Очередное обострение курдского вопроса
Анкара выбрала силовой вектор политики в ближневосточном регионе
Вот уже третью неделю одной из ведущих тем мирового медиа-пространства становится военная операция вооруженных сил Турции против Курдской рабочей партии. 24 июля турецкие истребители нанесли авиаудары по целям на территории, контролируемой боевиками ИГ в Сирии, а также позициям курдов – в том числе беженцев.
Воздушная операция началась на следующий день после перестрелки на турецко-сирийской границе, в результате которой погиб турецкий военнослужащий и был уничтожен один боевик. Атаки турецких вооруженных сил осуществляются как с воздуха, так и посредством артиллерийских обстрелов.
Примечательно, что после убийства, совершенного боевиками ИГ, под раздачу турецкой авиации попали как позиции ИГ, так и Курдской рабочей партии. Очевидно, в свете многочисленных обвинений в связях с ИГ, Турция под риском потери лица была вынуждена атаковать позиции ИГ, а курдские позиции решили атаковать под шумок.
В свете этих событий обе стороны объявили о том, что достигнутое в 2012 году Соглашение о прекращении огня Курдской рабочей партии с Турцией утратило силу. Официально турецкое руководство заявило, что атаки по курдским позициям ставили своей целью защиту национальной безопасности турецкого государства.
Однако данная версия слабо выдерживает критику. Если КРП действительно представляет столь серьезную опасность интересам национальной безопасности Турции, то для чего тогда вообще правительство Эрдогана заключало с ними соглашение о перемирии?!
Реджеп Тайип Эрдоган
Более того, сейчас, когда курды полностью заняты борьбой с ИГ и отвлечение своих сил и ресурсов на борьбу с кем-то еще (с Турцией) представляется безумием, курды наименее всего представляют опасность для Турции.Также можно отметить, что достигнутое с курдами соглашение могло бы стать еще крепче и надежнее, если Турция оказывала поддержку курдам в борьбе с ИГ. Безусловно, в этой поддержке обнаруживается большой потенциал к закреплению хороших турецко-курдских отношений.
Однако, Анкара выбрала другой вектор политики в регионе. Но что стоит за выбором Анкары и новым витком турецко-курдского конфликта?
Существуют разные мнения по поводу того, почему вдруг Анкара решила приступить к атаке на курдские позиции. Одной из наиболее вероятных является версия, что турки намеренно ослабляют позиции курдов, так как те на данный момент являются самыми успешными борцами с ИГ. Активность курдских бойцов наносит большой урон террористам.
Башар аль-Асад
А между тем, ИГ является наиболее опасным врагом режима сирийского президента Башара аль-Асада, которого столь отчаянно хочет свергнуть северо-атлантический альянс, к которому принадлежит и Турция.Таким образом, слишком интенсивная борьба курдов с ИГ ослабляет ее потенциал, который оно могло бы использовать против Асада. Будучи враждебно настроены к этой террористической организации, в Турции, как и в НАТО и странах Залива, не хотят ее разгрома, так как это наиболее сильный противник режима Асада, которому не нужны ни мандаты ни санкции ООН на ведение боевых действий в Сирии.
Против ИГ борются войска, лояльные Дамаску; возглавляемая США коалиция; иракская армия; сирийские повстанцы, шиитские ополченцы и курдские отряды самообороны.
Таким образом, поддерживая ИГ в обход международного права, Запад и его региональные союзники получают рычаг, с помощью которого они могут эффективно бороться с режимом Асада.
В пользу подобного объяснения говорит и то, как Турция в прошлом году неохотно согласилась пускать своих граждан курдов в Сирию для поддержки своих соплеменников, воюющих с ИГ.
Жесткой критике президента Турции Реджеп Тайипа Эрдогана подверг сопредседатель немецкой партии Зеленых турецко-черкесского происхождения Джем Оздемир. «Мы не можем закрыть глаза на то, как страна, которая еще вчера стремилась в ЕС, при Эрдогане превращается в Мини-Пакистан с авторитарным правителем» - отметил политик.
Джем Оздемир
Он упрекнул турецкого президента в нежелании реально бороться с ИГИЛ. Сопротивление, оказываемое Турцией террористической организации, Оздемир назвал символическим, а также отметил, что по некоторым данным, Эрдоган и вовсе оказывает ИГ поддержку.Являются ли нынешние турецкие атаки попыткой навсегда покончить с курдским сепаратизмом? Вряд ли. Наивно полагать, что столь стойкий противник, борьба с которым идет не одно десятилетие, вдруг резко падет, а идея единого курдского государства вдруг сойдет на нет.
Очевидно, дело здесь действительно в том, чтобы ослабить боевой потенциал КРП, с тем чтобы она наносила меньший урон ИГ.
Примечателен и тот момент, что атаки турецкой авиации последовали не после теракта в городе Суруч, где погибло 32 человека и более ста оказались ранены, а после убийства двух турецких солдат на границе.
Также следует рассматривать в этих действиях и некое послание курдам, с тем чтобы они ограничивались оборонительными действиями и не вели более интенсивных боев. Как бы там ни было, точечными локальными ударами Турция не сможет заметно ослабить военный потенциал курдов.
Для достижения более значительных результатов Анкаре придется вести массированные бомбардировки курдских позиций, что вызовет осуждение мирового сообщества. Так как в данном случае скрыть намерение поддержать ИГ ослаблением курдов не получится никак.
Магомед Абдуллаев
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
"Ястребы свободы Курдистана" взяли на себя ответственность за взрыв в Анкаре
Во время подрыва микроавтобуса в Турции погибло 11 полицейских
Турецкие истребители атаковали позиции ИГ и курдов
Турецкие курды денонсировали соглашение о перемирии с Анкарой
В Турции курды провозгласили автономию со столицей в Диярбекире