Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Глава республики возвращает Дагестан в эпоху феодализма

Миясат Муслимова, член Союза журналистов России и Союза российских писателей

Клоунада – это сегодня самое популярное в народе определение нынешней республиканской власти, воплощенной прежде всего в образе действий и высказываний главы Дагестана.
 
Не берусь судить, насколько это верно, но никогда, на мой взгляд, у нас первое лицо республики так не чувствовало никакого стыда и ответственности перед народом за разрыв между словом и делом, за лицемерие и обман.
 
Мы несколько лет наблюдаем профанацию всех слов, которыми нельзя разбрасываться: культура, народ, честь, совесть, мораль, правда. Что показала вся длительная история по замене гимна?
 
Во-первых, безусловно, неуважение к самой власти. Депутатам не дали возможность самостоятельного выбора гимна, подменив их волю решением комиссии, отобравшей на свой вкус один вариант гимна. Другое дело, насколько эта власть заслуживала уважения, раз на весь депутатский корпус нашлось только два самостоятельно и государственно мыслящих человека.
 
Во-вторых, ложь сопровождала весь длительный процесс, так и оставшийся для народа кулуарным. Представитель главы республики на суде заявлял о том, что смены гимна нет при очевидности происходящего, само распоряжение о смене гимна утаили от народа, в нарушение закона не опубликовав его в официальном документе для информирования граждан.
 
Смену гимна назвали усовершенствованием, но привлекли к этому не автора, а новых лиц, усовершенствовать может только автор. Ширвани Чалаев, автор легитимно принятого гимна, отказался участвовать в работе комиссии и в конкурсе, но народу объявили, что композитор участвует и в конкурсе, и в работе комиссии, хотя это просто недопустимо. Список можно продолжать.
 
В-третьих, нас вернули в эпоху феодализма, поскольку воля первого лица стала нашим законом, гимном, конституцией, лицом. Мы забыли, что такое гласность: мало того, что мнение народа демонстративно было подменено капризом одного человека и его верными исполнителями, ни на одно обращение общественности не был дан ответ.
 
Это особенность, кстати, времени правления Р.Г.Абдулатипова: безгласность власти в ответ на обращения. Наше общество за предыдущие годы уже привыкло к тому, что голос рядового человека, общественных организаций власть слышит и создает новые площадки для пробуждения гражданской активности: при Муху Алиеве в полную силу заработала горячая линия Президента, ни одно обращение не оставалось без внимания, они шли во все министерства, в СМИ, на сайт президента, на «Горячую линию», а сегодня на все обращения мы получаем презрительное молчание.
 
Вспомните, даже обращение афганца В. Куркина, ставшего жертвой террористического акта в Махачкале, опубликованное в «Дагестанской правде», там же – рассказ об учителе кубачинской школы Н.Саидове, не раз обращавшемуся на сайт главы, множество других примеров.
 
Что за этим молчанием, не догадываетесь? Ни при одном главе так не были популярны открытые письма, как при Абдулатипове. В условиях равнодушия к народу остается апеллировать по сути не к первому лицу, а к общественности. Что еще показала история с гимном? Бескультурие ответственных лиц – во всех смыслах. И прежде всего в смысле низкой художественной, эстетической культуры.
 
Музыку, поднимавшую Дагестан на вершину мирового симфонического искусства, отражавшую дух и величие народа, заменили на проходной текст провинциального самоучки-поэта, приписав его Расулу Гамзатову, и на неоригинальную музыку, напоминавшую чилийский гимн, Мурада Кажлаева.
 
Не знаю, на чьей совести его отказ от участия в конкурсе, данный на страницах официальных СМИ: лукавство ли это человека, уязвленного в свое время победой музыки Ш.Чалаева, или проявление того явления, которое я связываю с именем главы: развращения власти и народа.
 
Принуждение к незаконным действиям, провоцирование культурного раскола в народе, вытеснение из сферы публичной и профессиональной деятельности неугодных ему профессионалов, сопровождение сомнительных и спорных действий словами из области высокого пафоса и морали, сочетание авторитарности и популизма в управленческих решениях, подавление инакомыслия и многое другое – все это не только стиль работы, но и катализаторы деградации нашего общества.
 
Самое отвратительное в этой ситуации то, что мы, дагестанцы, невольно несем на себе вину за то оскорбление, которое нанес глава республики великому композитору Ширвани Чалаеву, всю жизнь посвятившему служению и прославлению Дагестана, творчество которого представляет собой неоценимый вклад не только в республиканскую, но и общемировую культуру.
 
И это сделано накануне 80-летия нашего выдающегося земляка. Я имею в виду не само решение о смене гимна, а то хамство, которое проявили люди во власти, прежде всего тот, кого назначили главой республики. Он обязан был лично пригласить Ш.Чалаева и обсудить с ним вопрос, а не отказывать ему в приеме. Я не знаю, является ли неуважение к людям признаком мании величия, но бескультурием однозначно. Кого можно обмануть склонением на все лады слова «культура», если примеры налицо?
 
Достаточно одного: государственный деятель, публично отождествивший важнейший стратегический документ развития республики – Послание – с характером направления нецензурной брани – это вряд ли человек только с сомнительным чувством юмора.
 
Ну что же, в самом начале своей деятельности, от которой мы многого ждали, гимн – святая святых дагестанцев - был назван похоронкой.
 
Но история ничего не прощает тем, кто призван был на ее арену: она хоронит репутации тех, кто забывает, что он пришел служить народу и поднимать его на более высокий уровень развития. И никакие карнавалы, фестивали, форумы, никакие массовки и жонглирования словами не смогут обманут время, народ и историю.
 
Я бы хотела от имени многих и многих дагестанцев принести извинения Ширвани Чалаеву за действия власти вокруг гимна и сказать, что народ высоко ценит его творчество и в большинстве своем не имеет никакого отношения к тому, что произошло.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рассмотрение нового гимна Дагестана назначено на 25 февраля

Три варианта нового гимна предложены парламенту Дагестана

Суд отказался отменять решение Абдулатипова о смене гимна Дагестана

Композиторы и музыковеды выступили в защиту действующего гимна Дагестана

Пользователи соцсетей критикуют предложение Рамазана Абдулатипова изменить гимн Дагестана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия