Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сейфулле Керимову 90 лет

Композитор, народный артист ДагАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, музыковед, известный критик, собиратель национального фольклора, да и просто замечательный человек Сейфулла Керимов отпраздновал бы в ноябре свое 90-летие. Но его с нами нет уже 20 лет. Он ушел из жизни 21 сентября 1991 года, оставив огромный кладезь шедевров народного творчества, максимально продлив им жизнь, чтобы будущие поколения имели возможность их слушать и узнать историю и душу своих предков. Имя Сейфуллы Асадуллаевича навсегда вписано в историю дагестанской профессиональной музыкальной культуры, у истоков которого он стоял. Имя его навсегда останется и в памяти и в сердцах любящих и уважающих его людей.

Рассматривая фото юбиляра, можно подумать, что Сейфулла Керимов в жизни был очень строгим и даже чуть замкнутым человеком. Но первое впечатление обманчиво: в кругу знакомых и близких людей он совсем не таков. Вот что пишет музыковед Манашир Якубов в своем сборнике о нем: «Это очень живой, общительный человек, скорее веселый, чем строгий. Он любит шутить, ценит юмор в собеседнике и подолгу готов говорить о тонкостях садоводства или рыбной ловли. Он житейски прост, погружен, как большинство из нас, в заботы «суетного света», в гущу повседневных дел: быть воспитателем двухсот маленьких музыкантов в школе (да еще своих четверо) нелегко; без строгости, наверное, нельзя, вот и стараешься казаться посуровее… Но есть одна тема, коснувшись которой даже в случайном, обыденном разговоре этот человек становится неподдельно серьезен, и в его словах проявляются восхищение и увлеченность. Тема эта – народная песня, народное искусство. С песней связана вся жизнь, все творческое развитие Сейфуллы Керимова и как композитора, и как музыковеда. Он истинный знаток и восторженный любитель дагестанского музыкального фольклора».

Как же он пришел в музыку? Откуда начинался его жизненный и творческий путь?

Родился С.Керимов в 1921 г. в селении Уллугатаг Касумкентского района Дагестанской АССР в семье крестьянина. В предреволюционные годы семья жила в Баку, где отец будущего музыканта работал на нефтепромыслах. Детские годы композитора прошли в Самуре и Дербенте. После смерти отца мать с четырьмя детьми вернулась в родное село Уллугатаг. В 1935 году, после окончания сельской школы, Керимов поступил в Махачкалинское музыкальное училище (до этого он самостоятельно научился играть на народных инструментах, легко импровизировал на кеманче). Его первым педагогом был X. М. Ханукаев, обучивший его игре на скрипке. Через три года Керимов по совету своего учителя перевелся в Одесский музыкальный техникум, где работал знаменитый педагог профессор Столярский. В 1941 году С. Керимов — уже студент Одесской консерватории, но начавшаяся война прервала учебу. С 1942 года он работает артистом оркестра в Ансамбле песни и танца народов Дагестана. В составе специальной фронтовой бригады молодой музыкант выступал в частях действующей армии. После окончания войны Керимов переходит на работу в Комитет по радиовещанию, где в течение почти 20 лет работал редактором и художественным руководителем музыкального вещания, а потом дирижером оркестра дагестанских народных инструментов и, наконец, дирижером симфонического оркестра.

Одновременно С. А. Керимов ведет (с 1952 года) ряд теоретических предметов, в том числе курс народного музыкального творчества, в музыкальном училище, а с 1964 года возглавляет Махачкалинскую музыкальную школу. В 1951 году С.А. Керимов стал студентом-заочником Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Окончил учебу в 1958 году. А в 1969 году стал членом Союза композиторов СССР.

Даже беглый взгляд на биографию этого бесспорно одаренного человека говорит о том, что Керимов был очень трудолюбивым человеком. Он работал над собой, самосовершенствовался. Будучи уже педагогом, сам учился, оттачивая свое профессиональное мастерство. В силу различных жизненных обстоятельств Керимов начал заниматься композицией довольно поздно. Свои первые песни он написал в конце 40-х годов, а самая мысль о профессиональном творчестве сложилась у него во время занятий в композиторской студии (с 1948 г), которой руководил московский композитор Г.П.Фельдман.

Яркое мелодическое дарование и природное, прирожденное ощущение национальной интонации обеспечили немалый успех первых его песен ( уже в начале 50-х годов), принятых дагестанскими и московскими слушателями. Однако не хватало в те годы композиторской техники. И Керимов с упорством продолжил свое профессиональное образование, уже не как скрипач, а как теоретик и композитор. Его нелегкий жизненный путь мог бы послужить хорошим примером для многих молодых композиторов. Свое композиторское образование Керимов закончил почти в сорок лет. Так, начав с сочинения песен и несложных инструментальных пьес, он дошел до крупных вокально-симфонических форм, до сложных жанров оркестровой и камерной музыки, развился и вырос как музыкант и художник. Перечислим наиболее значимые из них.

С.Керимов является автором исследования "Музыкальная культура лезгин" (Махачкала, 1958), очерка "Музыкальная культура Дагестанской АССР" (в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957), статей, рецензий, теле- и радиопередач, посвященных творчеству дагестанских композиторов. А также сочинений: для солистов, хора и симфонического оркестра — оратория Портрет Ильича (по поэме Р. Гамзатова "Горцы у Ленина", 1970), кантата «Мы — пионеры» (сл. даг. поэтов, 1966), сюиты: «I» (1961), «II» (Мы славим Дагестан, 1963); для симф. орк. — «Фантазия на темы песен А. Цурмилова» (1962), сюита «Даргинские эскизы» (1963), Две миниатюры (1965); для оркестра народных инструментов — Шествие (1962), две фантазии на темы песен А. Абрамянца и X. Ханукаева (1966), Увертюра (1970), Танец ритмов (1970), Лезгинская рапсодия (1972); Струнный квартет (1960, 2-я ред. 1962); для скр. и ф-п. — Народная песня, Колыбельная, Шутка (1964); для ф-п. — Две прелюдии (1972), Альбом для детей и юношества (1973); для голоса и ф-п. — два цикла романсов на сл. из даг. нар. лирики (1965), Десять романсов на сл. Е. Эмина (1975); хоры, в т. ч. «Песня ковровщиц» (сл. А. Джафарова, 1962), «Любимый образ» (сл. А. Саидова, 1963), «Гордость поколений» (сл. Ш. Кафланова, 1967), «Журавли» (сл. К. Джамалдина, 1967), «Ногайская песня о любви» (сл. нар., 1972), «Скоро вернется домой» (сл. А. А. Луначарского, 1975); музыка к драматическим спектаклям, в т. ч. "Ашуг саид" (1960), "Цветок России" (1964) и т.д.

 

Пройдя искусы образования, он не перестал быть самим собой, сохранил способность к созданию ясных, свежих мелодий с отчетливым народно-национальным складом, остался верен своим жанровым склонностям.

Родному фольклору он посвятил свой наиболее значительный исследовательский труд «Народное музыкальное творчество лезгин» (издана в Махачкале в 1961 году).. Три года подряд (в 1956-1958 годах) он каждое лето проводил в фольклорных экспедициях по Касумкентскому (ныне Сулейман-Стальский), Ахтынскому, Магарамкентскому районам Дагестана собирая полевой материал. В результате ему удалось описать основные жанры народной песни, отметить интереснейшие детали, неповторимые черты родной культуры. Народные мелодии, опубликованные в книге (а их здесь более 60), - это, конечно, самая большая, непреходящая ценность труда Сейфуллы Керимова.

Заслуги С.А. Керимова неоднократно отмечались правительственными наградами, в частности, госпремией Даг. АССР (1973). В 1960 году ему было присвоено почетное звание Народного артиста Дагестанской АССР.

Светлая память о Сейфулле Керимове навсегда останется в сердцах лезгин и дагестанцев.

Подготовлено Р. Фатуллаевой

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ушел из жизни писатель и композитор Асеф Мехман

В Дагестане объявлен конкурс по созданию нового гимна республики

Ушел из жизни Ибрагим Гусейнов

В Дагестане создается оргкомитет по изменению гимна республики

Пользователи соцсетей критикуют предложение Рамазана Абдулатипова изменить гимн Дагестана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия