Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Уникальные таты

О языке жителей сел Митаги и Митаги-Казмаляр


Село Митаги

Как нам известно, на территории южного Дагестана, вблизи города Дербент издавна проживали, и по сей день проживают потомки иранцев, которые именуются татами. Нам давно известно, что на территории Дербентского района и в самом городе Дербент проживают таты. На этой территории имелись семь сел, говорящих на иранском языке. Во время нашествия турков-сельджуков жителям этих сел пришлось нелегко.


Огнем и мечом эти народы заставляли отказаться от родного языка и принять турецкий язык. Не имея возможности сопротивляться, со временем эти народы были вынуждены принять насаждаемый захватчиками язык. Эти насаждения испытали на себе такие села как Рукель, Джалган, Митаги, Гимейди, Билгади, Зидьян, Камах. Следует отметить, что до сегодняшнего дня пять из семи перечисленных сел полностью утратили свой родной язык – в пяти из них нынешнее поколение уже не знает его.


Но не стоит забывать о двух селах, которые не утратили свой язык, и по сей день разговаривают на татском, хотя и в этих двух селах, как и в других пяти, азербайджанский и поныне преподается в качестве родного языка.

 

 

 

 



Доказательством тому служит само население этих сел - Джалган и Митаги, у которого в обиходе используется свой татский язык. Немаловажным доказательством ираноязычности этих сел являются топонимы и гидронимы участков этих населенных пунктов - то есть названия полей, лесов, родников и прочих географических объектов.

 

 

 

 

 






Среди многочисленных этносов Дагестана, о которых писались научные работы, печатались статьи, сохранилась одна этногруппа, о которой науке ничего не известно - это митагинцы. До сих пор никто специально не занимался историей, языком, культурой этого мини-этноса. Лишь некоторые авторы в Дагестане называли топоним «митаги», а жителей относили по принципу приведения к общему знаменателю – к персоязычным татам.


Двуязычием в Дагестане никого не удивишь. На просторных горных отрогах и склонах Страны гор издавна рассыпались жители, пользующиеся не только двумя, а то и тремя разными языками и диалектами.


К трехязычным этносам Южного Дагестана можно отнести и митагинцев, издавно проживавших в Дербентском районе, у подножья горы Кундахар. Население двух сел - Митаги и Митаги-Казмаляр (отселок), кроме русского и азербайджанского языков употребляет в быту диалект иранского языка фарси.


Наречие, сбереженное митагинцами, относится к иранской группе языков индоевропейской семьи. История и формирование рассматриваемого нами поселения восходит к 6 веку нашей эры. Появление этого населенного пункта и судьба обитателей, проживающих в нем, несомненно, связаны с сооружением вокруг Дербента оборонительной стены сасанидов Даг бару. Детальное хронологическое прослеживание истории этих сел не представляется возможным из-за отсутствия какого-либо письменного и археологического материала по данному региону.




Обсуждение татской топонимики с иранскими коллегами во время научной конференции




Историю сел Митаги и Митаги-Казмаляр можно разделить на три периода: иранский, арабский и тюркский. В этногенезе митагинцев, кроме иранцев, также принимали участие арабы, тюрки, табасараны и даргинцы. Однако в быту митангицев, в материальной культуре, в этнографии доминируют персидско-тюркские направления.


Особые связи сложились у митагинцев с сельскими обществами Рукель, Мугарты, Камах, Зидьян, Джалган и Сабнова. В этом аспекте интерес представляют коммуникативные сферы общин Гимейди и Бильгади. Еще в 19 веке жители этих сел использовали в быту иранское наречие, идентичное митагинскому, что нельзя говорить о джалганском диалекте, который отличается по разным параметрам.





Знание трех языков помогает митагинцам и облегчает их коммуникативные возможности с другими народами Дагестана. Следует отметить в этом процессе и роль русского языка, как языка межнационального общения.



Поселение на горе Кундахар


В 17 километрах к юго-западу от древнего Дербента, на горе Кундахар расположено село Митаги, которое входит в Дербентский район. Поселение расположено на высоте 700 метров над уровнем Каспийского моря.


На пути к основному селу расположился в подоле предгорий еще один моносоставный по языку отселок, образованный переселением жителей из Митаги в Митаги-Казмаляр. Оба села сохранили в качестве бытового средства общения иранский диалект.



По природно-географическому положению Митаги находится выше отселка Митаги-Казмаляр. Повышение земной поверхности от Каспия к отрогам Митаги обусловило перемену умеренного теплого климата в нижнем селе Митаги-Казмаляр на суровый зимний климат и прохладно-летний в верхнем. Климат можно охарактеризовать как влажный. Природные условия верхнего села Митаги не совсем благоприятны для развития культурных растений, что нельзя сказать о нижнем селе, где вольготно растет на богарных склонах отменный виноград, миндаль и все сельскохозяйственные злаки.


Фауну митагинских лесов и лугов составляют такие виды животных, как дикий кабан (хуг), шакал (чаггал), лиса (тюлки), волк (дженеве), барсук (пустуруг), заяц (хагуш), белка (деле), дикая кошка (эвше назу), джейран, ежик (джеджю).


Почвенные пласты села Митаги разнообразны. Встречаются покровы желтой глины (зэдэ хак), везде можно встретить слои белого песка (сибире гум), причем на глубине 40 сантиметров.



Флора рассматриваемых поселений представлена различными микропоясами. В лесном микропоясе можно встретить такие виды растений, как граб (велес), ясень (денде), клен трех видов (гейгаб), дуб (палут), бук (пип), карагач (сийе да), лиана (гура), тополь (гаваг), тис (зернаб).


Из полукустарников в митагинских землях можно выделить такие виды, как калина (шуш гелья), шиповник (ковхарек), боярышник (зару), мушмула (эзгил), алыча (элюче). Интересно, что митагинцы называют граб "афун да" (железное дерево) а калину "шуш гелья" (палка для кальяна).



Гидросистема в основном состоит из подземных сточных вод, которых очень мало в нижнем селе Митаги-Казмаляр. Названия родников (гидронимы) в обоих поселениях имеют арабские и иранские лексические значения. По этой семантике можно ориентировачно определить период построения того или иного родника. Приведем ряд гидронимов с лексическим иранским корнем в составе: "Ов пак” (чистая вода), "Ов гут" (желанная вода), "Ов зугла” (кизиловая вода), "Ов муг” (магическая вода), "Ов хани" (ханская вода), "Ов вадамарейи" (место водостока), "Чин дахар" (глаз скалы), "Ов дигах" (вода из двух источников), "Шах-шах" (поднимающаяся вода), "Ов ковха" (вода старейшин).



Приведенные примеры являются немаловажным фактором для доказательства того, что эти населенные пункты являются именно ираноязычными и относить их к другим народам ни в коем случае не стоит.



К гидронимам с арабским элементом в структуре можно отнести такие названия родников, как "Халифе” и "Хебеш” (название племени эфиопов, Эфиопия в диалекте митагинцев звучит как Хебешистан, «страна эфиопов»).


Общая сеть источников, имеющих в названии антропонимический пласт: "Ов Хэмид” (вода Гамида), ” Ов Агамирзейи” (вода Агамирзы), ”Ов Батдал” (вода Батдала), ”Ов Гасани” (вода Гасана), ”Ов Абдурахмани” (вода Абдурахмана), ”Ов Зейфетдини” (вода Зейфетдина), ”Ов Гусейхани” (вода Гусейхана), ”Овhа Махмуд” (вода Махмуда).


Второй компонент в гидронимах указывает на имя человека, который построил или когда-то благоустроил и вычистил вышеназванные источники воды. Также нередки соленые источники. У входа в лес в восточном направлении к Джалган-тау наличествуют " Шуре овhа” (соленые воды). Рядом с названными солеными источниками распологается "Зелю новур” (озеро пиявок). Там же находится перепутье дорог Митаги-Джалган. К югу от равнины "Кафери” (равнина неверных) находится еще одно озеро "Ушаг батан” (тюрк. «там, где утонул мальчик»).


На восточной стороне села Митаги-Казмаляр есть еще один хребет "Себила” (ничейная земля, митагинский диалект) на котором издавна красуется три дерева "Сата да”.


Во второй половине 20 века в Митаги-Казмаляре начали культивировать виноград, а в последующие годы и клубнику. На богарных землях и склонах вольготно взрастает миндаль (бадам), виноград (ангур) около 20 сортов, клубника.




В прошлом жители в основном культивировали такие злаковые культуры, как пшеница (зэдэ гендум), ячмень (джуh), полба (пириндж), чечевицу (мерджимек), горох (нухут). В настоящее время прослеживается частичный отход от выращивания вышеназванных культур из-за сложности обработки земли на предгорных склонах.

Ренат Ханмирзаев, студент 2 курса факультета Востоковедения ДГУ

Представительство ФЛНКА в Дагестане

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

"Родной язык должен функционировать"

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

Дербентские «таты» стали горскими евреями

Есть ли у нас будущее без языка?

Народы лезгинской группы на грани полного исчезновения

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 22 декабрь 2019 09:40
Цитата: Агасик
Мы не против изучать свой язык,но кто нам дает. В советское время всех записали азерами в паспортах,чт о бы пресечь миграцию,так как городские евреи мигрировали массово. Я люблю свой народ и готов пообщаться с любым за него,нет поддержки. Некоторые настолько привыкли ,что они азеры,что не хотят признавать св о е истинное происхождение. Во все времена моим родовым селам пришлось не сладко(митаги,зидьян,бильгади,камах,гюмейди,мугарты),постоянно пытались ущимить разные завоеватели, то турки,то цензура. Некоторые мои односелчане себя даже турками называют из-за того,что просто говорят на тюркском. Все это из-за необразованности. Как-то читал статью,что искали в бильгадях еврейские корни. Так там какой-то хрычь с атрофированными мозгами сказал,что там никогда не было евреев. То есть он ,не зная своей истории и из-за сильного рвения называться азером ляпул такое. Мне было обидно,так как я считаю себя чистокровным евреем. И слово тат не совсем верное. Таты это таджики,но никак не горские евреии. Меня иногда поражает,когда человек ругает евреев при этом не понимая ,или не принимая ,что он сам еврей. Ведь прекрасные люди- горские евреи. 

 

С праздникам Ханука всех земных благ вам и вашим семьям


Комментарий #5, дата: 22 декабрь 2019 09:29
Цитата: tariverdiev
Цитата: Агасик
Мы не против изучать свой язык,но кто нам дает. В советское время всех записали азерами в паспортах,чт о бы пресечь миграцию,так как городские евреи мигрировали массово. Я люблю свой народ и готов пообщаться с любым за него,нет поддержки. Некоторые настолько привыкли ,что они азеры,что не хотят признавать св о е истинное происхождение. Во все времена моим родовым селам пришлось не сладко(митаги,зидьян,бильгади,камах,гюмейди,мугарты),постоянно пытались ущимить разные завоеватели, то турки,то цензура. Некоторые мои односелчане себя даже турками называют из-за того,что просто говорят на тюркском. Все это из-за необразованности. Как-то читал статью,что искали в бильгадях еврейские корни. Так там какой-то хрычь с атрофированными мозгами сказал,что там никогда не было евреев. То есть он ,не зная своей истории и из-за сильного рвения называться азером ляпул такое. Мне было обидно,так как я считаю себя чистокровным евреем. И слово тат не совсем верное. Таты это таджики,но никак не горские евреии. Меня иногда поражает,когда человек ругает евреев при этом не понимая ,или не принимая ,что он сам еврей. Ведь прекрасные люди- горские евреи.
......и вот 2020году в октябрь перепись и работайте над этим восстановите справедливость всю в ваших руках.
Да действительно горские евреи прекрасные люди Удачи вам ваших начинаниях успехов и здоровья  

 

 

Уважаемой Агасик обрашайтесь к Год Нисанову,Зарах Илиеву,Гавраил Юшваеву,ИГЮсуфову конце концов председателью горских Евреев бригада агитаторов из людей и дейтсвуйте чтобы к переписи успет, будет результат так как эта делали Аварцы перед перепись в 2010-ым году в Даге с Анди-Дидойскими народами численность свои увеличил аж даже 300тыс.


Комментарий #4, дата: 20 декабрь 2019 19:48
Цитата: Агасик
Мы не против изучать свой язык,но кто нам дает. В советское время всех записали азерами в паспортах,чт о бы пресечь миграцию,так как городские евреи мигрировали массово. Я люблю свой народ и готов пообщаться с любым за него,нет поддержки. Некоторые настолько привыкли ,что они азеры,что не хотят признавать св о е истинное происхождение. Во все времена моим родовым селам пришлось не сладко(митаги,зидьян,бильгади,камах,гюмейди,мугарты),постоянно пытались ущимить разные завоеватели, то турки,то цензура. Некоторые мои односелчане себя даже турками называют из-за того,что просто говорят на тюркском. Все это из-за необразованности. Как-то читал статью,что искали в бильгадях еврейские корни. Так там какой-то хрычь с атрофированными мозгами сказал,что там никогда не было евреев. То есть он ,не зная своей истории и из-за сильного рвения называться азером ляпул такое. Мне было обидно,так как я считаю себя чистокровным евреем. И слово тат не совсем верное. Таты это таджики,но никак не горские евреии. Меня иногда поражает,когда человек ругает евреев при этом не понимая ,или не принимая ,что он сам еврей. Ведь прекрасные люди- горские евреи.
......и вот 2020году в октябрь перепись и работайте над этим восстановите справедливость всю в ваших руках.
Да действительно горские евреи прекрасные люди Удачи вам ваших начинаниях успехов и здоровья  

 

 


Комментарий #3, дата: 20 декабрь 2019 03:45
Мы не против изучать свой язык,но кто нам дает. В советское время всех записали азерами в паспортах,чт о бы пресечь миграцию,так как городские евреи мигрировали массово. Я люблю свой народ и готов пообщаться с любым за него,нет поддержки. Некоторые настолько привыкли ,что они азеры,что не хотят признавать св о е истинное происхождение. Во все времена моим родовым селам пришлось не сладко(митаги,зидьян,бильгади,камах,гюмейди,мугарты),постоянно пытались ущимить разные завоеватели, то турки,то цензура. Некоторые мои односелчане себя даже турками называют из-за того,что просто говорят на тюркском. Все это из-за необразованности. Как-то читал статью,что искали в бильгадях еврейские корни. Так там какой-то хрычь с атрофированными мозгами сказал,что там никогда не было евреев. То есть он ,не зная своей истории и из-за сильного рвения называться азером ляпул такое. Мне было обидно,так как я считаю себя чистокровным евреем. И слово тат не совсем верное. Таты это таджики,но никак не горские евреии. Меня иногда поражает,когда человек ругает евреев при этом не понимая ,или не принимая ,что он сам еврей. Ведь прекрасные люди- горские евреи. 

 


Комментарий #2, дата: 26 декабрь 2013 14:38

Цитата: Tahar
К большому сожалению, и митагинцы не избежали ассимиляционных процессов. Неужели митагинцы не могут принять волевого решения об отказе от изучения в школах чуждого для них тюркского языка и изучать свой родной татский язык? Ведь это решение очень помогло бы им сохранить свое этническое лицо. Сами митагинцы должны быть заинтересованы в сохранении своего древнего народа. Невозможно понять логику некоторых митагинцев, называющих себя "аз-цами", к которым митагинцы не имеют никакого отношения ни в этническом, ни в языковом отношении. Оставайтесь татами! 


Комментарий #1, дата: 25 декабрь 2013 15:27

К большому сожалению, и митагинцы не избежали ассимиляционных процессов. Неужели митагинцы не могут принять волевого решения об отказе от изучения в школах чуждого для них тюркского языка и изучать свой родной татский язык? Ведь это решение очень помогло бы им сохранить свое этническое лицо. Сами митагинцы должны быть заинтересованы в сохранении своего древнего народа. Невозможно понять логику некоторых митагинцев, называющих себя "аз-цами", к которым митагинцы не имеют никакого отношения ни в этническом, ни в языковом отношении. Оставайтесь татами! 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия