Взгляд из Баку на горскую культуру
Седакет Керимова о лезгинской культуре и своем творчестве в интервью ФЛНКА
В конце августа на возвышенной Докузпаринской земле прошел Фестиваль традиционной народной песни имени Кукваз Раджаба. Мероприятие собрало в Усухчае творческие коллективы со всего Юждага и известных деятелей культуры, в том числе гостей и жюри конкурса.
Среди членов жюри присутствовала и известная лезгинская поэтесса и деятель культуры Азербайджана и Дагестана Седакет Керимова, которая любезно согласилась дать интервью редакции ФЛНКА, в котором поделилась своим мнением о прошедшем фестивале, о музыкальной культуре Юждага и рассказала о своих творческих планах.
Седакет Каинбековна, Вы были членом жюри Фестиваля имени Кукваз Раджаба. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от мероприятия
Мои впечатления о фестивале яркие и незабываемые. Организаторы мероприятия сделали все, чтобы первый фестиваль народной музыки состоялся. Место для его проведения было выбрано удачно. Усухчай – райский уголок в окружении гор, щедро распахнул гостям свои объятия. Усухчайская центральная площадь была оформлена со вкусом, современно, для удобства зрителей были созданы все условия. Царила праздничная атмосфера. Участники выступали в ярких национальных костюмах, везде звучала родная речь, слышалась лезгинская музыка. Все это, безусловно, радовало и окрыляло.
Какие выступления на фестивале Вам особенно понравились?
Члены жюри честно и добросовестно выбрали победителей. Они действительно выделились на фестивале. Двое из них, братья Сейфуллах и Насруллах Амирбеговы, мастера исполнения музыки на народных инструментах, в очередной раз доказали свое мастерство. Я не буду говорить о победителях, о них и так много сказано. Меня покорил Курахский хор старожилов, который отличился своим серьезным отношением к фестивалю, интересным выступлением, хорошими вокальными данными солистов. Подумала о том, что если бы у них был сильный руководитель, коллектив смог бы
прославиться не только в Дагестане, но и за его пределами.
Но, если брать в целом, скажу откровенно - ярких выступлений, которых мы ожидали – было мало. Не было номера, от которого мы пришли бы в восторг. Не было голоса, от которого бы сердце встрепенулось. Это не значит, что у нас нет талантливых музыкантов. Видимо многие не были осведомлены о фестивале. Реклама шла в основном в интернете, доступ к которому в районах и сельских местностях есть не у всех. Наверное, в будущем, целесообразным будет сделать рекламу также и через местные газеты, телеканалы и районные отделы культуры. Выбор репертуара был скудным. Никто из участников не смог порадовать зрителей забытыми старинными мелодиями. Были недочеты и в организационных вопросах, что бросалось в глаза.
До последнего момента не было конкретной программы выступлений, не было ясности в очередности номеров, поэтому одни и те же песни исполнялись разными участниками. Некоторые участники, несмотря на предупреждение, выступили с двумя, а то и тремя номерами. Нашлись также «умники» выступившие под «плюс». Члены жюри собрались вместе лишь в начале фестиваля и второпях стали обсуждать детали оценок исполнителей, хотя это надо было делать за день до фестиваля. Не было отборочного тура, что и повлияло на уровень фестиваля.
Не было четкой команды организаторов. Абидат Эюбова безустанно старалась сделать все, чтобы мероприятие прошло на уровне. Помощников у нее было мало. Но, она раскрыла свои, на редкость удивительные организаторские способности, которые нельзя не оценить.
Что бы Вы пожелали фестивалю на будущее?
Самое главное пожелание фестивалю – жить, и жить долго! Очень хочу, чтобы он стал традиционным. Можно расширить его географию, пригласив участников из разных уголков мира, где проживают лезгины. Ведь ничто не сближает народ так, как народная музыка. Обязательно нужно привлекать к этому делу профессионалов, имеющих опыт работы с музыкальными коллективами. Нужно создать четкую команду для проведения фестиваля. Надо привлекать волонтеров из числа молодежи.
Нужно заранее разработать конкретную программу фестиваля: обозначить условия, требования, механизм оценивания, методы вознаграждения. Начинать рекламу надо за 6 месяцев: в Интернете, в СМИ, на ТВ, в районных отделах культуры. Проведение отборочного тура обязательно.
Это, конечно, самые важные моменты организации фестиваля. А вообще это очень ответственное и, конечно же, благодарное дело, пример конкретного служения народу. Я очень признательна организаторам фестиваля за их труд и за желание сделать что-то доброе для своего народа!
Как Вы оцениваете современное положение музыкальной традиции лезгинских народов?
К сожалению, то яркое, многожанровое, богатое музыкальное наследие, которое нам близко и дорого, находится в плачевном состоянии. Наши песни и танцы, создававшиеся на протяжении столетий, пропитанные национальным колоритом, сегодня или незаслуженно забываются, или жестоко разбазариваются. Нет ярких коллективов, или отдельных певцов, музыкантов, которые продолжительно, трепетно и с любовью пропагандировали бы наше музыкальное искусство.
Члены жюри фестиваля: Эфед Сафаров (Сын Кукваз Раджаба), Седагет Керимова и певица Алия
Зачастую, наши народные песни исполняются в искалеченном виде, самовольно меняются мелодии, слова. Народную музыку нельзя уродовать, этого права нам никто не давал. В копилке нашего народного песенного искусства свыше 500 произведений. Больше всех из наших певцов к народной музыке обращалась Рагимат Гаджиева, наш «лезгинский соловей». В ее репертуаре было свыше 130 народных песен. Сейчас, к сожалению, солисты редко обращаются к народным мелодиям. А что будет через 10, 20 лет?Когда-то лезгины на весь Кавказ славились хоровым пением. На сегодняшний день, можно сказать, что хоровые песни уже в прошлом. Подобное происходит и с танцами. Мы, создатели всемирно известного танца «Лезгинка», стали танцевать чуть ли не хуже всех. Да, больно, но это – реальность.
Какие меры Вы считаете наиболее эффективными для сохранения народной традиционной музыки?
В сохранении и развитии народной музыки такие фестивали играют большую роль. Но одними праздниками эту проблему не решить. Очень важно объединить творческие силы, создать концепцию. Как минимум нужно записывать старинные мелодии и песни в исполнении талантливых музыкантов Дагестана и Азербайджана. Обязательно надо заинтересовывать людей, которые служат этому делу. Нужно создать фонд для развития музыкальной культуры нашего народа. Нужно задокументировать наши песни и танцы, чтобы они не затерялись. Это надо сделать безотлагательно, для будущих поколений.
Как бы Вы оценили современную эстрадную музыку лезгинских народов?
Скажу откровенно, современная эстрадная музыка лезгинских народов сегодня находится в плачевном состоянии. Стало модным исполнять песни соседних народов на своем языке, притом в худшем качестве. О словах вообще стыдно говорить: одна бессмыслица. В большинстве своем певцы исполняют низкокачественные песни, редко обращаются к профессиональным произведениям. А это в конечном итоге приводит к тому, что портится вкус молодого поколения. Однажды по Дербентскому телевидению передавали концерт лезгинской музыки. Выступали солисты разных коллективов. Все песни на выбор были посвящениями «Элладе», «Эсмире», «Наташе», «Оксане» и т.д., все исполнялись в одном темпе, на один лад. Концерт длился ровно три часа, и все это время я испытывала только одно чувство - стыд. А ведь их слушали и в соседних государствах. Какое впечатление могло сложиться о нашей музыке, о нашей культуре?
Чтобы положить конец этой безвкусице, необходимо работать с телеканалами, вести разъяснительную работу. Понятно, что телевидение – это коммерческая организация. Но деньги можно заработать и от профессиональных музыкантов тоже.
Лезгинской общественности очень интересно знать о Ваших творческих планах. Не могли бы Вы с нами поделиться об этом?
Сейчас в Турции готовится к печати моя книга на турецком языке под названием «Лезгия». Вошли в нее 2 повести, 1 роман и пьеса «Холодное солнце», главной героиней которой является молодая лезгинка по имени Лезгия. В основу пьесы легла трогательная история любви. Я готовлюсь к презентации книги, куда собираюсь пригласить всех своих лезгинских друзей в Турции.
Одновременно готовлю к печати книгу на лезгинском языке «Зи шаир халкь» (мой поэтический народ), результат моего 17-летнего труда. Эта книга о баядах и об их создателях – народных поэтах. Самое главное, до конца года мы с моим коллегой, писателем-журналистом Музаффаром Меликмамедовым, планируем издать лезгинско-азербайджанский словарь, в двух томах.
Есть также планы касательно ансамбля «Сувар». Мы готовимся к большому концерту, который намерены провести в начале декабря, в Баку. Это будет концерт с сюрпризами. Очень много нового и интересного ожидает нашего благодарного зрителя. Все секреты раскрывать не буду, могу лишь пообещать, что этот концерт по содержанию превзойдет все предыдущие.
Уважаемая Седагет-ханум! Большое спасибо Вам за интересное интервью, особенно за профессионально подмеченные Вами улучшения, связанные с подготовкой и проведением музыкального фестиваля в Усухчае. Уверен, что организаторы учтут все Ваши наказы в будущем. Желаю Вам крепкого здоровья и больших творческих успехов.
Беседовал Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.