Малла Гасан Цухдыгский
О жизненном пути выдающегося табасаранского мыслителя и просветителя
Просветитель, наставник и защитник Отечества, академик Малла Гасанов в газете «Зори Табасарана» от 20 октября 2006 пишет, что из книги в книгу мелькают одни и те же лица, составляющие довольно ограниченный круг общедагестанского масштаба.
Масса же личностей, внесших вклад в развитие культуры отдельных народов,
не получила какого-либо отражения в трудах ученых. К числу таких личностей
принадлежит и сам Малла Гасан. Его предки потомственные ученые-арабисты были
известны еще в 17 в.
Видный дагестанский историк Гасан Алкадари в своем труде «Асари-Дагестан»
среди известных алимов Дагестана, получивших образование в Сирии, называет имя
Гасанова Малла Гасана, прапрадеда Малла Гасана.
Малла Гасан родился в бедной крестьянской семье в 1845 году в селении
Цухдыг, относившегося к владениям кадия Табасарана. С детства Малла Гасан
отличался любознательностью. В его становлении большое значение имели такие
черты, как настойчивость и целеустремленность.
Сперва он получил религиозное образование у своего отца Гаджимагарама,
совершившего хадж в середине 18 века. Кроме того, он учился у местных
цухдыгских алимов. Название аула Цухдыг происходит от слова «цухта» которое, по
мнению Г. Садыки означает «очаг ученых».
Малла Гасан научился писать и читать по-арабски в целом для получения
образования. После окончания примечетской школы в Цухдыге Малла Гасан продолжил
образование в медресе селения Халаг, где муталимов обучали известные во всем
Табасаране и за его пределами алимы.
Затем, как все всесторонне одаренный муталим, он учился у Гасана Алкадари
в селе Нижний Ярак Кюринского округа. В течение ряда лет Малла Гасан находился
в Сирии, где углубил свои знания по арабскому языку, а также в области
математики, физики, астрономии, медицины и других наук.
О влиянии арабской культуры, ислама на культуру народов Южного Дагестана
известный востоковед профессор Анатолий Генко, побывший в Табасаранском районе
в 30-х годах 20 века, писал: «Из всех иноземных культур, имевших победы в
горных трущобах Кавказа, ни одна не сыграла столь серьезной по своим
последствиями роли, как ислам. Сказанное относится в особенности к южному
Дагестану, как району более доступному».
Малла Гасан располагал богатой библиотекой, в которой были сосредоточены
книги восточных и дагестанских алимов. Многие книги из его библиотеки были
уничтожены. Лишь отдельные из них уцелели. Одна из книг, которой он пользовался,
- это «Жами аль-Хасатанат» Зияутдина Курихи.
У Малла Гасана учились муталимы из Цухдыга и соседних аулов, сути
понятий «шариат» (служение Аллаху ), «тарикат» (путь сближения с Аллахом), «хакикат»
(степень сближения с Аллахом), а также таких понятий, как иман, исхан, сунна,
калам, ритуальные обязательные заповеди мусульман - намаз, ураза, закят, хадж,
вопросы семейно-бытового устройства, морально-этического облика людей,
порядочности и нравственности.
Малла Гасан считал, что познание Аллаха является основной целью служения
ему, а вера в Бога - ответственностью каждого мусульманина перед самим собой, родными
и близкими, а также перед родной землей.
С установлением советской власти в Дагестане, Малла Гасан принял
активное участие в преобразованиях, происходивших в материальной и духовной
жизни как жителей аула Цухдыг, так и соседних аулов.
Малла Гасан был просветителем, он перевел «Гюлистан» Саади на тюркский
язык. Он все убеждался в необходимости не только религиозных, но и светских знаний.
Будучи знатоком арабского и латинского алфавитов, с введением русской
письменности Малла Гасан быстро ее усвоил и в 1930-е годы разъяснял сельчанам
содержание статей разных газет.
Он оказал содействие открытию светских школ, подготовке учителей, проводил
разъяснительную работу о необходимости просвещения населения. В 20-30-е годы он
направил своего внука Тагира на учебу за пределы Дагестана, который после
завершения образования работал в Цухдыгской школе.
Малла Гасан пользовался уважением и авторитетом среди жителей джамаата,
содействовал созданию колхоза, строительству школьного здания. В тяжелых
условиях на свои скудные средства он отремонтировал старое здание,
расположенное на окраине аула, в котором затем разместилась школа, где учились
дети местных жителей.
Как было отмечено выше, Малла Гасан был не только духовным наставником и
организатором образования, но и защитником Отечества. С началом Великой
Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст, призвал молодых людей
вступить в ряды Красной Армии, а оставшихся в тылу женщин и детей - активно
участвовать в колхозном производстве и помочь действующей армии продуктами
питания, теплой одеждой и прочими полезными вещами.
В 1942 году, когда Дагестан стал прифронтовой зоной, он призывал жителей Табасаранского района активно участвовать в строительстве оборонительных сооружений. В тяжелом для Дагестана и для всей страны 1943 году он скончался. Малла Гасан воспитал пятерых сыновей, имел двенадцать внуков и внучек.
Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.