Малоазийские племена и кавказские албанцы
К этой же этнической группе относятся и кавказские албанцы. Археологи утверждают, что население Кавказской Албании IV в. до н.э. – III в.н.э. проявляет в антропологическом отношении большое сходство с обитателями Закавказья предшествующих эпох (XIII-IX вв. до н.э.) и Передней Азии III-II тыс. до н.э. Считается, что албанцы являются не отдельным племенем, а общим названием всего населения Албании, а албанский язык – это государственный язык Албании. В «Алупанской книге» приводятся следующие названия албанских племен: кирк, гарг, мик, уди, лег, хьел, лезг, цах, гав, них, кас, куьр, гили, бил, ран, муш, шек, чекь, алак, шарв, арц, барз, мух, лекь, кел, сул, чур, хеб, цегь, хеч, сек.
Племя «Кас» (‘человек, муж, мужчина; личность’ по-лезгински) - одно из крупных племен Кавказской Албании. Область проживания касов в Албании называлась «Каспианой» и находилась на юго-западном побережье Каспийского моря, и море получило свое имя именно от этих касов. Полагаем, что кавказско-албанские «касы» («каспи»), малоазийские «каски» и месопотамские «касситы» - одной и той же этимологической и этнической основы.
Родство касков с хаттами впервые было указано Э. Форрером и П.Н. Ушаковым (по /7/). Далее Г.А. Меликишвили /8, с. 73, 410/ и Г.Г. Гиоргадзе /9, с. 161/ считают вероятным близкое родство хаттского языка с языком касков - группы племен, населявших северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н.э. О языке кас-ков судят только по некоторому количеству названий местностей, населенных пунктов и имен лиц.
Касситы – одна из групп горных племен Загроса. Коренным местом обитания касситских племен были горные местности Западного Ирана. По имеющимся данным невозможно точно установить родственные связи касситов с другими народами древности; ясно только, что они не были ни индоевропейцами, ни семитами. Они появились на границах Месопотамии примерно в XVIII в. до н.э. Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш совершил вторжение в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона». С 1595 г. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э.
Племя «кас» (каспи, каски, каш, куш, кушиты, касситы), являющееся одним из лезгиноязычных народов, согласно с Б.Грозным, когда-то в глубокой древности занимало обширную территорию - Центральной Анатолии, южнее Черного моря, западные и южные земли Каспийского моря, возможно, Афганистан и Северную Индию. Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии (племя «арц» Кавказской Албании /4/), кутии (племя «ути» Кавказской Албании /4/), легами, лезгами, мушками и т.п.
С III тыс. до н.э. в северо-восточной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмия, жили племена кутиев, язык которых отличается от шумерского, семитских или индо-европейских языков; возможно, он был родственным хурритскому /10/. В конце XXIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население. Кути предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев. Также предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточнокавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. до н.э. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен - утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии.
В «Алупанской книге» /4, с.121/ как одно из племен Кавказской Албании (Алупана) отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вацI (букв. Серединная река; современный Самур). Северо-восточная часть территории современного Азербайджана до реки Самур и ныне называется «Мушкур» - родина народного героя лезгин XVIII века Гаджи Давуда Мушкурского.
Малоазийские мушки, по мнению Г.А. Меликишвили /8/, - грузинские племена, а по мнению И.М. Дьяконова /11/, «... в наиболее ранних источниках термином «мушки» во всяком случае обозначались Фригия и фригийцы, в индоевропейской языковой принадлежности которых никто не сомневается». Думаем, что Г.А. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригъ Хивского района (Южный Дагестан) тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным.
В науке известны «восточные» и «западные» мушки. Восточные мушки, по ассирийским данным, состояли из пяти племен. Основным центром оседлости их было, по-видимому, царство Алзи у слияния рек Арапани и Верхний Евфрат; ассирийские источники называют Алзи также «Страной мушков». По мнению И.М. Дьяконова /12/, территория расселения «восточных» мушков в Х-IХ вв. до н.э. была шире, простираясь от гор севернее истоков р. Тигр до гор Тавра западнее верхнеевфратской долины.
Термин «западные» мушки впоследствии применялся ассирийцами, урартами и древними евреями также к фригийцам - народу, пришедшему с Балкан, но осевшему не в долине верхнего Евфрата, а в центре малоазийского плато. Имеется несколько древнегреческих свидетельств о приходе фригийцев («западных» мушков) в Малую Азию; более достоверной следует признать ту, согласно которой фригийцы пришли в Малую Азию с Балкан значительно позже Троянской войны. После крушения Хеттского царства значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с рядом местных племен, в частности, с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».
Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык – своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков.
Ярали Яралиев
Проф. института «ЮЖДАГ», г. Дербент РД РФ