Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Воссозданное искусство лезгин

Народные промыслы переживают свое возрождение

 

Издревле Дагестан славится своими народными искусствами, своими мастерами, изделия которых отличаются своей красотой, искусностью исполнения и сложностью работы. В нашей республике есть целые села, жители которых на протяжении веков из поколения в поколение передают свои умения и навыки, тем самым сохранив до наших дней уникальные промыслы наших предков.
  Каждому народу Дагестана есть чем гордиться. Не является исключением в этом ряду и лезгины, богатейшая культура, которых испокон веков прославляла наших мастеров на всем Кавказе и за его пределами.
Произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. 
В создании материальной культуры лезгин были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, гончарное, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и многие другие. 
Художественные произведения народных мастеров всегда отличались многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства лезгинских народов.
К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин в 20 веке наметилась тенденция к утере народных промыслов. Некоторые традиции были полностью утрачены, как, например, единственная в своем роде архаичная кахульская керамика. Многие навыки и умения уже забыты.

 

Однако есть еще энтузиасты, настоящие ценители и любители народного искусства, которые усердно восстанавливают культурное богатство лезгин. Вашему вниманию мы предлагаем интервью с одним из настоящих патриотов лезгинского народа, коим является основатель и руководитель первого в Дагестане Центра возрождения народно-художественных промыслов в Касумхюре Закир Ибрагимов.
Закир муаллим, расскажите, с чего началось Ваше увлечение культурой лезгин? Этим Вы заняты и увлечены с детства, или пришло со временем?
Вы знаете, искусство мне интересно с детства. Правда, я не профессиональный художник, а просто любитель. Я интересовался, изучал. Со временем я увлекся своим хобби так, что с уверенностью можно сказать – это моя вторая работа. Вообще, по специальности я гидротехник.
Кое-какие достижения у меня уже есть. К сожалению, пока о массовости нашего производства говорить нельзя. У нас мало возможностей , негде, по сути, работать. В планах стоит повышение объемов производства, изготовление сувениров и т.д.

 

Какая отрасль оказалась первой?
Мы охватили четыре вида национальных промысла – ковроделие, прикладное ткачество, керамика и золотая шелковая вышивка. Начинал я с керамики. Я сам освоил гончарное дело. 
До сих пор, бывает,  даже дома кручу гончарный круг. Потом обучил художника, который мне помогает. Вместе мы набрали группу. Тем самым развивая и расширяя как само искусство, так и производство.
Потом было вышивание. Тоже сам все изучал, технику работы освоил. 
Дальше было прикладное ткачество и ковроделие. Хочу сказать, что это все говорит о нашей культуре. Узоры и декоративное оформление, приемы, навыки, умения, практика и высокий уровень изделий лезгин являются уникальными для всего Дагестана, это достижение нашего народа. И это культурное наследие терять мы не имеем права. Это будет преступлением перед памятью наших предков и грядущими поколениями.

 

Расскажите о каждой отрасли отдельно: их особенности, уникальность.
Ковроделие – это традиционно лезгинский промысел. Дагестанское ковроделие основано на лезгинском ковроделии. Грубо если сказать – остальные дагестанцы научились этому искусству у лезгин. Это общепризнанный тезис. Наверное, половину своего культурного наследия в сфере ковроделия мы уже потеряли.
Испикская керамика – это венец российской народной керамики. Потому что она не имеет аналогов. Узоры, орнаменты, полихромная глазурь и те искусные приемы, которые применялись лезгинскими мастерами, являются уникальными для всей России. К сожалению, мы практически забыли и об этом искусстве. 
Когда я только начал заниматься керамикой,  я обращался к различным специалистам – они понятия даже не имели о классическом лезгинском керамическом искусстве. Даже районные и сельские работники культуры и местные мастера. Это говорит о том, что это древнее лезгинское искусство было забыто самими лезгинами.

 

В рамках работ по восстановлению прикладного ткачества, мы занимались производством сумок с классическим лезгинским декоративным узором. Надо сказать, что наша продукция довольно быстро разошлась. 
Часть наших сумок уходят как сувениры и подарки гостям Касумхюра, победителям различных районных соревнований и конкурсов. Особенно наши сумки популярны в молодежной среде.
Закир Ибрагимов
Во-первых, лезгины носят свое, поддерживают свое, это своего рода мода. Потом, о нашей культуре узнают многие. Это очень хорошая реклама лезгинскому продукту. Но тут есть и обратная сторона медали. Сложилась ситуация, при которой мы не можем обеспечить тот спрос, который возник на нашу продукцию. Материальная база наша слабая, а спрос растет.
Также и вышивка лезгинская. Декоративная вышивка не получила столько широкой известности, как другие народные промыслы лезгин. Однако у нас были искусные мастера, которые обладали исключительными приемами и знания, а наши узоры были необыкновенные.

 

В 80-90-е годы прошлого столетия мы полностью потеряли это искусство. Наши изделия были переписаны в даргинские. Я их отстоял. Они снова стали всеми называться лезгинскими. Опять же у нас только одна женщина занимается прикладной вышивкой. 
Она работница нашего центра. Я ее обучил всем, что знал. Показал как делается, показал образцы. Желающих работать, честно говоря, немного. У меня нет финансов, чтобы оплачивать труд других работниц, а бесплатно работать вряд ли кто будет.
Вообще, не имея должной финансовой поддержки, трудно одному человеку освоить все эти промыслы. Или одним чем-то надо заниматься и все средства, силы и возможности направлять на определенный какой-то промысел, а мне приходится попеременно заниматься то одним, то другим, то третьим, при этом держа все промыслы наплаву. А это даже чисто физически очень тяжелая работа.

 

С какими еще трудностями Вам приходилось и приходится сталкиваться?
Наибольшей проблемой, повторюсь, является наша слабая производственная база. Нам не хватает станков, печей, производственных площадок. Например, я организовал выпуск гончарных изделий, но из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы мы топчемся на месте. Но, надеюсь, со временем мы и с этой проблемой справимся.
Одной из проблем всего нашего народа, кстати, является отсутствие среди нас хороших искусствоведов. Нет специалистов, которые бы прекрасно знали лезгинскую культуру, которые бы обучали любителей и энтузиастов особенностям и тонкостям, присущим именно лезгинским мастерам. 
Я постоянно нахожусь в поисках толковых специалистов, к сожалению, пока не встретил такого. Об этом уже давно нужно кричать. Есть активная молодежь, которая хочет всему обучиться, но опять все опять же упирается в отсутствие финансов.

Проводите ли Вы какие-то выставки, экспозиции, фестивали?
Да, конечно. Несколько раз мы участвовали на выставках в Махачкале. Являемся постоянными участниками фестиваля «Дни культуры народов Дагестана». В Кисловодске на выставке были представлены наши керамические изделия, а также продукция ковроделия и прикладного ткачества. Стоит заметить, что у нашей продукции своя специфика и она не имеет аналогов в республике. Это наше преимущество. Нужно набирать нам обороты, чтобы количество произведенной продукции соответствовало спросу как внутри Дагестана, так и за его пределами. Приезжала к нам представитель Минэкономразвития Татьяна Кацман, мы ей презентовали лезгинский ковер «сумаг» ручной работы. Опять же упираемся в материальное обеспечение. Не хватает станков. Но и с этим, я надеюсь, мы справимся. Или, например, гончарное производство я организовал, но печей нет. Поэтому стоим на месте.

 

Отношение местного населения к той работе, что Вы проводите?
Взаимоотношения с местным населением у нас сложились очень хорошие, я бы даже сказал продуктивные. С одной стороны, выполняемая нами работа направлена в первую очередь на популяризацию родной культуры. 
Как я уже говорил, мы проводим различные выставки с нашей продукцией, проводим открытые занятия и мероприятия, направленные на привлечение интереса местных жителей к лезгинской культуре. 
Следует заметить, что и сами жители активно посещают наши мероприятия, живо интересуются нашими достижениями. К нам обращаются жители разных сел, приносят нам старинные предметы искусства и быта,  среди которых встречаются уникальные находки, которым практически нет аналогов.

 

Какие у Вас сложились взаимоотношения с властями? Помогают ли они Вам?
Несмотря на то, что я возглавляю Центр возрождения народных художественных промыслов при администрации Сулейман-Стальского района, особых дивидендов от этого у нас нет. 
В бюджете района, к сожалению, нет средств, чтобы существенно помогать нам в нашей работе. Также я сотрудничаю с республиканским Комитетом по народно-художественным промыслам. Может, в следующем году, надеюсь, мы получим большую поддержку.
В перспективах у нас организовать производство, отремонтировать зизикскую ковровую фабрику. Вот недавно написали письмо Президенту Дагестана Рамазану Абдулатипову с просьбой помочь в организации 2 площадок - для ковроделия и для керамики. Ответ пока мы не получили, но работа над письмом в Комитете уже идет.

 

Уверен, что ФЛНКА могла бы, в качестве одного из направлений своей деятельности, активно участвовать в поддержании подобных проектов. Помогать с обеспечением материальной базы. Помощь ФЛНКА и других общественных организаций дала бы ощутимый толчок для развития нашей деятельности и мы смогли бы выйти на качественно новый уровень.
Поговорим о Ваших успехах. Чего уже достигли, что планируется?
О каких-либо успехах или достижениях, наверное, рано судить. Мы много еще не сделали, можно сказать, мы прошли только начальный этап. Среди того, что у нас уже получилось – это открытие Центра возрождения народных художественных промыслов. Это первая подобная организация в Дагестане.
Хоть и небольшой, но устоявшийся коллектив у меня есть. О нашей деятельности знает народ, наши выставки не остаются без внимания жителей и гостей Касумхюра. Нас приглашают на республиканские и кавказские фестивали. Самое главное, нам есть что показать. Лезгинская культура находится на слуху.

 

Особенно отмечу, что у меня получилось вернуть лезгинам вышивку золотом по шелку. Она считалась потерянной. И то, что мне удалось ее восстановить, я считаю одним из своих основных достижений.
Не могу не отметить нашу успешную работу с молодежью. Ребята приходят к нам, получают знания и навыки. Я нахожусь в постоянном поиске молодежи, которая бы смогла подхватить наши начинания.

 

Я собрал немало археологических данных, артефактов. В этом направлении мною тоже проводится работа. Те молодые историки, краеведы, которых я сумел подтянуть, с увлечением заняты изучением образцов керамики и археологического материала.

 

Один из них особенно серьезно этим занялся. Им найдены новые памятники. Изучены окрестные села.  

 

 

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Праздник народной песни пройдет в Дербенте в рамках фестиваля «Каспий – берега дружбы»

Дни культуры Дагестана и Дербента пройдут в Париже

В Махачкале открылась выставка "Дагестанский сувенир"

Дагестан – заповедник народных художественных промыслов

''Яран-сувар'' наяву и в он-лайне

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 24 октябрь 2013 23:37

Возрождение традиций народных промыслов и популяризация их, является важным элементом сохранения традиций национальной культуры народа.  Эти индивидуальные особенности, как раз и характеризуют культурные особенности этноса.

В идеале, необходимо наличие центра Национальной культуры, при котором, функционировал бы центр народных промыслов в г. Дербент- столице Южного Дагестана.   


Комментарий #2, дата: 22 октябрь 2013 11:24

Гьуьрметлу Закир муалим! Квез Аллагьди къуват гурай, куь чан сагъ хьурай! куьн хьтин кьегьял рухваяр гзаф хьанайтIа Лезгистанда, чи халкь вичин мурадрив фад агакьдай, чи Лезги халкьдин руьгь хкаж жедай. Еке агалкьунар хьуй квез!


Комментарий #1, дата: 22 октябрь 2013 00:07

кандидат на пост министра культуры Лезгистана




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия