Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Малла Гасан Цухдыгский

О жизненном пути выдающегося табасаранского мыслителя и просветителя

Просветитель, наставник и защитник Отечества, академик Малла Гасанов в газете «Зори Табасарана» от 20 октября 2006 пишет, что из книги в книгу мелькают одни и те же лица, составляющие довольно ограниченный круг общедагестанского масштаба.

Масса же личностей, внесших вклад в развитие культуры отдельных народов, не получила какого-либо отражения в трудах ученых. К числу таких личностей принадлежит и сам Малла Гасан. Его предки потомственные ученые-арабисты были известны еще в 17 в. 

Видный дагестанский историк Гасан Алкадари в своем труде «Асари-Дагестан» среди известных алимов Дагестана, получивших образование в Сирии, называет имя Гасанова Малла Гасана, прапрадеда Малла Гасана.

Малла Гасан родился в бедной крестьянской семье в 1845 году в селении Цухдыг, относившегося к владениям кадия Табасарана. С детства Малла Гасан отличался любознательностью. В его становлении большое значение имели такие черты, как настойчивость и целеустремленность.

Сперва он получил религиозное образование у своего отца Гаджимагарама, совершившего хадж в середине 18 века. Кроме того, он учился у местных цухдыгских алимов. Название аула Цухдыг происходит от слова «цухта» которое, по мнению Г. Садыки означает «очаг ученых».

Малла Гасан научился писать и читать по-арабски в целом для получения образования. После окончания примечетской школы в Цухдыге Малла Гасан продолжил образование в медресе селения Халаг, где муталимов обучали известные во всем Табасаране и за его пределами алимы.

Затем, как все всесторонне одаренный муталим, он учился у Гасана Алкадари в селе Нижний Ярак Кюринского округа. В течение ряда лет Малла Гасан находился в Сирии, где углубил свои знания по арабскому языку, а также в области математики, физики, астрономии, медицины и других наук.

О влиянии арабской культуры, ислама на культуру народов Южного Дагестана известный востоковед профессор Анатолий Генко, побывший в Табасаранском районе в 30-х годах 20 века, писал: «Из всех иноземных культур, имевших победы в горных трущобах Кавказа, ни одна не сыграла столь серьезной по своим последствиями роли, как ислам. Сказанное относится в особенности к южному Дагестану, как району более доступному».

Малла Гасан располагал богатой библиотекой, в которой были сосредоточены книги восточных и дагестанских алимов. Многие книги из его библиотеки были уничтожены. Лишь отдельные из них уцелели. Одна из книг, которой он пользовался, - это «Жами аль-Хасатанат» Зияутдина Курихи.

У Малла Гасана учились муталимы из Цухдыга и соседних аулов, сути понятий «шариат» (служение Аллаху ), «тарикат» (путь сближения с Аллахом), «хакикат» (степень сближения с Аллахом), а также таких понятий, как иман, исхан, сунна, калам, ритуальные обязательные заповеди мусульман - намаз, ураза, закят, хадж, вопросы семейно-бытового устройства, морально-этического облика людей, порядочности и нравственности.

Малла Гасан считал, что познание Аллаха является основной целью служения ему, а вера в Бога - ответственностью каждого мусульманина перед самим собой, родными и близкими, а также перед родной землей.

С установлением советской власти в Дагестане, Малла Гасан принял активное участие в преобразованиях, происходивших в материальной и духовной жизни как жителей аула Цухдыг, так и соседних аулов.

Малла Гасан был просветителем, он перевел «Гюлистан» Саади на тюркский язык. Он все убеждался в необходимости не только религиозных, но и светских знаний. Будучи знатоком арабского и латинского алфавитов, с введением русской письменности Малла Гасан быстро ее усвоил и в 1930-е годы разъяснял сельчанам содержание статей разных газет.

Он оказал содействие открытию светских школ, подготовке учителей, проводил разъяснительную работу о необходимости просвещения населения. В 20-30-е годы он направил своего внука Тагира на учебу за пределы Дагестана, который после завершения образования работал в Цухдыгской школе.

Малла Гасан пользовался уважением и авторитетом среди жителей джамаата, содействовал созданию колхоза, строительству школьного здания. В тяжелых условиях на свои скудные средства он отремонтировал старое здание, расположенное на окраине аула, в котором затем разместилась школа, где учились дети местных жителей.

Как было отмечено выше, Малла Гасан был не только духовным наставником и организатором образования, но и защитником Отечества. С началом Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст, призвал молодых людей вступить в ряды Красной Армии, а оставшихся в тылу женщин и детей - активно участвовать в колхозном производстве и помочь действующей армии продуктами питания, теплой одеждой и прочими полезными вещами.

В 1942 году, когда Дагестан стал прифронтовой зоной, он призывал жителей Табасаранского района активно участвовать в строительстве оборонительных сооружений. В тяжелом для Дагестана и для всей страны 1943 году он скончался. Малла Гасан воспитал пятерых сыновей, имел двенадцать внуков и внучек.

Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Жизненный путь лезгинского шейха

23 октября в Москве состоится вечер памяти Гасана Алкадари

«Заветам верные потомки»

В Махачкале задержан журналист Гасан Гаджиев

Музей Гасан-Эфенди Алкадарского становится все популярнее

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 18 сентябрь 2020 14:22

Гаджимагарам совершил Хадж в середине 18 века, это 1750 год. Хадж совершали в основном пожилые люди, пусть ему было 50 лет, это значит он родился 1700 году. Когда Малла Гасан родился в 1845 году, его отцу Гаджимагараму было 145 лет.

Да были люди в Табасаране!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия