Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В зелени горных террас

Краеведческий очерк об истории и особенностях древнего селения Маза

Маза – одно из древнейших лезгинских селений, расположившееся на самом юге Дагестана. У аула очень богатая история и культура, которые трудно охватить в рамках одной статьи. А потому автор предлагает читателям краеведческий очерк об этом прекрасном высокогорном селении.

Важно отметить в самом начале, что ныне селение Маза официально не существует. Жители покинули село ещё в 60-е годы. В 2000-е годы приедпринимались попытки его восстановления, прежние жители возвращались в село. Расположено оно в южной части Ахтынского района, близ границы с соседним Варташенским (ныне Огузским) районом, на высоте 2000 метров.

Чтобы добраться до села из Дербента, необходимо добраться до районного центра, селения Ахты. Оттуда дорога ведёт на юг, вверх по течению реки Ахтывац. Затем, сразу после села Смугул дорога поворачивает мимо пограничной базы налево в Мазинское ущелье.

Со всех сторон Маза окружена величественными горами, достигающими высоты от 3000 до 4000 метров. Мазинское ущелье, в котором расположено селение, образовано стыком отрогов Шалбуздагского и Главного Кавказского хребтов. Если само село стоит на шалбуздагской стороне, то знаменитые мазинские террасы зеленеют на противоположных склонах, относящихся к Главному Кавказскому хребту.

Всюду здесь раскинулись по горным склонам сочные альпийские луга, где веками паслись горные козы и стада мазинского джамаата. Однако, в отличие от многих сёл Самурской зоны, у мазинцев было развито земледелие, о чём и ныне свидетельствуют террасы, которые, по одной из версий, и дали название селу.

Маза расположилась в окружении могучих горных вершин. Среди них – на северо-востоке Шалбуздаг (4142 м), Клер (3083); на юго-востоке – Чолохсу (3914 м); на юге – Малкамуд (3879 м); к западу – Ярусадаг (3584 м).
 

Село находится в среднем течении стремительной горной речки Мазавац. Близ села в реку впадают левые притоки Гуларвац и Зуранвац. Сама река Мазавац впадает в правый приток Самура, реку Ахтывац.

В пяти километрах выше Мазы по течению реки находится другое заброшенное село Ихир. Ближайшее живущее село к Мазе – Фий, но чтобы к нему добраться пешком, необходимо забраться на урочище Хевач, находящееся на высоте 3536 метров.

Однако исторически мазинцы предпочитали другой, более длинный, но удобный путь, следуя которому сперва необходимо спуститься по течению реки вниз на километр, а затем набирать высоту по склону горы, на которой и расположено урочище Хевач.
 

Не достигая её вершины, на высоте 2800 метров тропа резко петляет на запад, уже прямо в сторону Фия, одновременно набирая высоту до 3412 метров. Уже затем, забравшись на эту вершину, Фий можно легко наблюдать прямо внизу, чтобы достичь села было необходимо лишь спуститься к нему.

Однако исторически ближайшими соседями мазинцев были джиг-джигцы и ихирцы. Чтобы добраться к первым, им нужно было лишь перейти на другой склон горной цепи, на которой находится Маза. А чтобы погостить у ихирцев, нужно было набирать высоту вверх по течению реки Мазавац.

Находясь на краю Дагестана и Ширвана, мазинцы исторически поддерживали контакты с населением по обе стороны Главного Кавказского хребта. Чтобы выйти в Дагестан, мазинцы шли через Смугул в Ахты и далее.
 

А для посещения Ширвана им предстоял более сложный путь, набирающий высоту, затруднённый труднопроходимыми горными тропами и перевалами. Мазинцы шли вверх по течению реки Зуранвац, и, затем, чуть восточнее горы Малкамуд, на мазинском перевале (3381 м) переправлялись в ширванскую сторону.

Двигаясь по цирку южной стороны Малкамуда, тропа спускается вниз, между хребтами Тузлук и Сарал, вдоль речки Ураквац, оставляя гору Гирдал (2627 м), Гирдальмилиг (2176) м по правую руку. Таким образом тропа выходила на первое селение в ущелье – Фильфили.

К концу 10 века в Мазе утверждается корейшитская династия, положившая затем начало роду кайтагских уцмиев. В 14 веке Маза находилась в орбите влияния города Кабала.
Начиная с 17 века Маза вместе с селами Фий, Гдым, Хнов и Борч образовывала союз сельских общин Ахтыпара-2. В селении было 50 тухумов: Асланар, Гьажияр, Зергерар, Исмияр, Къартияр, Манатар, Маргъузар, МутIацар, Папацар, ПIакьутIар, Сибигер, Фекьияр, Фу­тIар и другие.
 

Мазинские кварталы отличались своими большими размерами, всего их было четыре: Ахкунар, Гъуялар, Кандаяр, Пахтаяр. В селе имелось четыре квартальных и одна джума мечеть, восемь мостов и пять мельниц.

В 1839 году, после присоединения Самурской долины к Российской империи, село вошло в состав Ахтыпаринского наибства новообразованного Самурского округа. Имело собственный прототип современных сельсоветов – Мазинское сельское общество.

В 1869 году в селе проживало 1089 человек, из них мужчины - 594, женщин 495. Село состояло из 152 дворов. В 1886 году в Мазе проживало 1095 человек. Перед Великой Отечественной войной здесь проживало более трёхсот семей.
 

В 1960-70-е годы мазинцы постепенно спустились на равнину, образовав свои общины в таких городах и сёлах Дагестана и Азербайджана, как Махачкала, Баку, Ахты, Бут-Казмаяр, Новый Усур, Новый Куруш, Карабулак, Агдаш, Карабулах, Кусары, Огуз, Хачмаз.

В июне 2011 года в Мазинском ущелье близ села был достроен мост, ведущий к нему со стороны райцентра Ахты. Электричества в селе нет. Планируется прокладка автомобильной дороги до села, которая не доходит до села три километра.
 

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Гоган

Смугул. В центре Ахтынского района

Высоко в горах Хала

Окаймленный горными лесами Филифар

Вехи жизни Ухула

Комментарии (11)
Комментарий #1, дата: 19 сентябрь 2014 20:47

Уважаемые читатели сайта. Я на этот раз тоже не по теме.Я хотел бы попросить наших читателей ,особенно тех кто имеют хорошее исторические знания участвовать,на сайте черновик.нет.Там очень мало наших.Порой идет шквал атак на лезгинские интересы.Этим шквалам некому давать отпор.И пользуясь отсутсвием наших ,они(другие этносы) пишут себе выгодные версии,противоположные лезгинским интересам..Черновик самый популярный сайт на сегодняшний день в Дагестане.Там формируется,интеллектуальный имидж и уровень грамотности нации в глазах других дагестанцев.Вот для этой цели уважаемые земляки,не брезгайте,хотя бы временами тратить свое ценное  время на статьи Черновика.На днях образец высшего пилотажа полемики показал наш уважаемый читатель Тагьар с неким Рамазан Салмановым(лакец),дав ему достойный отпор.Сагьрай.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия