Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В зелени горных террас

Краеведческий очерк об истории и особенностях древнего селения Маза

Маза – одно из древнейших лезгинских селений, расположившееся на самом юге Дагестана. У аула очень богатая история и культура, которые трудно охватить в рамках одной статьи. А потому автор предлагает читателям краеведческий очерк об этом прекрасном высокогорном селении.

Важно отметить в самом начале, что ныне селение Маза официально не существует. Жители покинули село ещё в 60-е годы. В 2000-е годы приедпринимались попытки его восстановления, прежние жители возвращались в село. Расположено оно в южной части Ахтынского района, близ границы с соседним Варташенским (ныне Огузским) районом, на высоте 2000 метров.

Чтобы добраться до села из Дербента, необходимо добраться до районного центра, селения Ахты. Оттуда дорога ведёт на юг, вверх по течению реки Ахтывац. Затем, сразу после села Смугул дорога поворачивает мимо пограничной базы налево в Мазинское ущелье.

Со всех сторон Маза окружена величественными горами, достигающими высоты от 3000 до 4000 метров. Мазинское ущелье, в котором расположено селение, образовано стыком отрогов Шалбуздагского и Главного Кавказского хребтов. Если само село стоит на шалбуздагской стороне, то знаменитые мазинские террасы зеленеют на противоположных склонах, относящихся к Главному Кавказскому хребту.

Всюду здесь раскинулись по горным склонам сочные альпийские луга, где веками паслись горные козы и стада мазинского джамаата. Однако, в отличие от многих сёл Самурской зоны, у мазинцев было развито земледелие, о чём и ныне свидетельствуют террасы, которые, по одной из версий, и дали название селу.

Маза расположилась в окружении могучих горных вершин. Среди них – на северо-востоке Шалбуздаг (4142 м), Клер (3083); на юго-востоке – Чолохсу (3914 м); на юге – Малкамуд (3879 м); к западу – Ярусадаг (3584 м).
 

Село находится в среднем течении стремительной горной речки Мазавац. Близ села в реку впадают левые притоки Гуларвац и Зуранвац. Сама река Мазавац впадает в правый приток Самура, реку Ахтывац.

В пяти километрах выше Мазы по течению реки находится другое заброшенное село Ихир. Ближайшее живущее село к Мазе – Фий, но чтобы к нему добраться пешком, необходимо забраться на урочище Хевач, находящееся на высоте 3536 метров.

Однако исторически мазинцы предпочитали другой, более длинный, но удобный путь, следуя которому сперва необходимо спуститься по течению реки вниз на километр, а затем набирать высоту по склону горы, на которой и расположено урочище Хевач.
 

Не достигая её вершины, на высоте 2800 метров тропа резко петляет на запад, уже прямо в сторону Фия, одновременно набирая высоту до 3412 метров. Уже затем, забравшись на эту вершину, Фий можно легко наблюдать прямо внизу, чтобы достичь села было необходимо лишь спуститься к нему.

Однако исторически ближайшими соседями мазинцев были джиг-джигцы и ихирцы. Чтобы добраться к первым, им нужно было лишь перейти на другой склон горной цепи, на которой находится Маза. А чтобы погостить у ихирцев, нужно было набирать высоту вверх по течению реки Мазавац.

Находясь на краю Дагестана и Ширвана, мазинцы исторически поддерживали контакты с населением по обе стороны Главного Кавказского хребта. Чтобы выйти в Дагестан, мазинцы шли через Смугул в Ахты и далее.
 

А для посещения Ширвана им предстоял более сложный путь, набирающий высоту, затруднённый труднопроходимыми горными тропами и перевалами. Мазинцы шли вверх по течению реки Зуранвац, и, затем, чуть восточнее горы Малкамуд, на мазинском перевале (3381 м) переправлялись в ширванскую сторону.

Двигаясь по цирку южной стороны Малкамуда, тропа спускается вниз, между хребтами Тузлук и Сарал, вдоль речки Ураквац, оставляя гору Гирдал (2627 м), Гирдальмилиг (2176) м по правую руку. Таким образом тропа выходила на первое селение в ущелье – Фильфили.

К концу 10 века в Мазе утверждается корейшитская династия, положившая затем начало роду кайтагских уцмиев. В 14 веке Маза находилась в орбите влияния города Кабала.
Начиная с 17 века Маза вместе с селами Фий, Гдым, Хнов и Борч образовывала союз сельских общин Ахтыпара-2. В селении было 50 тухумов: Асланар, Гьажияр, Зергерар, Исмияр, Къартияр, Манатар, Маргъузар, МутIацар, Папацар, ПIакьутIар, Сибигер, Фекьияр, Фу­тIар и другие.
 

Мазинские кварталы отличались своими большими размерами, всего их было четыре: Ахкунар, Гъуялар, Кандаяр, Пахтаяр. В селе имелось четыре квартальных и одна джума мечеть, восемь мостов и пять мельниц.

В 1839 году, после присоединения Самурской долины к Российской империи, село вошло в состав Ахтыпаринского наибства новообразованного Самурского округа. Имело собственный прототип современных сельсоветов – Мазинское сельское общество.

В 1869 году в селе проживало 1089 человек, из них мужчины - 594, женщин 495. Село состояло из 152 дворов. В 1886 году в Мазе проживало 1095 человек. Перед Великой Отечественной войной здесь проживало более трёхсот семей.
 

В 1960-70-е годы мазинцы постепенно спустились на равнину, образовав свои общины в таких городах и сёлах Дагестана и Азербайджана, как Махачкала, Баку, Ахты, Бут-Казмаяр, Новый Усур, Новый Куруш, Карабулак, Агдаш, Карабулах, Кусары, Огуз, Хачмаз.

В июне 2011 года в Мазинском ущелье близ села был достроен мост, ведущий к нему со стороны райцентра Ахты. Электричества в селе нет. Планируется прокладка автомобильной дороги до села, которая не доходит до села три километра.
 

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Гоган

Смугул. В центре Ахтынского района

Высоко в горах Хала

Окаймленный горными лесами Филифар

Вехи жизни Ухула

Комментарии (11)
Комментарий #11, дата: 22 сентябрь 2014 22:48
читайте комменты и любуйтесь Рамазаном: tanci-kavkaza.ru/reforma-lezginki Там много подобных статей и множество подобных комментов.

Комментарий #10, дата: 22 сентябрь 2014 22:43

Мудрые представители еврейского народа не раз заявляли, что самые отявленные антисемиты и ксенофобы могут находится среди полукровок и родственных им народов. Паралели напрашиваются сами собой и у нас в "стране гор", где некоторые представители от малых народностей с пеной у рта  пытаются выдать белое за чёрное, и наоборот.  Причин может быть несколько, но 2-е мне хотелось бы привести: это их компексы, в том числе и собственной неполноценности и ущербности), и второе охаивая и облаивая других им (рамазан сальманов и подобная публика) сами пытаются утвердиться в "знатоках" истории. Но все факты и аргументы у них липовые или вырваны из  контекста. Это чистой воды шулерство, характерное для тех, кто на своих низменных и гнусных чувствах  пытаются сколотить  шоблу единомышленников из подобных себе неудачников. Тысячилетняя  пословица о караване была бы уместна тут: невзирая на вой всяких шакалов наш караван идёт вперед............. 


Комментарий #9, дата: 22 сентябрь 2014 22:37
Этот Рамазан - это не лакец (по крайней мере он себя лакцем не называл). Он, скорее, азик. Есть в интернете сайт ( tanci-kavkaza.ru ), там один азик с Дербента пропагандирует, что лезгинка это не лезгинский танец, там несколько статей и сотни комментариев этому посвящены. Вон там и Рамазан активно участвует, ведет антилезгинскую пропаганду. Там его лезгины (и не только лезгины) многократно на место посадили - всё обяснили, доказали, что он ничтожный провокатор. После этого "профессор" Рамазан стал более агрессивен, там он слово лезгин называет вульгарным, другие пишут, что лезгины это позор для Дагестана и всяко-разное - админ поддерживает их и поощряет, лезгинские комментарии не пропускает. А ничего не знающие посетители видят это и начинают в это верить, даже копируют и перепечатывают статьи и комментарии с того сайта...

Комментарий #8, дата: 22 сентябрь 2014 14:13

Откровенно говоря  удивлен, мягко говоря таким прохладным отношением горских народов друг к другу,вернее сказать некоторых их представителей как этот лакец Рамазан Салманов к другим горским народам.Я такого прохладного отношения к лезгинам ожидал бы например от аварца или скажем от даргинца,судя по их некоторым недоброжелательным   комментариям оставленным в ютубе и других интернет ресурсах по отношению к лезгинам,но никак от лакца.Это было какое то открытие для меня и думаю для многим из вас тоже.Такие дисскусии в некотором смысле полезны для нации,в плане того чтобы познавать глубже что думают о нас другие нации-тихонии.А ведь правильно говорят,что в тихой болоте черти водятся.


Комментарий #7, дата: 22 сентябрь 2014 13:54

Цитата: axcax
Этот Рамазан - это зацикленный на своем антилезгинский националист. С его "трудами" (с тем, как он зациклился на том, что лезгины это на самом деле не лезгины, а кюринцы) можо вдоволь ознакомиться в Интернете. Ему десятки, сотни объяснений/доказательств приводят, а он "хоть бы хны"... Приводит слова Услара, где тот лезгинов решил условно назвать кюринцами. Но давайте прочтем слова Услара полностью: alpania-mez.ucoz.org/publ/istorija/uslar_p_k_kjurinskij_jazyk/11-1-0-25Статья Услара начинается так: "Язык, условно названный нами кюринским..." и заканчивается так: "Впрочем, существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги - единств., лезгияр - множ. Заметим, при том, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность; лезги чIал есть кюринский язык. "

Таких "историков" нынче в Дагестане хоть пруд пруди, достаточно иметь богатую фантазию и доступ к интернету. Некоторым из них не дает покоя чужая история, которая заметно стесняет рамки их воображения насчет собственной истории. Комплексы, испытываемые ими по поводу собственного величия или ущербности выливаются затем в такого рода инсинуации. Убедить подобных людей в их неправоте практически не представляется возможным, но парировать таким "историкам" аргументировано все ж стоит, поскольку ложь если и не утвердится в науке, она может укоренится в обществе.


Комментарий #6, дата: 22 сентябрь 2014 01:49
Этот Рамазан - это зацикленный на своем антилезгинский националист. С его "трудами" (с тем, как он зациклился на том, что лезгины это на самом деле не лезгины, а кюринцы) можо вдоволь ознакомиться в Интернете. Ему десятки, сотни объяснений/доказательств приводят, а он "хоть бы хны"... Приводит слова Услара, где тот лезгинов решил условно назвать кюринцами. Но давайте прочтем слова Услара полностью: alpania-mez.ucoz.org/publ/istorija/uslar_p_k_kjurinskij_jazyk/11-1-0-25 Статья Услара начинается так: "Язык, условно названный нами кюринским..." и заканчивается так: "Впрочем, существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги - единств., лезгияр - множ. Заметим, при том, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность; лезги чIал есть кюринский язык. "

Комментарий #5, дата: 21 сентябрь 2014 17:16

Багаудин зайдите  на Черновик.нет. Там на главной странице наверху есть,такие пункты как Новости,Политика,Экономика и так далее.Так среди этих пунктов есть слово Республика. Зайдите туда и там вы найдете статью "Нет такого языка"


Комментарий #4, дата: 21 сентябрь 2014 16:40

Багаудин,эта была статья"Нет таког языка".Там речь шла о бедственном положении о кубачинского языка.Но эту статью отправили в архив на днях. Появились новые публикации на главной странице. Наверно можно в архиве найти эту статью.Я тоже там был под разными никами.Юждаг555,лезгин,реал дербент.Под разными никами выступал для того чтобы ,опоненты увидели что лезгин много на сайте.


Комментарий #3, дата: 21 сентябрь 2014 12:00

Цитата: derbent
Уважаемые читатели сайта. Я на этот раз тоже не по теме.Я хотел бы попросить наших читателей ,особенно тех кто имеют хорошее исторические знания участвовать,на сайте черновик.нет.Там очень мало наших.Порой идет шквал атак на лезгинские интересы.Этим шквалам некому давать отпор.И пользуясь отсутсвием наших ,они(другие этносы) пишут себе выгодные версии,противоположные лезгинским интересам..Черновик самый популярный сайт на сегодняшний день в Дагестане.Там формируется,интеллектуальный имидж и уровень грамотности нации в глазах других дагестанцев.Вот для этой цели уважаемые земляки,не брезгайте,хотя бы временами тратить свое ценное  время на статьи Черновика.На днях образец высшего пилотажа полемики показал наш уважаемый читатель Тагьар с неким Рамазан Салмановым(лакец),дав ему достойный отпор.Сагьрай.
В какой статье они схлестнулись?

 


Комментарий #2, дата: 20 сентябрь 2014 12:22

Видно на картинке, как бегает курочка....Значит в Маза ещё живут люди.

Может быть будушие поколения востановят РОДИНУ своих предков?

По крайней мере смогут на этих развалинах вновь возродить жизнь -создать там условия для приезда на определенный срок.

По остаткам строений также можно сказать, что поселение древнее, и строили её хорошие мастера. Но время берёт своё......





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия