база. Нам не хватает станков, печей, производственных площадок. Например, я организовал выпуск гончарных изделий, но из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы мы топчемся на месте. Но, надеюсь, со временем мы и с этой проблемой справимся.
Одной из проблем всего нашего народа, кстати, является отсутствие среди нас хороших искусствоведов. Нет специалистов, которые бы прекрасно знали лезгинскую культуру, которые бы обучали любителей и энтузиастов особенностям и тонкостям, присущим именно лезгинским мастерам.
Я постоянно нахожусь в поисках толковых специалистов, к сожалению, пока не встретил такого. Об этом уже давно нужно кричать. Есть активная молодежь, которая хочет всему обучиться, но опять все опять же упирается в отсутствие финансов.
Проводите ли Вы какие-то выставки, экспозиции, фестивали?
Да, конечно. Несколько раз мы участвовали на выставках в Махачкале. Являемся постоянными участниками фестиваля «Дни культуры народов Дагестана». В Кисловодске на выставке были представлены наши керамические изделия, а также продукция ковроделия и прикладного ткачества. Стоит заметить, что у нашей продукции своя специфика и она не имеет аналогов в республике. Это наше преимущество. Нужно набирать нам обороты, чтобы количество произведенной продукции соответствовало спросу как внутри Дагестана, так и за его пределами. Приезжала к нам представитель Минэкономразвития Татьяна Кацман, мы ей презентовали лезгинский ковер «сумаг» ручной работы. Опять же упираемся в материальное обеспечение. Не хватает станков. Но и с этим, я надеюсь, мы справимся. Или, например, гончарное производство я организовал, но печей нет. Поэтому стоим на месте.
Отношение местного населения к той работе, что Вы проводите?
Взаимоотношения с местным населением у нас сложились очень хорошие, я бы даже сказал продуктивные. С одной стороны, выполняемая нами работа направлена в первую очередь на популяризацию родной культуры.
Как я уже говорил, мы проводим различные выставки с нашей продукцией, проводим открытые занятия и мероприятия, направленные на привлечение интереса местных жителей к лезгинской культуре.
Следует заметить, что и сами жители активно посещают наши мероприятия, живо интересуются нашими достижениями. К нам обращаются жители разных сел, приносят нам старинные предметы искусства и быта, среди которых встречаются уникальные находки, которым практически нет аналогов.
Какие у Вас сложились взаимоотношения с властями? Помогают ли они Вам?
Несмотря на то, что я возглавляю Центр возрождения народных художественных промыслов при администрации Сулейман-Стальского района, особых дивидендов от этого у нас нет.
В бюджете района, к сожалению, нет средств, чтобы существенно помогать нам в нашей работе. Также я сотрудничаю с республиканским Комитетом по народно-художественным промыслам. Может, в следующем году, надеюсь, мы получим большую поддержку.
В перспективах у нас организовать производство, отремонтировать зизикскую ковровую фабрику. Вот недавно написали письмо Президенту Дагестана Рамазану Абдулатипову с просьбой помочь в организации 2 площадок - для ковроделия и для керамики. Ответ пока мы не получили, но работа над письмом в Комитете уже идет.
Уверен, что ФЛНКА могла бы, в качестве одного из направлений своей деятельности, активно участвовать в поддержании подобных проектов. Помогать с обеспечением материальной базы. Помощь ФЛНКА и других общественных организаций дала бы ощутимый толчок для развития нашей деятельности и мы смогли бы выйти на качественно новый уровень.
Поговорим о Ваших успехах. Чего уже достигли, что планируется?
О каких-либо успехах или достижениях, наверное, рано судить. Мы много еще не сделали, можно сказать, мы прошли только начальный этап. Среди того, что у нас уже получилось – это открытие Центра возрождения народных художественных промыслов. Это первая подобная организация в Дагестане.
Хоть и небольшой, но устоявшийся коллектив у меня есть. О нашей деятельности знает народ, наши выставки не остаются без внимания жителей и гостей Касумхюра. Нас приглашают на республиканские и кавказские фестивали. Самое главное, нам есть что показать. Лезгинская культура находится на слуху.
Особенно отмечу, что у меня получилось вернуть лезгинам вышивку золотом по шелку. Она считалась потерянной. И то, что мне удалось ее восстановить, я считаю одним из своих основных достижений.
Не могу не отметить нашу успешную работу с молодежью. Ребята приходят к нам, получают знания и навыки. Я нахожусь в постоянном поиске молодежи, которая бы смогла подхватить наши начинания.
Я собрал немало археологических данных, артефактов. В этом направлении мною тоже проводится работа. Те молодые историки, краеведы, которых я сумел подтянуть, с увлечением заняты изучением образцов керамики и археологического материала.
Один из них особенно серьезно этим занялся. Им найдены новые памятники. Изучены окрестные села.
Мурад Шихахмедов
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.