Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Молодежь должна возродить надломленный характер нашего народа

Тажидин Саидов, ведущий научный сотрудник Дагестанского НИИ педагогики им. А.Тахо-Годи, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РД.

- В годы советской власти многие лезгинские традиции были уничтожены. Как средневековые и отжившие свой век. Это привело к тому, что национальный характер нашего народа был надломлен. Начали распространяться такие пороки, как пьянство, неуважение к старшим, разводы и разрушение семей.

Сегодня на фоне возрождения ислама на Кавказе все больше лезгинской молодежи призывает возрождать лучшие образцы лезгинских традиций. Чтобы вернуть нашему народу наш национальный характер, духовность, дисциплинированность и ответственность. Возможно ли это сегодня после десятилетий борьбы с лучшими образцами нашей традиционной культуры и духовности?

Я думаю, что возможно. Мы разработали специальный учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» для преподавания в школах. И этот предмет существует уже 20 лет и преподается дагестанским школьникам. Этот учебный курс знакомит наших детей с традициями нашего народа. Есть еще курс «Становление мужчины», который готовит наших юношей к жизни.

Эти уроки ставят своей целью возрождение наших прогрессивных традиций, норм поведения, общения в семье и обществе. Изучение этого предмета в школе предусмотрено в течение пятилетней учебной программы – в начальной школе, в 4-ом, 9-ом, 10-ом и 11-ом классах.

Убежден, что эти предметы надо вводить с первого класса. А возможно даже с дошкольных образовательных учреждений. Чем раньше начать приобщение детей к нашей духовной культуре, тем прочнее будет основа для дальнейшего их изучения. Оттого я взялся за написание этих учебников с 1-го класса – это для самых маленьких школьников.

Есть и учебно-методические комплекты для учителя. Эта моя книга называется «Мудрые адаты народа». Затем школьники продолжают изучение этого предмета по моему учебнику в старших классах.

Если говорить о результатах подобной нашей кропотливой работе, то мы недавно провели конференцию, посвященную 20-летию введения этих этнокультурных предметов в дагестанскую школу. Там высказывались учителя, директора школ, которые подчеркнули положительное влияние этих предметов на учащихся.

Кроме того, мы для оценки итогов нашей работы провели еще и тестирование школьников. Результаты очень положительные. Школьники и их родители очень довольны. Говорят, что этот предмет надо бы ввести во всех классах.

Некоторые при этом, конечно, задают вопрос «Не будут ли национальные традиции мешать модернизации лезгинского общества?» Я не думаю, что традиции могут стать помехой модернизации. Наоборот это будет положительное сочетание мудрых и красивых традиций с технологическим обновлением нашей жизни.

Модернизация прогрессу никогда не мешает. Ведь у нас каждый шаг был связан с традициями. Мы ведь и через советскую модернизацию прошли, сохранив многие из наших традиций. И потом, мы можем определять, какие именно традиции лезгины должны возрождать.

В первую очередь, конечно, уважение к своим родителям, сыновний и дочерний долг. Затем – уважение к старым, уважение к людям, вообще, гостеприимство... И, конечно же, традиция, которая сегодня в очень плачевном состоянии – защита мужчиной чести и достоинства женщины, независимо от того, родственница эта женщина тебе или совершенно незнакомая…

Разве все эти традиции могут мешать прогрессу? Наоборот, они будут его только стимулировать, помогая нам воспитывать дисциплинированное, ответственное и чистое в духовном плане поколение лезгинской молодежи.

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Тажидин Саидов

Убийство в Курахе – показатель нашего духовного упадка

Противоречия в среде лезгинских мусульман и потенциал лезгинских имамов

Отстаивая право на родной язык

Молодежь должна возродить надломленный характер нашего народа

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия