Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ухул: дорога в прошлое – путь в будущее

Парадоксальные вещи тем и хороши, что способны доказывать – противоречия не мешают быть частью созидания. Гамсутль это подтвердил. Веками аул отстаивал своё право на существование в условиях напирающей цивилизации. И после возрастающего год от года интереса к древнему селу гамсутлинцы задумались над его восстановлением. И не остались в одиночестве.

Село Ухул Ахтынского района – самое высокогорное в муниципалитете, расположено на высоте около 2300 м над уровнем моря. Здесь потрясающей красоты альпийские луга лежат у подножия горы Шалбуздаг, а рядом течёт река Муглахчай. Расстояние до районного центра Ахты 25 км.

Когда-то, в советские времена, здесь было развито сельское хозяйство, особенно животноводство, стояла общеобразовательная школа, работал колхоз им. Азизбекова, который в ДАССР отмечали как передовое хозяйство. В нём содержалось 8 тысяч голов МРС, 500 голов КРС, скот успешно перегоняли на зимовку на пастбищные хозяйства.

«Сегодня село существует как отдельная административная единица, есть глава сельского поселения, – рассказывает руководитель инициативной группы ухулцев Алим Рефиев. – За администрацией села числится огромное количество земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения: пашни, сенокосы, пастбища. Но в связи с отсутствием автодороги жители были вынуждены переселяться в сёла Магарамкентского и Хивского районов, в Махачкалу и Каспийск».

По словам собеседника, самые стойкие, а это члены 12 семей, которые продолжали жить в сложных условиях, за последние годы тоже покинули родное село, теперь ютятся у родственников в соседнем Магарамкентском районе. Но в случае строительства автодороги многие семьи намерены вернуться в родное село, говорит Алим. Большую часть полотна – 8 с лишним километров – ухулцы уже проложили, потратив собственные средства и силы. Дело за малым – проложить оставшиеся 2 километра до села. Но все финансовые возможности людей исчерпаны.

«В 2019 году на собрании выходцев из села Ухул мы изъявили желание восстановить родовые дома, открыть сельскохозяйственные потребительские кооперативы, создать новые рабочие места, возродить село для дальнейшего проживания, – рассказывает Алим. – Тогда же группа активистов обратилась ко всем уроженцам села, мы начали проводить разъяснительную работу в целях сбора финансов на строительство дороги. Желание восстановить родовые гнёзда огромное, но денег нам не хватило, чтобы до конца осуществить задуманное».

На призыв откликнулись 250 семей, и в фонд строительства автомобильной дороги каждая из них перечислила по 5 тысяч рублей. Тогда же, в 2019 году, на собранные средства односельчане начали строительство. Так и построили около 8 километров.

«Когда оставалась проложить последние 2 км, нанятый нами бульдозер столкнулся с твердой горной породой и снести скалы не смог, – вспоминает Алим. – Так строительство дороги было приостановлено. А оплатить услуги трактора-гидромолота для разрушения скалистых пород горной местности у нас нет возможности. Бюджет Ахтынского района тоже не в состоянии выделить на это финансовые средства».

В прошлом году для создания СПК желающие оживить село и заниматься животноводством своими силами построили ферму, закупили 50 голов годовалых телят, 700 голов мелкого рогатого скота, чтобы содержать их на пастбищах села. Посадили 150 деревьев на горном массиве, планируя развернуть садоводство, намерены развивать пчеловодство. Восстановили несколько домов, мечеть, провели водопровод. И занялись бы активно делом. Была бы дорога.

Жители Ухула уже обратились к руководству республики с п
росьбой включить строительство автодороги как часть мероприятий по возрождению горных поселений. Теперь ждут ответа. Было обращение и в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана. В ведомстве идею поддержали, но ничего определённого из ответа министерства вынести нельзя.

«Для решения данного вопроса на первом этапе полагаем целесообразным провести маршрутный ремонт находящегося в республиканской собственности участка км 0 – км 10 автомобильной дороги «Курукал – Ухул», ориентировочно в 2023–2025 годах. Строительство автомобильной дороги «Курукал – Ухул» на участке км 10 – км 16 считаем целесообразным решать последовательно (подготовка правоустанавливающих документов на земельный участок, подготовка проектно-сметной документации и государственная экспертиза, стройка). Вопрос принят на контроль. О принятых решениях сообщим дополнительно», – ответили инициативной группе в министерстве.

…Сегодня много говорится о возрождении сёл, о возвращении молодежи в родные аулы, которой предстоит созидать, обеспечивая комфортные условия для родителей и собственных детей. Государство в этом плане проводит существенную работу. Но когда люди берут на себя инициативу и стремятся к самостоятельным действиям, а на определённом этапе им недостаёт сил, чтобы финишировать достойно, тут самое время для помощи.

Вполне очевидно, что в окрестностях Ухула реально создать туристический комплекс, учитывая местные природные красоты и экологические условия. Модный агротуризм здесь можно было бы развивать, не затрачивая особых усилий. Самое главное – здесь трудолюбивые и любящие свою землю люди, которым есть что рассказать о ней и удивить гостей.

Алим Рефиев обратился в нашу редакцию в надежде, что просьбу его односельчан услышат все те, кто на деле желает возрождения и процветания дагестанским сёлам, а не на словах говорит о подобных планах. Известный меценат Мамед Абасов уже обратил внимание на нужды земляков, планируя изучить возможность оказания помощи ухулцам.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вот Вам и Ухул! В Ахтынском районе намерены возродить высокогорное село

Калук

В зелени горных террас

Вехи жизни Ухула

Ахтынские животноводы успешно проводят зимовку

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия