ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Экспедиция в Мацар

О летней экспедиции МД ФЛНКА в древнее лезгинское село Маза

Экспедиция в Мацар

Вид на село Маза снизу 

В августе Молодежный департамент ФЛНКА организовал экспедицию к старинному селению Маза в Ахтынском районе. С конца советской эпохи горный аул стал заброшенным - все жители спустились на равнину, лишь две семьи остались вести хозяйство посреди горного лабиринта у подножия Главного Кавказского хребта. Подробнее читайте в материале участника экспедиции Малика Бутаева.

Находящееся в Ахтынском районе село Маза сегодня переживает период, когда оно считается «живым» лишь за счёт энтузиазма двух семей. К тому же их дети также не проживают в селе, поэтому мы имеем дело с жителями села старшего поколения.

Справедливости ради отмечу, что эти семьи не остались наедине со своими проблемами и стремлением жить в родовом селе. К ним периодически приезжают родственники, которые помогают им по хозяйству, в частности, в сборе и перевозке сена, оказывают и финансовую помощь. Всё это значительно смягчает и без того суровую повседневную жизнь в селе. С точки зрения инфраструктуры и связи, село близко к изолированному состоянию. Дорога от села Смугул до Мазы обрывается в нескольких сотнях метрах до самого села Маза.

Экспедиция в Мацар

 Старинный мост по дороге Смугул-Маза

Проблема и в том, что автомобильная дорога проходит по правому берега мазинской реки (далее в тексте – Мацар-вац), тогда как Маза находится на левом берегу. Мацар-вац река достаточно бурная, прохождение вброд требовало осторожности. По своему опыту отмечу, что требуется выбор места прохождения вброд, т.к. в некоторых местах река более глубокая и течение быстрее, отчего есть риск потерять равновесие. В плане связи, село Маза и дорога к нему, это почти изолированный участок, где не каждый оператор связи и антенна не каждого телефона способна поймать хотя бы минимальную для звонка связь. Сеть Интернет здесь и вовсе отсутствует, как и электроснабжение. Вместо этого мазинцы пользуются бензиновыми генераторами. Дома отапливаются как и встарь, кизяками.

Вода реки Мацар-вац немного мутная, но пригодная для питья. Рядом с селом Маза находится несколько источников воды, расположенные как на склоне горы у села, так и на противоположной стороне. Стекающая с источников вода прозрачная, а некоторые из источников имеют и целебные свойства. Так, один из источников находящийся на противоположном берегу от села, полезен для людей, страдающих из-за камней в почках. По словам жителей села Маза, «диета», основанная на питье из этого источника, которая может длиться до недели, приводит к очищению почек от камней. Об этом источнике можно встретить упоминание в книге «история села Маза».

Экспедиция в Мацар

Вид на палатку пограничников и на родник с целебной водой (возле деревьев), на противоположном берегу от Мазы 

Сельские источники, расположенные на склоне села Маза, традиционно были поделены по квартально-родовому принципу. В центральной части села расположен Мацар-булах – сельский источник для жителей центра села, которым пользуются нынешние мазинцы. Мацар-булах представляет собой резервуар, сложенный из камня. Со слов мазинцев, резервуар способен хранить в себе до 150 литров воды. Резервуар наполняется водой из горного источника. 

Говоря о внешнем облике села, нужно отметить, что нежилые дома переживают медленное разрушение и зарастание травой, колючками и другими видами сорняков, ускоряющих процесс разрушения. Архитектурный облик села Маза показывает, что жители села владели довольно хорошими навыками строительства. В селе имеются несколько крупных домов, некоторые из них по-видимому были трёхэтажными. И хотя сегодня состояние этих домов плачевное, тем не менее, их облик ещё даёт нам представление о величественности домов. К сожалению, мне удалось узнать о хозяевах только одного из грандиозных домов села Маза.

Экспедиция в Мацар 

Квартальная мечеть в восточной окраине села

Экспедиция в Мацар

 

Экспедиция в Мацар

Высокие дома вблизи и с противоположного берега

Экспедиция в Мацар

Один из крупнейших домов села принадлежал тухуму Урдухановых (Урдуханар), которые были известны в селе как тухум мастеров-строителей.


Архитектурный облик их дома действительно обращает на себя внимание работой мастера. Дом отличается гладкостью камней, входной аркой высотой выше двух метров и качеством строительства стен. Дом Урдухановых сохранился лучше всех из числа заброшенных домов села.

Экспедиция в Мацар

Сельская площадь села Маза


Их дом находится в центральной части села, окна их дома выходят и на сельскую площадь (ким). Сельская площадь использовалась мазинцами как свадебная площадка. Вплотную с сельской площадью граничила площадка по молотильне зерна.

Со слов жителей Маза, в селе помимо джума-мечети было еще 4 квартальных мечетей, однако, помимо джума-мечети, мне удалось распознать только одну из квартальных мечетей. Эти мечети так же можно отнести к числу архитектурных достопримечательностей села. Так, например, джума-мечеть изнутри состояла из трех внутренних арочных подпорок. Кибла мечети направлена прямо на противоположный берег реки Мацар-вац, т.е. на юг.

Экспедиция в Мацар 

Бывшая джума-мечеть села Маза 

К западу от центральной части села, ниже Хурюгского квартала расположена бывшая Мазинская школа, чуть выше над школой располагался интернат для детей из окрестных сёл, учившихся в мазинской школе.

Экспедиция в Мацар

Мазинская школа

Мной были обнаружены 5 мостов, как разрушенных, так и сохранившихся. Первый замеченный мной находится на окраине села Маза, рядом с бывшим интернатом и школой.

Экспедиция в Мацар

От этого моста и далее в противоположную сторону от села (в сторону Смугула), пролегает тропинка. По-видимому, это один из прежних левобережных маршрутов мазинцев, который вёл к их пастбищам, а возможно и к самому Смугулу. По крайней мере, во время похода по автодороге из Смугула в Маза, мной были замечены заброшенные дома из речного камня на противоположном берегу реки Мацар-вац. 

Экспедиция в Мацар

Дома на противоположном берегу от автодороги Смугул-Маза

Третий (не сохранившийся) мост находился на западной окраине села Маза возле Хурюгского квартала.
Остатки моста видны в левом нижнем углу. В правом верхнем углу – Хурюгский квартал
 
На восточной стороне моста начинается Хурюгский (хуьруьг) квартал. Как повествует сельское предание, жители Хурюгского квартала являются переселенцами из другого села (возможно из села Хрюг), поэтому их квартал образовался на окраине Мазы.

На юго-западной окраине села, близ спуска к реке Мацар-вац, есть зиярат Сфи-Бубы, который жил предположительно в XVIII-м веке. Имя его – Сфи-Буба, по-видимому прозвище, в котором «сфи» - сокращенное арабское «суфи». По преданию Сфи-Буба был набожным человеком, он часто делился своей пищей с наиболее бедными односельчанами, лечил израненных в горах туров. Сфи-Бубе также приписывают посадку деревьев в окрестностях Мазы. По преданиям в Мазе не было деревьев, но Сфи-Буба принёс саженцы деревьев и посадил их на окраине села. Сам Сфи-Буба по преданию пропал без вести, после своего очередного похода в горы он так и не вернулся и мазинцы не смогли найти его, однако сельчане нашли в горах плащ, который носил Сфи-Буба. Этот плащ закопали возле деревьев, посаженных Сфи-Бубой, после чего место захоронения плаща Сфи-Бубы стало культовым местом для мазинцев, почитая Сфи-Бубу как святого. Жители Мазы верили, что, придя на это место можно испросить о помощи у Сфи-Бубы и он сможет помочь.

Есть одна легенда о  конфликтных отношениях мазинцев и курушцев. По словам (), он видел в детстве торчащие из-под земли большие кости на поле к востоку от сельского кладбища, где и поныне мазинцы собирают сено. Как сказал (), он спросил у своего дедушки о происхождении этих костей, и его дедушка рассказал такой случай:
Были времена, когда мазинцы патрулировали подходы к своему селу из-за угрозы нападения жителями соседних сёл. В окрестностях Мазы располагались точки дозора, на месте которых посменно дежурили мазинские мужчины, на месте дозоров как правило располагались и груды веток для сигнального огня о приближающемся враге. В один из дней того периода, с восточной стороны села прибыл отряд курушцев, однако дозорный на этом участке не заметил их т.к., возможно, спал. В любом случае получилось так, что дозорные на том участке, куда пришли курушцы, заметили врагов слишком поздно и не успели сообщить сельчанам и отступить к селу. Между курушцами и дозорными завязался неравный для последних бой. Но во время боя мазинцы успели увидеть сражающихся и подготовились встречать курушцев. После убийства дозорных, курушцы направились к селу где завязался бой уже с мазинским ополчением. Теперь бой получился неравным уже для курушцев и они отступили. После отступления курушцев мазинцы похоронили своих павших односельчан, но оставили незахороненными тела убитых курушцев. Сами курушцы из страха перед мазинцами не возвращались за телами своих односельчан. Через три дня после битвы, когда тела убитых начали гнить и источать трупный запах, мазинцы решили захоронить тела курушцев и их убитых лошадей. Для этого мазинцы вырыли большую яму недалеко от кладбища и подобно братской могиле, скинули туда тела людей и лошадей. В каком году это случилось () не знает, но на мой взгляд, эта история могла случиться после гибели мазинских сборщиков дани, т.е. вероятно, что это случилось в XIX-м веке.

Экспедиция в Мацар

Вид на сельское кладбище Маза из Къарши
 
Из окрестностей села можно отметить несколько примечательных мест. Первая из них – это поле Къарши, оно расположено напротив села Маза на противоположном берегу реки Мацар-вац. 

Экспедиция в Мацар 

Вид на поле Къарши 

Над этим полем возвышается гора Нисин пел (Дословно: полуденный лоб), своё название гора получила за то, что полуденное время выпадает на нахождение солнца над этой горой.

Экспедиция в Мацар

Гора Нисин пел 


 
К юго-востоку от Мазы видна гора ЧIулав сув (Чёрная гора), вид горы говорит сам за себя о причинах такого названия, его вершина действительно черного цвета.

Экспедиция в Мацар

Гора ЧIулав сув
 

Жилые дома, в которых проживают мазинцы, находятся в верхней части села. Дом () соседствует с заброшенным домом тухума Алимирзеяр, на втором этаже балконной части которого расположены пчелиные соты.
 

[thumb]http://flnka.ru/uploads/posts/2017-10/1508599223_18.jpg[/thumb]

Дом тухума Алимирзеяр

 

Говоря об артефактах, жители Мазы и их родственники с сожалением отметили, что я со своей просьбой опоздал на 2 года. По словам Казихана, их односельчанка собирала все старинные вещи в селе под благовидным предлогом, что вещи собираются для будущего школьного музея села (возможно он имел ввиду Бут-Казмаяр). Но как позднее стало понятно, их односельчанка распродала мазинские раритетные вещи коллекционерам, любителям антиквариата. Сохранили только один камень, который жена () по имени () оставила себе и несмотря на уговоры, не захотела отдать мне, чтобы я мог передать его в Ахтынский краеведческий музей.

Экспедиция в Мацар

Малик Бутаев

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Калук

Смугул. В центре Ахтынского района

Окаймленный лесами Камарван

В зелени горных террас

Сёла – «Призраки»

Комментарии (0)