Уникальные таты
О языке жителей сел Митаги и Митаги-Казмаляр
Село Митаги
Как нам известно, на территории южного Дагестана, вблизи города Дербент издавна проживали, и по сей день проживают потомки иранцев, которые именуются татами. Нам давно известно, что на территории Дербентского района и в самом городе Дербент проживают таты. На этой территории имелись семь сел, говорящих на иранском языке. Во время нашествия турков-сельджуков жителям этих сел пришлось нелегко.Огнем и мечом эти народы заставляли отказаться от родного языка и принять турецкий язык. Не имея возможности сопротивляться, со временем эти народы были вынуждены принять насаждаемый захватчиками язык. Эти насаждения испытали на себе такие села как Рукель, Джалган, Митаги, Гимейди, Билгади, Зидьян, Камах. Следует отметить, что до сегодняшнего дня пять из семи перечисленных сел полностью утратили свой родной язык – в пяти из них нынешнее поколение уже не знает его.
Но не стоит забывать о двух селах, которые не утратили свой язык, и по сей день разговаривают на татском, хотя и в этих двух селах, как и в других пяти, азербайджанский и поныне преподается в качестве родного языка.
Доказательством тому служит само население этих сел - Джалган и Митаги, у которого в обиходе используется свой татский язык. Немаловажным доказательством ираноязычности этих сел являются топонимы и гидронимы участков этих населенных пунктов - то есть названия полей, лесов, родников и прочих географических объектов.
Среди многочисленных этносов Дагестана, о которых писались научные работы, печатались статьи, сохранилась одна этногруппа, о которой науке ничего не известно - это митагинцы. До сих пор никто специально не занимался историей, языком, культурой этого мини-этноса. Лишь некоторые авторы в Дагестане называли топоним «митаги», а жителей относили по принципу приведения к общему знаменателю – к персоязычным татам.
Двуязычием в Дагестане никого не удивишь. На просторных горных отрогах и склонах Страны гор издавна рассыпались жители, пользующиеся не только двумя, а то и тремя разными языками и диалектами.
К трехязычным этносам Южного Дагестана можно отнести и митагинцев, издавно проживавших в Дербентском районе, у подножья горы Кундахар. Население двух сел - Митаги и Митаги-Казмаляр (отселок), кроме русского и азербайджанского языков употребляет в быту диалект иранского языка фарси.
Наречие, сбереженное митагинцами, относится к иранской группе языков индоевропейской семьи. История и формирование рассматриваемого нами поселения восходит к 6 веку нашей эры. Появление этого населенного пункта и судьба обитателей, проживающих в нем, несомненно, связаны с сооружением вокруг Дербента оборонительной стены сасанидов Даг бару. Детальное хронологическое прослеживание истории этих сел не представляется возможным из-за отсутствия какого-либо письменного и археологического материала по данному региону.
Обсуждение татской топонимики с иранскими коллегами во время научной конференции
Историю сел Митаги и Митаги-Казмаляр можно разделить на три периода: иранский, арабский и тюркский. В этногенезе митагинцев, кроме иранцев, также принимали участие арабы, тюрки, табасараны и даргинцы. Однако в быту митангицев, в материальной культуре, в этнографии доминируют персидско-тюркские направления.
Особые связи сложились у митагинцев с сельскими обществами Рукель, Мугарты, Камах, Зидьян, Джалган и Сабнова. В этом аспекте интерес представляют коммуникативные сферы общин Гимейди и Бильгади. Еще в 19 веке жители этих сел использовали в быту иранское наречие, идентичное митагинскому, что нельзя говорить о джалганском диалекте, который отличается по разным параметрам.
Знание трех языков помогает митагинцам и облегчает их коммуникативные возможности с другими народами Дагестана. Следует отметить в этом процессе и роль русского языка, как языка межнационального общения.
Поселение на горе Кундахар
В 17 километрах к юго-западу от древнего Дербента, на горе Кундахар расположено село Митаги, которое входит в Дербентский район. Поселение расположено на высоте 700 метров над уровнем Каспийского моря.
На пути к основному селу расположился в подоле предгорий еще один моносоставный по языку отселок, образованный переселением жителей из Митаги в Митаги-Казмаляр. Оба села сохранили в качестве бытового средства общения иранский диалект.
По природно-географическому положению Митаги находится выше отселка Митаги-Казмаляр. Повышение земной поверхности от Каспия к отрогам Митаги обусловило перемену умеренного теплого климата в нижнем селе Митаги-Казмаляр на суровый зимний климат и прохладно-летний в верхнем. Климат можно охарактеризовать как влажный. Природные условия верхнего села Митаги не совсем благоприятны для развития культурных растений, что нельзя сказать о нижнем селе, где вольготно растет на богарных склонах отменный виноград, миндаль и все сельскохозяйственные злаки.
Фауну митагинских лесов и лугов составляют такие виды животных, как дикий кабан (хуг), шакал (чаггал), лиса (тюлки), волк (дженеве), барсук (пустуруг), заяц (хагуш), белка (деле), дикая кошка (эвше назу), джейран, ежик (джеджю).
Почвенные пласты села Митаги разнообразны. Встречаются покровы желтой глины (зэдэ хак), везде можно встретить слои белого песка (сибире гум), причем на глубине 40 сантиметров.
Флора рассматриваемых поселений представлена различными микропоясами. В лесном микропоясе можно встретить такие виды растений, как граб (велес), ясень (денде), клен трех видов (гейгаб), дуб (палут), бук (пип), карагач (сийе да), лиана (гура), тополь (гаваг), тис (зернаб).
Из полукустарников в митагинских землях можно выделить такие виды, как калина (шуш гелья), шиповник (ковхарек), боярышник (зару), мушмула (эзгил), алыча (элюче). Интересно, что митагинцы называют граб "афун да" (железное дерево) а калину "шуш гелья" (палка для кальяна).
Гидросистема в основном состоит из подземных сточных вод, которых очень мало в нижнем селе Митаги-Казмаляр. Названия родников (гидронимы) в обоих поселениях имеют арабские и иранские лексические значения. По этой семантике можно ориентировачно определить период построения того или иного родника. Приведем ряд гидронимов с лексическим иранским корнем в составе: "Ов пак” (чистая вода), "Ов гут" (желанная вода), "Ов зугла” (кизиловая вода), "Ов муг” (магическая вода), "Ов хани" (ханская вода), "Ов вадамарейи" (место водостока), "Чин дахар" (глаз скалы), "Ов дигах" (вода из двух источников), "Шах-шах" (поднимающаяся вода), "Ов ковха" (вода старейшин).
Приведенные примеры являются немаловажным фактором для доказательства того, что эти населенные пункты являются именно ираноязычными и относить их к другим народам ни в коем случае не стоит.
К гидронимам с арабским элементом в структуре можно отнести такие названия родников, как "Халифе” и "Хебеш” (название племени эфиопов, Эфиопия в диалекте митагинцев звучит как Хебешистан, «страна эфиопов»).
Общая сеть источников, имеющих в названии антропонимический пласт: "Ов Хэмид” (вода Гамида), ” Ов Агамирзейи” (вода Агамирзы), ”Ов Батдал” (вода Батдала), ”Ов Гасани” (вода Гасана), ”Ов Абдурахмани” (вода Абдурахмана), ”Ов Зейфетдини” (вода Зейфетдина), ”Ов Гусейхани” (вода Гусейхана), ”Овhа Махмуд” (вода Махмуда).
Второй компонент в гидронимах указывает на имя человека, который построил или когда-то благоустроил и вычистил вышеназванные источники воды. Также нередки соленые источники. У входа в лес в восточном направлении к Джалган-тау наличествуют " Шуре овhа” (соленые воды). Рядом с названными солеными источниками распологается "Зелю новур” (озеро пиявок). Там же находится перепутье дорог Митаги-Джалган. К югу от равнины "Кафери” (равнина неверных) находится еще одно озеро "Ушаг батан” (тюрк. «там, где утонул мальчик»).
На восточной стороне села Митаги-Казмаляр есть еще один хребет "Себила” (ничейная земля, митагинский диалект) на котором издавна красуется три дерева "Сата да”.
Во второй половине 20 века в Митаги-Казмаляре начали культивировать виноград, а в последующие годы и клубнику. На богарных землях и склонах вольготно взрастает миндаль (бадам), виноград (ангур) около 20 сортов, клубника.
В прошлом жители в основном культивировали такие злаковые культуры, как пшеница (зэдэ гендум), ячмень (джуh), полба (пириндж), чечевицу (мерджимек), горох (нухут). В настоящее время прослеживается частичный отход от выращивания вышеназванных культур из-за сложности обработки земли на предгорных склонах.
Ренат Ханмирзаев, студент 2 курса факультета Востоковедения ДГУ
Представительство ФЛНКА в Дагестане
.