«Отец дагестанской музыки»
Продолжение серии материалов про выдающийся род Алкадарских
Немало сделал для развития родной культуры и другой представитель рода Алкадарских - внук Гасана-Эфенди, основоположник дагестанской профессиональной музыки, заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Государственной премии, композитор Готфрид Гасанов.
Готфрид Алиевич Гасанов
родился 1 мая 1900 года в Дербенте. В этом древнем городе проходили детские и
юношеские годы музыканта. Среди его самых
сильных впечатлений из детства были музыка и театр. «Мой отец был горячим
любителем музыки», - рассказывал Готфрид.
В атмосфере любви к
искусству, под влиянием скромного домашнего музицирования способности Готфрида
пробудились довольно рано. Уже в пять лет он проявляет настойчивый интерес к
инструменту, пытается подбирать на пианино мотивы знакомых танцев.
В детские годы ясно
определяется также сохранившаяся на всю жизнь у композитора любовь к театру.
Семейные посещения театральных спектаклей производили сильное впечатление на
Готфрида и своеобразно отражались в детских играх братьев Гасановых.
В дореволюционном
Дербенте не было музыкальных учебных заведений, однако в городе давали частные
уроки игры на музыкальных инструментах.
Анна Антоновна Поль, жена местного лесничего, ученица Харьковского
музыкального училища в прошлом, стала первой учительницей Готфрида Гасанова.
Обучение шло весьма
успешно. Уже в двенадцатилетнем возрасте Готфрид успешно исполняет виртуозные
сочинения Шпиндлера, Мендельсона, Баха, Листа. В 1913 году он становится
учеником Е.В. Гробойс, получившей образование в Бетховенской студии в Москве. В
это время Готфрид создал кружок любителей музыки, в который вошли Соломон
Усышкин, Анаида Шахиджанова, Дмитрий Капаницын.
В революционном 1917
году он переезжает в Москву, чтобы поступить по настоянию отца в Московский
университет, и становится студентом историко-филологического факультета.
Обстоятельства, однако, не способствовали учёбе. В стране началась инфляция,
отец был уже не в состоянии оказывать сыну материальную поддержку, и с лета
1917 года для Готфрида Гасанова начинается полоса невзгод. Он тяжело заболел и
вынужден был уехать из Москвы в Саратов, где стал студентом консерватории.
К этому периоду
относятся первые завершённые сочинения Гасанова: «Прелюдия», «Колыбельная». Но
вскоре он возвращается в Москву на командно – артиллерийские курсы. Здесь
сказались демократические традиции рода Алкадарских, горячо приветствовавших
революцию и активно участвовавших в деятельности ВКП (б).
В 1919 году Гасанов
тоже вступает в её ряды и был послан на Туркестанский фронт. Годы революций и
гражданской войны были для Готфрида годами суровой жизненной школы. После
наступления мира он обратился к председателю Ревкома Дагестана с просьбой о
демобилизации для продолжения музыкального образования.
Он вновь выехал в
Москву, намереваясь поступить столичную консерваторию. Он становится учеником
Бариновой М.Н., которая исключительное внимание уделяла в своей педагогической
работе художественной стороне исполнения.
Но годы учёбы в
консерватории не были гладкой и безоблачной дорогой к высотам мастерства.
Готфриду пришлось пережить здесь колебания между композиторским и
исполнительским призванием. К систематическому творчеству Гасанов приступит
лишь в середине 30-х годов, будучи уже зрелым человеком и многоопытным
музыкантом, изведавшим труд исполнителя, педагога, организатора, фольклориста-собирателя
и исследователя.
1 апреля 1926 г. в Буйнакске был
открыт «Дагестанский музыкальный техникум». Готфрид Алиевич был его организатором
и первым директором. С 1927 года он переведён в Махачкалу. Свою работу в
качестве директора музтехникума Гасанов начал, по его собственным словам, «со
столов, стульев и музыкальных инструментов».
Тем не менее, Гасанову
удалось подобрать сильный педагогический коллектив, который готовил музыкальные
кадры для Страны гор. С 1929 года у Гасанова начинается период странствий. Он
поселяется в Самаре, затем в Ленинграде, где знакомится с А.Ф. Бойко, ставшей
его женой.
В 1935 году он
возвращается в Дагестан, где возглавляет Государственный ансамбль песни и танца
Дагестана, что послужило толчком к созданию оперы «Хочбар». 2 Сентября 1937 г. «Хочбар» была
завершена. Однако поставить оперу не удалось и Готфрид Алиевич вновь покидает
Дагестан и встречает начало войны в Ленинграде.
Вместе с тысячами
других ленинградцев Гасанов рыл окопы, хотя училище и его семья эвакуировались
в Ташкент. Блокаду он провел в Ленинграде один. Голод и лишения подорвали его
силы, весной 1942 года он был вывезен из города «Дорогой жизни» и отправлен в
Дагестан. Восстановив силы, он активно берется за песни и танцы в годы войны.
К этому периоду
относится создание произведений «Песнь о
Магомеде Гаджиеве», «Герой Эмиров», «Сынам Дагестана», «День победы» и другие.
Он сочинил музыку к 15 спектаклям Кулинского театра. Приступая к созданию
балета «Карачач», Гасанов уже имел опыт сочинения балетных сцен «В детском
доме», «У родника». Расцвету, творчества Гасанова в годы войны помогало и
растущее признание его композиторской деятельности.
12 марта 1943 г. ему было присвоено
звание заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР, а в следующем году он
был награжден орденом «Знак Почёта». В 1947 году он был принят в Союз
композиторов СССР, став первым дагестанцем, удостоенным этой чести.
Летом 1948 г. Гасанов вдохновенно
работает над первым концертом для фортепиано с оркестром. 23 ноября 1948 года
состоялась оркестровая премьера концерта на «Творческой конференции
композиторов республик Северного Кавказа». Затем в Москве, Ленинграде, Воронеже
с большим успехом прозвучало это произведение, которое в апреле 1949 года было
отмечено Государственной премией СССР.
Центральным сочинением
на рубеже 40-50 годов стала «Дагестанская кантата о Родине». 14 ноября 1950 г. Готфрид Гасанов был
награждён орденом Трудового Красного знамени, а в марте 1951 г. – вторично
Государственной премией СССР. В январе 1963 года Гасанов переезжает в Москву,
но до этого прозвучал второй концерт для фортепиано с оркестром, во время
Декады дагестанского искусства и литературы в Москве.
В кантате «Горы поют»,
«Море зовёт», «Кумыкские напевы», 24 прелюдиях, инструментальных рапсодиях мы
встречаем темы патриотизма, войны и мира, творческого труда. Из Москвы, где он
жил рядом с внуком и дочерью, он пишет Н. Дагирову: «Я очень люблю Дагестан и
наш народ. Буду писать только на дагестанские темы».
В начале 60-х годов он
работает с особенным напряжением, стремясь воплотить в жизнь свои новые планы,
но 28 мая 1965 года, внезапная смерть, из-за болезни сердца, прервала эту
работу. На могиле Готфрида Алиевича у самого подножия горы «Тарки-Тау» стоит
памятник, на котором высечена мелодия из Первого фортепианного концерта.
Сбываются слова композитора: «Музыка способна выявить богатства твоей души. Она
очистит и тебя и других, люди найдут то, что потеряли, - дорогое и высокое
искусство».
Абидат Эюбова
.