Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Отстаивая право на родной язык

В Махачкале прошло знаковое событие в сфере образования – республиканская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование в школе: опыт, проблемы, решения». Его посвятили 20-летию введения в учебный процесс предмета «Культура и традиции народов Дагестана». По мнению директора НИИ педагогики им. Тахо-Годи, доктора педагогических наук, профессора Гамидуллаха Магомедова с этого момента началось возрождение традиции народной педагогики, развитие этнического компонента в учебном процессе.

Автор многих научно-методических работ и учебных пособий по преподаванию народного и декоративно-прикладного искусства в дагестанской школе, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана НИИ педагогики им. Тахо-Годи, доктор педагогических наук, профессор Марат Байрамбеков подчеркнул, что воспитание подрастающего поколения должно основываться на народных традициях, в том числе и на художественных промыслах Дагестана.

Еще одним важным этапом явилось появление Закона РФ «Об образовании». В 2006 году на его основе в Республике Дагестан был принят Закон «Об образовании», в котором был прописан национально-региональный компонент. Однако республиканская прокуратура пыталась опротестовать новые стандарты этнокультурного образования, согласно которым изучение родного языка становилось обязательным. Ей это не удалось сделать – решения Верховного Суда РД и РФ оставили закон без изменений. Но сложная борьба за то, чтобы институционально закрепить родные языки, дав тем самым реальные гарантии их дальнейшего сохранения и функционирования, продолжается. Гамидуллах Магомедов подробно рассказал о ситуации в этой сфере. Он считает, что в Дагестане поддержанию родных языков уделяется повышенное внимание. Основное значение в данном вопросе принадлежит обучению родному языку в школе.

Профессор Г. Магомедов остался недоволен отчетом экспертов Совета Европы по применению Хартии региональных языков или языков меньшинств в Республике Дагестан, т.к. по его мнению почти не учитывалась этноязыковая ситуация в школе. Этот факт делает отчет необъективным. В настоящий момент общеобразовательные школы в Дагестане можно разделить на два типа, различающихся в методике преподавания родного языка, – сельские и городские. Такое разделение позволяет более эффективно решать этноязыковые вопросы. Уже изданы учебники для 1 и 2 классов городских школ, на подходе учебники для 3 и 4 классов. По ним обучают так называемым титульным языкам Дагестана за исключением русского и других языков, распространенных в основном за пределами республики. Данные учебники могут также использоваться и за пределами Дагестана – в других регионах России и зарубежных странах. Их уже получили дагестанцы, проживающие в Тюмени, Казахстане и Белоруссии.

Выбивается из этого ряда Азербайджан, в котором проживает огромное количество лезгин, а также аварцев, цахуров и рутульцев. Они очень нуждаются в этих учебниках, но их не пропускают азербайджанские таможенники. Эта проблема до сих пор не улажена – сам Азербайджан в свою очередь не уделяет поддержанию родных языков данных народов никакого внимания, заводя ее в тупик. Отдельные небольшие акции не в счет, т.к. они почти не меняют ситуацию в этой сфере или даже усложняют. Издание цахурской азбуки на латинской графике, например, вбивает дополнительный клин между «российскими» и «азербайджанскими» цахурами, т.к. у первых алфавит создан на кириллической основе. В самом Дагестане институт педагогики осуществляет постоянный мониторинг в школах, отстаивая полноценное обучение родному языку. Г. Магомедов выделил одно из часто встречающихся нарушений со стороны учителей родного языка, с которым его ведомство борется – заполнение журналов на русском, а не на родном языке.

Узнав о новых учебниках – более приспособленных для городских условий, ФЛНКА заинтересовалась в получении таких учебников. Г. Магомедов любезно объяснил, что нужно сделать для этого. Надеемся, в ближайшее время ученики лезгинских языковых курсов ФЛНКА смогут использовать их в учебном процессе.

Райсама Фатуллаева

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Тажидин Саидов

Вышел сборник материалов научно-практической конференции «Пути сохранения, изучения и развития родного (лезгинского) языка»

Лезгинская языковая конференция в Дербенте

Молодежь должна возродить надломленный характер нашего народа

Молодежь должна возродить надломленный характер нашего народа

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия