Пеласги и родственные им племена
Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и карийцами. По сообщениям историков, пеласги поселились на необитаемый Балканский полуостров, а по археологическим данным впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. /5/. Сведения о родоначальнике пеласгов Пеласге входят в состав древнейших мифов: Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Он научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.
Этот мифологический материал показывает, что пеласги – автохтоны Балканского полуострова и живут там с самой глубокой древности. Однако у древних историков имелась и противоположная информация. Согласно утверждению Геродота, одно из племен пеласгов, родиной которого была Лидия (Малая Азия), теснимое дорийцами переселилось сначала на север Балканского полуострова, а затем, перемещаясь вдоль Адриатического моря, достигла севера Апеннинского полуострова, где и обосновалось.
Лишь многочисленные археологические и лингвистические открытия в Малой Азии в начале ХХ века позволили прояснить догреческий период истории Средиземноморья. Оказалось, что древнейшая ономастика Эгеиды и примыкающих областей, сохраненная письменной греческой традицией, изобилует названиями, корни и суффиксальные элементы которых не поддаются удовлетворительной интерпретации ни с точки зрения сравнительно-исторической фонетики и морфологии древнегреческого языка, ни на основе какого-либо другого из засвидетельствованных в то время индоевропейских языков.
С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места в Турции). Эта культура была распространена широкой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры. Здесь впервые появляются земледельческие поселки из множества домов, окруженных защитными стенами. Имеются родовые святилища с росписями. Причем, наиболее распространенным культом был культ поклонения быку, рога которого служили священным символом какого-то божества. Найдено множество статуэток разного типа и многое другое.
Эта культура просуществовала на данной территории примерно до V тыс.до н.э., оказав значительное культурное влияние на всю Малую Азию и на Балкано-Карпатский регион. Представители этой культуры антропологически отличались от индоевропейцев. Они были ниже ростом и имели более гранильное строение скелета. По всей вероятности, они имели темные волосы и глаза. Их языковая принадлежность не может быть установлена достоверно, так как они не оставили письменных памятников, но подытоживая те сведения, которые известны на сегодняшний день, можно предположить следующую гипотезу, помогающую объяснить связно многие факты.
Как установлено с достаточной надежностью, с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа - хаттская - включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа - хурритская - двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Северный Кавказ в районе современного Дагестана и Чечни.
Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хуритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры. Если это правильно, то в XII-X тыс. до н.э. в Малой Азии зародилась и развивалась пра-хатто-хурритская популяция.
Переселение хатто-хурритских племен из Малой Азии и Месопотамии произошло, по мнению И.М.Дьяконова, по двум причинам. В Малой Азии наступило время продолжительной засухи, а в Месопотамии небывалый рост населения. В обоих случаях и хаттам, и хурри-там необходимо было искать новые места проживания и, следовательно, они были вынуждены переселиться на запад и на восток.
Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. Н.Я. Марр отмечает /6/, что для Кавказа (на «яфетическом востоке») характерен корень в этнических терминах с перерождением l-s – l-z. «Так мы имеем с суффиксом «а-» название реки А-laz-an, отложение племенного названия в материково-перевальном районе Кавказского хребта с суффиксом мн.ч. «-ан», племенные названия и этнокультурные термины – läzg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинское оружие»), leg+z+i – leg+z-i (арм.- лезгин), lag-лак (кази-кумух), lek-ur (лезгинка, лезгинский танец) и др. Здесь на Северном Кавказе, господствуют образова-ния с показателем множественности «k – g», но ни одно из них не прослеживается на Аппенинском полуострове, поскольку оно несется яфетическим племенем с последней своей стоянки в бассейне Каспийского моря. Чтобы с прикаспийского края достигнуть такой дали, термин должен был обязательно пропутешествовать по северному пути и ... пройти два лингвистических средостения, сванское и абхазо-адыгейское (или абхазо-черкесское), если не касаться смежного чеченского мира - материково-перевального. Следовательно, та или иная разновидность северокавказского типа могла перестроиться в новую форму, получив или в сванской среде префикс «le-» или в абхазо-адыгейской среде префикс «ре-», однако и таких новообразований мы не находим достигшими Аппенинского полуострова, точно Балканский полуостров перехватил эти северные переселенческие волны этрусков или урартийцев, поскольку получившие прикаспийское и северно-кавказские крещения их сородичи по общему в корне наименованию «lazg» («las-k») в абхазо-адыгейской форме «pe-lasg» (читай или «pelazg») или «leg» («lek-и») в сванской форме «le-leg», проникнуть на этот же европейский полуостров, входили в состав первоначального населения его территории, имели уже отсюда распространение на другие острова, в числе их и на Крит, да с моря и на соседний полуостров.
Ярали Яралиев
Проф. института «ЮЖДАГ», г. Дербент РД РФ