Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезги язык сберегут семья и школа

В Дербенте обсудили факторы сохранения и развития родного языка

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в рамках завершения запланированных на 2014 год мероприятий, в конце декабря в Дербенте провела круглый стол, посвященный факторам сохранения и развития лезгинского языка.
 
Мероприятие было проведено в уютной аудитории школы №3 города Дербент 23 декабря 2014 года. Организатором встречи выступил представитель ФЛНКА в Южной столице Дагестана Низами Фетуллаев.
 
В работе круглого стола приняли участие представители Управления образования города Дербент, в частности заместитель начальника управления Рахман Османов, руководство и преподаватели школ № 3, 11,13,21 города Дербента, специалист по лезгинскому языку Зиядхан Караханов, руководитель представительства ФЛНКА в РД Магомед Алиев, а также учащиеся школ и их родители.
 
В ходе обсуждений и выступлений участников круглого стола была рассмотрена роль семьи и школы, а также гармоничного сочетания этих институтов как важнейшего фактора в области сохранения и развития родной культуры и самобытности.
 
Открыл встречу представитель ФЛНКА в Дербенте Низами Фетуллаев. Он рассказал собравшимся о Лезгинской Автономии, о политике ФЛНКА в области сохранения и развития родного языка, национальной культуры и образования на родном языке и об организационно-финансовой поддержке этой деятельности.

Далее Фетуллаев рассказал о взаимодействии ФЛНКА с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями нашей страны по решению национально-культурных проблем лезгин.

Отдельно он отметил активную деятельность ФЛНКА на международной арене, в том числе на таких ее авторитетных площадках, как ООН, ОНН, FUEN и др. на правах субъекта международных отношений.
Завершая свое выступление, Низами Фетуллаев подчеркнул роль семьи как основополагающего фактора сохранения родного языка. При этой школе научно-исследовательским учреждениям в сфере образования  принадлежат соответственно основные роли в закреплении и развитии родного языка.

Далее слово взяла
директор СОШ № 3 Шикерхалум Назаралиева. В своем выступлении она рассказала о тесной взаимосвязи языка с национальной культурой, образованием и наукой.
 
Она отметила сильное понижение уровня языковой культуры. Одной из важнейших причин этого, по ее словам, является падение уровня владения родным языком и языковой культуры, что связано со слабым использованием родного языка в среде городской молодежи.
 
Шикерхалум Назаралиева подчеркнула необходимость уделения большего внимания изданию учебников и учебно-методической литературы. Помимо этого она отметила важность создания телевизионного канала на национальных языках  и увеличение числа радиопередач на лезгинском языке, усилить работу с родителями.
 
Следующим выступил  руководитель представительств ФЛНКА в Дагестане Магомед Алиев.
Магомед рассказал о планах ФЛНКА по расширению и углублению использования различных инноваций в своей деятельности.

Так, он объявил о планирующемся создании летних детских лагерей, где дети, не знающие или плохо владеющие родным языком, смогут прожить определенное время в среде, где жили их предки, и где разговаривают на их языке.

Помимо этого он поведал о ведущихся разработках компьютерных программ для детей на родном языке и создании специальных видеокурсов по изучению родного языка, а также о развитии лезгинского сегмента сети Интернет, в том числе таких проектов, как Лезгинская Википедия.

Предлагаем вашему вниманию ряд фрагментов из выступлений участников круглого стола.

Выступление специалиста ГУО г. Дербента Зиядхана Караханова

"Я считаю тему нашей встречи очень важной в деле сохранения и развития лезгинского языка. Без использования лезгинского языка в семье практически невозможно будет его полноценное развитие и массовое использование. В связи с этим следует усилить работу с детьми в школе.

Важная роль в сохранении и развитии лезгинского языка принадлежит методическим новациям и технологиям. Среди них: 

-личностно-ориентировочные технологии обучения,

-дифференцированный подход к технологиям обучения,

-разноуровневый подход к  обучению,

-технология обучения в сотрудничестве с обучающимся.

В целом хотелось бы отметить, что методики обучения по сравнению с прошлым несколько улучшились, однако обеспеченность учебно-методическими материалами слабая"
.
 
Выступление зам. директора  СОШ № 3 Рамазана Кадимова
 
"Несомненно, важнейшая роль в сохранении и развитии родного языка принадлежит семье. Ребенок с раннего возраста усваивает родной язык именно в семье. В семье необходимо использование родного языка, наличие литературы на родном языке, мультфильмов.
 
В сохранении и развитии  лезгинского языка крайне важная роль принадлежит, несомненно, школе. Но, к сожалению, уровень  обучения родному языку за редким исключением недостаточно высок.
 
На то есть целый ряд причин: недостаток профессиональных кадров, низкий уровень подготовки специалистов в вузах, уменьшение печатных изданий, учебно-методическая бедность Интернет-ресурсов, слабая учебно-методическая база, снижение уровня мотивации у учащихся к изучению родного языка и участию во внеклассных мероприятиях".
 
Выступление преподавателя лезгинского языка  СОШ № 3 Наиды Яралиевой

"Мектебрин кIевидаказ гъил кьун диде-бубайрин патай пара кIан я. КIвалин кIвалахар ийиз гъил кьун, тарсариз къвез ацукьун, гьамни чІехи кIвалах я.

Диде-бубайрин алтIушунал и суалар эцигун, кIвалериз ктабар гун, килиг хъувун кIвалин кIвалахриз, рикI аладардай программаяр ахъаюн кIан я"
.

Перевод:
«Очень хотелось бы большей помощи школе со стороны родителей. Помощь в подготовке домашних заданий, посещение уроков, - все это тоже очень большое дело.

Необходимо поднимать эти вопросы на родительских собраниях, давать книги на дом, проверять домашние задания, внедрять интересные программы»
.

Выступление преподавателя лезгинского языка СОШ № 3  Елены Астархановой

"На примере нашей школы я бы хотела рассказать о существующих проблемах. Во-первых, нам не хватает учебников по лезгинскому языку для 3-4-ых классов. Во-вторых, очень мало внеклассной литературы, сказок на родном языке. В-третьих, очень мало наглядных учебных материалов на лезгинском языке. Помимо этого, в нашей школе нет кабинета лезгинского языка.

Особо хотела бы отметить крайне пассивное отношение большинства родителей к изучению их детьми родного языка"
.

Затем состоялось активное обсуждение имеющихся проблем и поиск их решения. Творческая часть вечера продолжилась прочтением стихотворений великого Сулеймана Стальского в исполнении юных учениц.

В завершение Низами Фетуллаев заверил участников круглого стола, что все полученные замечания, недочеты и имеющиеся проблемы будут учтены, а также что ФЛНКА, в частности ее представительство в Дербенте, продолжит свою деятельность по улучшению условий для сохранения и развития родного языка, изучения и пропаганды лезгинского культурного наследия.

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Праздник Яран Сувар/ Новруз/ Эбельцан / Хьидин-Уьш /Эр/ Юхьванин югъ отметят массовыми гуляниями 19 Марта в Дербенте

В Дербенте зарегистрирована Лезгинская НКА

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия созывает Круглый стол по сохранению родных языков

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 16 январь 2015 14:52

Похожая встреча https://www.youtube.com/watch?v=We4_jBWq6W4 Будет хорошо, если похожие сюжеты будут показывать и по ТВ Юждага




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия