Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гейбату Гейбатову – 90 лет!

Юбилей отмечает известный скульптор, Народный художник России и Дагестана

Во вторник, 15 февраля, свой 90-летний юбилей отметил выдающийся российский скульптор-портретист, член Союза художников Советского Союза, Народный художник ДАССР, Народный художник России, лауреат ордена «За заслуги перед Республикой Дагестан» Гейбат Гейбатов.

В этот знаменательный день именитого художника посетила высокая делегация во главе с министром культуры Дагестана Заремой Бутаевой, которая поздравила Гейбата Нурахмедовича от имени всей культурной общественности Дагестана.

Также юбиляра посетили заслуженный художник РФ, председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов, заслуженный художник РФ, профессор Абдулзагир Мусаев, заслуженный художник РФ, классик дагестанского изобразительного искусства Хайрулла Курбанов и др.

Как подчеркнула Зарема Бутаева, творчество и профессиональная деятельность Гейбата Гейбатова стали одним из ярких достижений дагестанской культуры и навсегда останутся предметом национальной гордости всех народов республики.

«Вас знают и ценят как талантливого художника-монументалиста, скульптора, видного представителя отечественной культуры. Вы и сейчас, в столь почтенном возрасте, остаётесь одним из самых авторитетных художников Дагестана!», - заявила глава ведомства.
* * * * * *

Гейбат Гейбатов родился 15 февраля 1932 года в селе Микрах Докузпаринского района. Он рано потерял родителей и воспитывался в детском доме. Система не подавила в нем талант, а только помогла по-настоящему проявить себя. Тяга к лепке у него проявилась с самого детства. Тогда и началось творчество. Когда из глины разных цветов отец лепил детям игрушки.

По завершении обучения в школе поступил в Художественное училище имени Азима Азимзаде в Баку, которое окончил с отличием в 1956 году.

Вернувшись в Дагестан, молодой Гейбатов активно вливается в художественную жизнь республики, преподает в городе Каспийск, сближается с дагестанскими художниками, особенно тесно общается с корифеем национальной скульптуры Хасбулатом Аскар-Сарыджой, по совету которого в 1958 году поступает в Ленинградскую академию художеств имени Ильи Репина.

Следует подчеркнуть, что для Гейбата Гейбатова как скульптора имела решающее значение поддержка исторически-преемственного опыта профессиональной пластической традиции, основанной национальным ваятелем Хасбулатом Нухбековичем Аскар-Сарыджой.

Гейбат Гейбатов многие годы преподает, является профессором кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Дагпедуниверситета.

С 1998 года в составе художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета существует скульптурная мастерская. Ее руководителем является Гейбат Гейбатов. Первый выпуск молодых скульпторов пришелся на 2004 год. Впервые в республике, а не где-то за ее пределами, получили специализацию в области пластики сразу пять молодых мастеров, двое из которых – девушки.

Главными принципами своего преподавания скульптор считает привитие студентам навыков самостоятельной каждодневной работы, постижения всего лучшего в искусстве.

«Молодому художнику необходимо не только постоянно искать, формировать свой почерк, индивидуальную манеру, но и не менее важно осмысливать основу искусства, свои жизненные приоритеты», - говорит Гейбат Нурахмедович.

Свыше 20 лет Гейбатов являлся членом экспертной комиссии Правления художественного фонда РСФСР, избирался в состав выставочного комитета «Северный Юг», принимал активное участие в общественной жизни Дагестана, многочисленных республиканских, зональных, всесоюзных и зарубежных выставках.

Будучи педагогом и профессором кафедры изобразительного искусства Института искусств, внес достойный вклад в дело подготовки специалистов в области изобразительного искусства.

Гейбат Нурахмедович является лауреатом Республиканской премии им. Гамзата Цадасы, Государственной премии РД, отмечен Почетными званиями «Народный художник ДАССР», «Народный художник РФ». Снискал всеобщее признание почитателей изобразительного искусства и молодого поколения художников республики.

Нельзя не отметить, что Гейбат Нурахмедович является отцом замечательного творческого семейства. Его супруга – Зинаида Гейбатова-Шолохова является кандидатом искусствоведения, членом Союза художников России с 1980 года, становилась лауреатом республиканской премии им. Г. Цадасы (1985 г.).

Его сын Сабир Гейбатов являлся известным лезгинским скульптором и философом, членом Союза художников России.

Дочь Лейла Гейбатова – лезгинский скульптор, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы (ИЯЛИ) ДНЦ РАН, член Союза Художников России.

Друга дочь Лаура Гейбатова – ассистент кафедры неврологии ФПК и ППС, кандидат медицинских наук.

Руководство и коллектив ФЛНКА искренне поздравляют Гейбата Нурахмедовича с 90-летием, желают ему крепкого здоровья и благополучия.
Гейбат Гейбатов с сыном Сабиром Гейбатовым (1969-2018)
* * * * * *


Далее предлагаем Вашему вниманию подробный рассказ о творческом пути Гейбата Нурахмедовича Гейбатова, изложенный в виде курсовой работы "Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова" (открытый доступ, 
Источник):

«Г. Гейбатов впитал все то лучшее, что давала своим питомцам Академия художеств - «храм искусства». Образование дополнялось широкой панорамой культуры: театральные сезоны в театре им. А.С. Пушкина, в театре Комедии с выступлением Аркадия Райкина, спектакли Ленсовета и Ленинградского драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской с участием восходящей звезды Алисы Френдлих, концерты Филармонии и джазовой музыки Олега Лунгстрема, спектакли Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне знаменитый Мариинский театр), поэтические вечера Роберта Рождественского и Андрея Вознесенского, богатейшие собрания Эрмитажа - сокровищницы мировой художественной культуры, уникальные коллекции Русского музея и знакомство с американской графикой и дизайном на выставке США, впервые экспонировавшейся в СССР и многое, многое другое.

Дипломная работа Г. Гейбатова, навеянная национальной романтикой, была отмечена Государственной комиссией как лучший диплом по скульптуре, оценена на «отлично». Композиция «Чабан» была сфотографирована вместе с автором и представлена в центре города на Невском проспекте в информационной витрине «Окна ТАСС». В газете «Вечерний Ленинград» был отмечен талант и оригинальное композиционное мышление Г. Гейбатова, а сам скульптор был назван ленинградским.

Будучи студентом третьего курса факультета скульптуры Института им. И.Е. Репина, Г. Гейбатов принял активное участие в Декадной выставке литературы и искусства Дагестана в Москве (1960г.). Первая жанровая композиция «Проводы в школу» повествовала о большом празднике в жизни первоклассника. В этой же Декадной экспозиции был представлен портрет народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского, где «наметилась глубокая психологическая характеристика». Стойкий интерес к изображению конкретного человека у Г. Гейбатова формируется еще в художественном училище им. А. Азим-Заде.
Тагир Хрюгский
Скульптор отказывается от достаточно распространенного в те годы в дагестанском искусстве собирательного «типажного» изображения человека. Он ставит перед собой интереснейшую проблему: воплотить образное раскрытие индивидуальной человеческой личности. На этапе шестидесятых творческая заявка Г. Гейбатова определила направление поисков к созданию емкого психологического портрета.

Сделанные выводы вовсе не означают, что творчество скульптора не испытывало влияния времени, а также своих коллег «по цеху». К созданию типизированного художественного образа он обращался неоднократно. Даже создание композиции «Чабан», экспонировавшейся многократно на смотрах выпускников Академии художеств, подтверждает поиски в этом направлении. Созданный несколько позже одноименный оплечный портрет в дереве решал подобные задачи. Эти образы, выражающие яркое представление о типических характерах своего времени (силе, мужественности, народном начале) были далеки от упрощения пластических средств.

Очень скоро симпатии скульптора в работе «Зурнач» переходят к четко индивидуализированному образу конкретного человека, где важное место отводится сложному композиционному построению портрета. Задачи портретной характеристики усложняются смелым пластическим приемам - мотивом рук, ярко воплощающим идею воспроизведения музыкального произведения, зритель словно слышит звуки зурны. Пластика портрета подчинена певучести музыкальных ритмов. Разработка подобного художественного приема будет продолжена позднее, в семидесятые годы, в композиционном портрете «Перед операцией», где «мотив рук» будет нести иную смысловую интерпретацию.

На протяжении десятилетия скульптурный портрет пережил существенные перемены в своем стиле и формах. С одной стороны, приобрел большее значение образ монументально - обобщенный, в котором доминирует одна тема современной жизни.

Другая линия развития портрета – тяготение к углублению духовно-психологического содержания образов, желание идти от живых впечатлений к эмоциональному воссозданию национального характера, где не исключены и лирико-поэтические нотки. Все эти проблемы встают перед национальными художниками, но уже на новом уровне в 70-ые и 80-ые годы. Если ранее раскрытие идеи произведения доносилось до зрителя через типичный внеиндивидуализированный образ, то теперь это стремление идет не путем каких-либо отвлеченных категорий, а через конкретную человеческую личность. Главной особенностью скульптуры стал органический сплав конкретности изобразительного мотива со сложно-обобщенной формой его выражения.

Появление в 1966 году «Портрета отца», а тремя годами позже «Портрета художника А.Ахмедова» выявляет индивидуальную манеру скульптора. В сущности, она противостояла современному направлению пластических поисков, для которых были характерны черты экспрессивной лепки формы, обостренного драматизма, предельная напряженность и лаконичность форм, тяготеющих к монументальности.

Сочная скульптурная лепка Г. Гейбатова обнаруживала иной творческий подход, он охотнее отталкивается от устойчивых классических канонов. Его «Портрет отца» подкупает своей искренностью и теплотой, в нем прочитывается сложная человеческая жизнь. Строго продуманная композиция подчеркивает цельность общего объема головы, где скульптор мягко моделирует веки, глаза, тонко прорабатывает формы лица. И здесь ясно обозначился путь от энергичных, волевых образов к образам психологически более сложным и глубоким. По мнению Н. Воркуновой этот портрет...» расширяет наше представление о круге интересов, творческих возможностях и профессиональном мастерстве...» скульптора.

Портретная пластика Г. Гейбатова 60-90-х годов принесла ему успех на многих всесоюзных, всероссийских, зональных и республиканских выставках страны. Исследуя советский скульптурный портрет восьмидесятых годов, ведущий московский искусствовед Е.Шмигельская отмечала, что он пережил сложные моменты в своем развитии. Это ложный монументализм, увлечение внешними приемами - все это отдаляло его от объекта изображения. А им, в сущности, был человек с его индивидуальными чертами, его социальной сущностью.

Скульптор Гейбатов в основном портретист. Это сложившийся мастер со своим художественным мироощущением, своим пластическим почерком. Таков, например, его камерный портрет отца (металл, 1970). Не менее выразительны иные по пластике портреты скульптора: народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского (бронза, 1974), первой горянки, депутата Верховного Совета РСФСР Багишевой (бронза, 1979). Это ценные, яркие национальные характеры. Портрет Багишевой построен на ритмике острых граненых форм. В нем передана сильная и суровая воля первой горянки, приобщенной к общественной жизни республики.

В портрете хирурга Аскерханова (мрамор, 1980) Гейбатов также ставит задачу типического обобщения. Это поясной портрет, изображающий хирурга перед операцией, можно отнести к жанру сюжетного портрета, активно развивающегося в современной скульптуре России».

Краткий анализ портретной пластики Г. Гейбатова убедительно показывает углубление духовной содержательности образов, воплощенных в подчеркнуто станковой системе. Интересно проследить особенности творческого метода скульптора в портрете.

Тщательно изучив натуру, он работает быстро, но импульсивно, с большим напряжением и часто бывает неудовлетворен созданным. Неоднократно, иногда на протяжении долгих лет, скульптор обращается к прежнему замыслу, воплощая его в камне, бронзе, дереве. Но везде, будь то бронза или камень манера лепки и материал точно выбираются автором в соответствии с индивидуальностью модели. Так к образу хирурга Р. П. Аскерханова он обращался много раз, имеется несколько вариантов композиции «Перед операцией». Обратимся к варианту, выполненному в мраморе, Е.Шмигельская относит его к «жанру сюжетного портрета». Образ Р.Аскерханова в композиции «Перед операцией» изображает врача-хирурга обеими руками, поддерживающими операционную маску. Спокойный уверенный взгляд, плотно сжатые губы, сильно выступающий подбородок передают твердость характера, сложное психологическое состояние. Сосредоточенность хирурга, его погруженность в себя трактуется скульптором как момент серьезного нравственного испытания. Белизна мрамора ассоциируется с чистотой и возвышенностью призвания врача, его долга служить людям. В работе над образом хирурга автор продумывает и прорабатывает мотив движения рук. Сколько сложностей порождает компоновка рук и деталей, выявление профессиональных движений хирурга! Пластическое решение композиции тяготеет к повествовательности и в работе скульптора эта тенденция проявляется интересно и неожиданно.
Рашид Аскерханов
Портретная скульптура Г. Гейбатова привлекала внимание и дагестанских искусствоведов, и каждый находил в ней свои особенности.
Одной из основных особенностей портретного ваяния Г. Гейбатова является национальный колорит. Этот тезис выдвигает Е.Шмигельская и ее мысль подтверждает искусствовед Я.Марковский. Выступая на Всесоюзной научной конференции «Актуальные проблемы развития социалистических национальных художественных культур в условиях зрелого социализма» в 1982году он говорил, что национальный колорит в портретах Г. Гейбатова возникает как следствие объективного отражения жизни дагестанской действительности.
Расул Гамзатов
Хочется остановиться на портрете Лауреата Ленинской премии, народного поэта Дагестана Расуле Гамзатове. Известно, что при жизни поэта его портреты создавались многими советскими и дагестанскими мастерами не только в скульптуре, но и в живописи и графике. Но, к сожалению, многие из них не выдержали проверки временем, точное воспроизведение иконографических черт, то, что мы называем сходством, оставили только слепок портрета. Образ, созданный Г. Гейбатовым, несмотря на признание его специалистами по скульптуре и экспонирование на многих престижных выставках страны не получил должной оценки у себя в Дагестане, он был закуплен Министерством культуры РСФСР и вернулся на родину спустя тридцатилетие. Загадка крылась в обыденном, многие считали, что он непохож, а ведь Г. Гейбатов работал с натуры. Поэт позировал, а скульптор не ограничивался простой фиксацией черт индивидуального облика, стремился через индивидуально-конкретное идти к обобщению пластической формы, отбрасывая все несущественное. Ваятель создал архитектонику портрета, добиваясь глубокого и точного внутреннего сходства с образом, который увиден им в перспективе, вот почему в настоящее время это произведение воспринимается зрителем вполне портретным.

Скульптурные портреты Г. Гейбатова обладают нерасторжимой связью с натурой, а момент позирования, натурности соединяется с поисками внутреннего психологического начала. Конечно, ни в коем случае нельзя эту связь художественного образа с реальной моделью понимать упрощенно. Для Г. Гейбатова появление интересной личности - это импульс, мощный источник творческой энергии, а может это воплотившаяся в жизни гармония или идеал личности, которые оказываются для скульптора очень значимыми. Отношение Г. Гейбатова к своим моделям - это отношение человека, наделенного даром искренне и горячо радоваться открытию в других прекрасных свойств и качеств. Поэтому его скульптурные портреты радуют зрителя своей правдивостью и гармоничностью пластических форм. Но чтобы дойти до натуры, до ее сути нужно иметь достаточно стойкости и упорства, так как поток идущих от нее впечатлений может быть обманчив. Здесь вспоминаются прекрасные слова Оноре Бальзака: «Натура не открывается художнику сразу, сначала она показывает свой первый обманчивый облик, затем следующий и только упорствующим творцам предстает в своем истинном виде». А для этого необходима готовность, многократно не жалея себя, начать все снова, вернуться к началу и работать, с трепетно бьющимся сердцем.

С именем Г. Гейбатова связаны важные этапы истории советского, постсоветского и современного искусства Дагестана. Его творчество отражает историко-культурные процессы национального ваяния. Начав свой творческий путь в конце пятидесятых, он отразил эпоху строительства социализма, выполняя важные социальные заказы. Начиная с первых перестроечных лет по настоящее время, он по-прежнему неустанно трудится в монументальной скульптуре, создавая памятники. Работает в различных видах и жанрах скульптуры: монументально- декоративной и пластике малых форм, в области портрета и станковой скульптуры, по созданию портретной галереи образов современников и деятелей национальной науки, культуры и искусства.

История обозначенных периодов имела сложный, динамичный, многослойный, подчас противоречивый характер. Творческий процесс созидания также претерпевал много трудностей, живой трепетный пульс скульптора подчас испытывал непонимание и неприятие многих чиновничьих установок. Стержнем творчества Г. Гейбатова, его главной формулой был Человек, во всей сложности личности и в тесном контакте ее с обществом. Поэтому свое индивидуальное, неповторимое видение и осмысление мира он стремился выразить в монументальной скульптуре, которая давала возможность языком пластики привлечь людские потоки на площади и улицы дагестанских городов и селений, «говорить» о жизни и подвигах лучших представителей дагестанского народа.

Некоторые работы Г. Гейбатова, выполненные в жанре станкового портрета, обнаруживают тяготение к монументальности, к языку крупной формы, пластическому обобщению. Этим качеством обладают и памятники скульптора, соединившие в себе монументальное начало с психологическим, что составляет особенность его пластики. Критикой уже отмечалось, что нет непроходимой грани между станковым и монументальным, граница между ними зыбка и подвижна. В творчестве Г. Гейбатова это положение находит убедительное подтверждение. Портретная линия, имевшая относительно независимое существование (по Е. Шмигельской), на самом деле определенным образом была связана с его самоутверждением скульптора монументалиста. В связи с чем представляется убедительным вывод Л. Шахмардановой в том, что в его творчестве «прослеживается две взаимообогащающие линии - монументальная скульптура и «камерный портрет».

Последовательность мышления скульптора проявляется в работе по созданию мемориального комплекса «Борцам за власть Советов в Дагестане» (1972г.), сооруженного в Дербенте. Представляется, что для Г. Гейбатова начался период новых открытий, основанных на архитектонике, на ритмических взаимодействиях скульптуры и архитектуры. Тридцать портретных барельефов известных дагестанских революционеров со сложными психологическими характеристиками, выразительной пластикой, среди них Н. Самурский, А. Тахо-Годи, К. Агасиев, М. Дахадаев и другие. Иконография портретов связана не только с похожестью, но и с трактовкой национального духа героя. Благодаря точно найденному масштабу стел, строгости, лапидарности художественного языка они органично вписались в окружающую среду центрального городского сада. Об этом писала Л. Шахмарданова: «С большой ответственностью работая в области станковой скульптуры Гейбат Гейбатов достойно представляет и современное монументальное искусство Дагестана. Незабываемые образы солдат революции, отстоявших завоевания Великого Октября, величие провозглашенных ими идей предстают перед нами в мемориальном комплексе «Борцам за власть Советов в Дагестане», сооруженном в городе Дербенте. В расположении небольших памятников с портретными изображениями дагестанских революционеров наблюдаются строгая последовательность и продуманный порядок. Лаконично решенные вертикали памятников имеют идеальную геометрическую форму прямоугольника.

Портретные барельефы выполнены в бронзе, которая живописно контрастирует с местным дагестанским камнем».

Успехи монументальной скульптуры семидесятых годов были определены, прежде всего большим размахом строительства, реконструкцией городов и селений республики после землетрясения в 1970года. Большую роль сыграло и повышенное внимание к вопросам градостроительства и синтеза искусств, возросшим требованиям к идейно-эстетическим качествам скульптуры, что стало основой подъема творчества скульпторов-монументалистов. Это известные дагестанские ваятели Х-Б. Аскар-Сарыджа, А. Газалиев, Г. Гейбатов, А. Ягудаев, Г. Гимбатов, А-Г. Сайгидов.

Среди созданного в области монументальной пластики можно выделить принципиально важное, впервые осуществленное в национальной скульптуре - драматическое направление поисков, выраженное в многофигурной композиции. Это связано с осуществлением монумента борцам-руководителям революционного подполья Уллубию Буйнакскому, Оскару Лещинскому, Абдул-Вагабу Гаджимагомедову, Абдурахману Исмаилову, Сайду Абдулгалимову, Абдулмажиду Алиеву, расстрелянных в 1919году. Авторы памятника: скульптор Г. Гейбатов, архитекторы Г.А. Захаров и А.Г. Захаров.

Путь к созданию этого монумента был непростой. В 1967 году Г. Гейбатов по собственной инициативе начинает работать в области станковой пятифигурной композиции под названием «Бессмертие», посвященной памяти первых дагестанских революционеров во главе с Уллубием Буйнакским. Эта идея скульптора не давала ему покоя, неустанные поиски в области сложной многофигурной композиции, сначала эскизного и этюдного характера, позднее в области композиционного решения и пластической компоновки пяти фигур, высота каждой около двух метров. Пространственная динамика общего решения обнаруживала связь с мировой художественной традицией, воспринятой через собственное национальное мироощущение. Работа близилась к завершению и естественно с ней ознакомились художники, работники культуры, которые отмечали высокий идейно-художественный уровень произведения и увидели в этой композиции, изначально заложенные в пластике черты монументализма.

Г. Гейбатов открыл новое направление поисков в дагестанском монументальном искусстве, где индивидуально- конкретное органично связано с приемами самого широкого образного обобщения, когда станковизм становится основополагающим началом в монументальном искусстве. Это взаимодействие образных структур станковой и монументальной пластики удачно согласуются с психологической трактовкой образов, что было подчеркнуто специалистами художественного совета.

Памятник был отлит в бронзу на Ленинградском заводе художественного литья, чтобы сократить сроки технического исполнения памятника, в Ленинград выехали лучшие специалисты литейного дела дагестанских заводов, а силами московских рабочих в Махачкале возводится постамент из красного гранита. Трудоемкие процессы были преодолены в кратчайшие сроки силами дагестанских, московских и ленинградских специалистов.

Более десяти лет продолжалась работа по созданию памятника, его торжественное открытие состоялось 18 декабря 1980 года в ознаменовании шестидесятилетия образования Советского Дагестана. Это было значимым событием в культурной и общественно-политической жизни республики. Существо образной концепции монумента выражает многоплановый аспект в постановке идейно-художественных задач и решении многих сложных творческих проблем. Они заключены не только в пластической организации многофигурной композиции, впервые осуществленной в дагестанской монументальной скульптуре, сколько в духовной наполненности, непреходящей ценности личности революционеров - представителей шести различных национальностей народов Дагестана. Расположение памятника в центре города, определило его доминирующую роль в организации пространства новой площади. Монумент не только эстетически обогатил среду, но и приоткрыл страницы национальной истории для жителей и гостей столицы, которые нельзя забывать.
Памятник Сулейману Стальскому в Касумхюре
Принципы новой концепции «продолжающее движение» нашли свое продолжение в станковой композиции «Сулейман Стальский – народный поэт Дагестана». Далеко не сразу приходит скульптор к желаемому результату. Десятки этюдов, пластических набросков из глины, пластилина, листков с рисунками, поисков характерных поз, движений стоящей или сидящей, идущей фигуры поэта находятся в личном архиве мастера. В этих поисках: разные композиции, разные мотивы, но всех их объединяет нахождение «продолжающего движения», который позволяет выразить динамику. В лучших вариантах он пытается найти путь к выражению не только отвлеченно-поэтических черт, сколько земных человеческих. Один из вариантов поиска, композиция «Сулейман Стальский – народный поэт Дагестана» стала экспонатом Пятой выставки «Советская Россия» в 1975году, через год она экспонировалась на всесоюзной выставке «Слава труду». Здесь найдено совсем другое решение, он представлен в полный рост в характерной для него позе, идет медленно, опираясь на самодельный посох. Вся его фигура связана с представлением о поэтической одухотворенности, когда рифмы стихов складываются на ходу и об этом факте вспоминают те, кому довелось общаться с поэтом. Схваченный момент повседневности выражен естественно и правдиво. Жизненная выразительность движения, характерная для С. Стальского, а также портретное сходство рождают единство двух начал в композиции, где проявляются черты, которые связаны с новой концепцией монументальной пластики. Произведение обладает несомненной пластичностью и той монументальной выразительностью, благодаря которым можно рассматривать композицию «Сулейман Стальский – народный поэт Дагестана» как предложение, как эскиз будущего монумента, посвященного поэту, тем более что она была апробирована на многих престижных советских выставках.
Али Алиев
Осень 1995 года была на редкость благодатной в творческой судьбе скульптора. Она ознаменована открытием двух значительных монументов в столице республики. Первый - памятник выдающемуся спортсмену пятикратному чемпиону мира по вольной борьбе Али Алиеву, его открытие состоялось в парке Ленинского Комсомола. Это событие было приурочено к ежегодному международному турниру, по вольной борьбе им. Али Алиева, прошедшему в Дагестане в октябре 1995 года.

Второй - мемориал, посвященный памяти отважным работникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. Он был открыт в центре города, напротив здания Министерства внутренних дел Дагестана, в честь 75-летия празднования этой организации. Оба памятника органично вписались в реальное пространство городской среды и стали его достопримечательностями. Оба монумента не только поддерживают пластические традиции национальной художественной культуры, но и развивают их на новой основе.

В осуществлении этих памятников ценен авторский подход, который проходил от стадии проектирования памятников до исполнения в материале в нужном размере. Огромный художественный опыт и оригинальное дарование скульптора в значительной мере определили их реализацию в кратчайшие сроки.

Два памятника позволяют сопоставить решение сложных творческих проблем различных по своим задачам. Кроме того, помогают проследить два совершенно разных подхода в реализации идейно - художественного замысла, а также «привязке» каждого из них к конкретному реальному пространству.

Многоэтапным и сложным был процесс создания фигурного памятника пятикратному чемпиону мира по вольной борьбе Али Алиеву. Изменение места установки в момент его почти полной готовности естественно создавал риск срыва его открытия в намеченный срок. Ведь городская скульптура, как и любой вид искусства, имеет свою специфику, свои пластические законы и ее нельзя переставить как вазу с цветами. Нужно было в сжатые сроки изменить конструктивно - композиционное решение фигуры, внести коррекцию в организацию пространственной среды, попытаться органично включить скульптуру в общий ансамбль окружающей среды и фасада здания Дворца спорта «Урожай». Много сил отдал скульптор тому, чтобы фигура Али Алиева хорошо вписывалась в пространство, чтобы пластически выразительный силуэт читался со всех сторон. Ведь от этого во многом зависит художественное воздействие монумента.

Али Алиев представлен на верхней ступени пьедестала почета, где стоит он с достоинством, спокойно и уверенно, в спортивном костюме с широкой лентой наград, в характерной для него позе. В скульптуре подчеркнута энергия и решительность спортсмена, целеустремленность и масштабность личности выдающегося спортсмена. Портрет живой, легко узнаваемый, психологически убедительный. Интересно решает скульптор постамент, представляя его в виде спортивного пьедестала, на который поднимаются победители. Строгость и лаконичность его архитектурного решения, сочетается с реалистической убедительностью образа. Постамент окружает площадка, которая задумана автором как ковер, на котором проходят состязания борцов. Дорожка, выполненная из розового гранита, ведущая к пьедесталу почета и органично связанная с ним, по цвету контрастирует с сочной зеленью травы, что обогащает замысел, привнося в него элементы декоративности. Крупные текучие формы бронзы, из которой отлита фигура, сочетаются с розовым гранитом, что сообщает произведению настроение величественности и торжественности.

Совершенно иной ход поисков обнаруживает Г. Гейбатов в памятнике, посвященном памяти отважным работникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга. Если в памятнике Али Алиеву, скульптура раскрыта во внешнее пространство, т.е. наружу, к людям его воспринимающим, то в этом монументе выдвигается пластически замкнутая форма, эмоциональный смысл которой предлагается отыскивать ассоциативно, где-то внутри ее напряженной цельной массы. Черный гранитный куб, окантованный красной лентой Лабрадора, мыслится как захоронение. Отыскивая необычные символические эквиваленты, скульптор строит пластический образ на выразительности рук, бережно ограждающих хрупкое человеческое сердце от всех бед и неожиданностей. Изваянные из бронзы, они - композиционный центр мемориала. По диагонали, с четырех сторон от гранитного куба, на расстоянии восьми метров установлены стелы из красного гранита с высеченными фамилиями погибших. Хорошо читаемые буквы, покрытые сусальным золотом, четко воспринимаются на гладкой полированной поверхности гранита. Отточенная конструктивность деталей подчинена архитектонике целого. Перед вечностью приспущены знамена, выполненные в граните. Применена техника чеканки и выколотки в изображении эмблемы внутренних войск МВД. Многообразно соединив скульптуру с архитектурой, сопоставив различные цветовые и фактурные составляющие, Г. Гейбатов обогатил образную структуру памятника, подчеркнув его трагический смысл.

В 2000 году Г. Гейбатов создает памятник трижды Героя Советского Союза Аметхану Султану для Махачкалы на перекрестке одноименной улицы с проспектом Гамидова, архитектор З.Муртаев. Динамика бюстового памятника передана скульптором благодаря резкому повороту головы и стремительному движению правого плеча, направленному чуть вверх, что создает ощущение полета летчика-испытателя и содержательно связывает его с пространством улицы, носящей его имя. Раскрывая мужественный образ героя, авторы стремились вписать памятник в окружающую среду города таким образом, чтобы он воспринимался со всех точек зрения, приглашая зрителя к круговому обозрению.

Даже при кратком анализе творчества Г. Гейбатова нельзя умолчать о его работе в области мемориальной камерной скульптуры. Это надгробия композитору Г.Гасанову, секретарю Обкома партии Ш.Исмаилову, полковнику Заманову, врачу Алкадарскому, ученому фольклористу Ахлакову, хирургу Р. Аскерханову, художнику Ю.Моллаеву, Герою Советского Союза Н.Алиеву, работнику просвещения и образования Н.Ахмедову, управляющему Госснаба К.Рамалданову, экономисту А.Даштиеву, надгробные мемориалы Шихсаидову и Али Алиеву и многим, многим другим. Созданные в разные годы, из различных материалов надгробные памятники представляют собой многообразные композиционные решения. Не один памятник не повторяет другой, а их насчитывается более тридцати. В них выражена тема безвременной гибели или скорбь ухода человеческой жизни. И в каждом надгробии живет частица души художника, ибо каждый раз, создавая образ или символику трагического события, скульптор воспринимал его через свое сердце. Ощущая окружающий мир в динамике, Г. Гейбатов и человеческую природу видит в постоянном движении, изменении. Поэтому в его надгробиях есть глубокая грусть, печаль, но нет болезненного надрыва. Скорее в них воплотилась мысль самого скульптора о том, что жизнь ушедших не была напрасной, не прошла бесследно, она вечна в памяти людской.

Печать индивидуального мастерства отличает надгробия, выполненные скульптором Г.Гейбатовым. Их эстетико-художественная выразительность строится на использовании различных материалов с богатой игрой разнообразных фактур, с включением национального орнамента, декора, символики.

Нельзя не сказать о творчестве скульптора, направленного на эстетико-художественную организацию городской среды столицы республики. Пожелания многих общественных организаций увековечить память выдающихся государственных, общественных деятелей, а также представителей дагестанской науки, культуры, искусства в форме мемориальной доски на домах, где жили или работали лучшие люди нашей республики.

В последнее время, накануне своего семидесяти пятилетия скульптор принял участие в конкурсе по созданию памятника народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову, им были разработаны более десяти эскизов будущего монумента. В 2006 году он создал памятник для селения Мекиги в двух вариантах (гранитный и бронзовый) Герою России, генералу Магомеду Омарову, в которых прочитывается мужественный образ человека, с высоким чувством гражданского долга, сильного, волевого командира.
Памятник Сулейману Стальскому в Дербенте, 2015 г.
Памятники, созданные скульптором Г. Гейбатовым, не только дополнили исторически сложившийся облик Махачкалы, но и внесли новые акценты в образ нашей столицы. Монументальная скульптура органично вошла и в пространство дагестанских городов и сел, обогащая их эстетически, раскрывая лучшие качества национальных героев, утверждая идейно-художественный смысл, воспитывая патриотические чувства дагестанцев и чувство ответственности к национальной истории».

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Махачкале открылась выставка лезгинского художника Магомедзерифа Гаджиева

Заслуженный художник Дагестана Октай Алирзаев отметил свое 60-летие

Октаю Алирзаеву присвоено звание «Заслуженный художник Республики Дагестан»

В Москве состоится выставка художника Агул Мусы

Кумыки возрождают культуру

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия