Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Скандальный апофеоз Абдулатипова

Эхо провала юбилея Дербента отозвалось по всему Северному Кавказу

 

В постюбилейную неделю не было в России СМИ, которое не посвятило бы свои полосы и эфиры анализу того, как прошел праздник Дербента, в течение года подававшийся как «празднование общероссийского масштаба».

Оно и понятно. Поскольку, юбилей Дербента должен было стать первым в постсоветской истории событием всероссийского масштаба, проведенным в Дагестане. Для республики это был шанс одним разом изменить имидж самой преступной и терроризированной республики страны.

Однако, как пишет журнал «Эксперт», «для главы Дагестана Рамазана Абдулатипова 2000-летие города стало, прежде всего, поводом для «ковровой» зачистки политического поля в республике, из-за чего подготовка к празднику была фактически провалена».

«Руководству Дагестана не удалось сделать юбилей Дербента полноценным событием федерального уровня – вопреки ожиданиям, президент Владимир Путин на празднование, состоявшееся 19 сентября, не приехал», - пишет издание. 

Политизация провалила праздник

По данным российских СМИ, после того, как в конце 2012 года Владимир Путин подписал указ о праздновании юбилея, казалось, что самое сложное – убедить федеральный центр в необходимости такого события – позади.

Поскольку на убеждение федерального центра в этом ушло без малого три года. И казалось, что остаётся самое малое – лишь решить чисто хозяйственную задачу – подготовить город к празднику. 

«Однако дело быстро приобрело политический оборот: подготовка к юбилею шла на фоне острой борьбы за власть в Дербенте и в Дагестане в целом, и это напрочь испортило сам дух праздника. 

Вместо консолидации региональной элиты, по определению предполагаемой подобными поводами, Дагестан лишь подтвердил репутацию одного из самых скандальных субъектов федерации», - пишет российский журналист Николай Проценко.

О факторе главы Дагестана в праздновании торжеств в Дербенте журнал «Эксперт» пишет: «Юбилей Дербента Рамазан Абдулатипов явно рассматривал как некий собственный аналог Олимпиады в Сочи, в преддверии которой он возглавил Дагестан». 

Нарождение скандала

Скандал этот начал нарождаться с того момента, как всего через несколько недель после президентского указа о праздновании юбилея Дербента в Дагестане вместо главы Магомедсалама Магомедова был неожиданно назначен Рамазан Абдулатипов.

Абдулатипов, не успев появиться в республике, заявил во всеуслышание, что он «спас дагестанцев от рабства» и намерен «очистить Дагестан». Весьма кстати пришлась для Абдулатипова атака федеральных силовиков на лидеров дагестанских кланов.

Под прикрытием федеральных силовиков, которые бросили лучших специалистов на аресты и отстранения самых одиозных клановых лидеров, вроде Саида Амирова, Магомедгусена Насрутдинова и Сагида Муртазалиева, Абдулатипов начал «свою войну».

Его уровня как главы республики хватало на то, чтобы развернуть атаку лишь на неугодных министров и глав районов и ряда городов республики. Однако, «его война» странным образом оказалась очень избирательной.

Поскольку самому большому давлению подверглись районы и города Южного Дагестана. А лидерам городов Северного Дагестана, таким как мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, Абдулатипов предоставил режим наибольшего благоприятствования. 

«Сломив сопротивление глав в ключевых муниципалитетах Южного Дагестана, Рамазан Абдулатипов, что называется, вошёл во вкус, - пишет Николай Проценко, - При этом он демонстративно противоречил своим же декларациям о том, что чиновники, слишком долго занимающие свои должности, должны их покинуть».

Наибольшему давлению со стороны Абдулатипова подвергся глава Дербента Имам Яралиев, которого журнал «Эксперт» назвал «одним из главных «отцов» чаемой победы», то есть юбилея,  готовящегося стать грандиозным событием федерального масштаба. 

Обезглавленный Дербент

Рамазан Абдулатипов, как глава Дагестана, которому Президентом России было оказано столь высокое доверие, вместо скрупулезной подготовки города и республики, предпочел «совершать постоянные наезды и упрёки в адрес мэра Дербента Имама Яралиева, фактически потратив на это весь последний год», - пишет главред «Черновика» Маирбек Агаев. 

«Как результат, задачи максимум – снятия градоначальника с должности и, возможно, недопущения его к празднованию – они добились, а все неудачи подогнали под «пока так, а лучше – отметим позже», - отмечает Агаев.

В результате Дербент встречал 2000-летие без постоянного главы. «Самым неприятным последствием стало то, что порядком запущенный город так и не удалось как следует подготовить к приёму высоких гостей – благоустройство коснулось лишь нескольких центральных улиц и крепости Нарын-кала», - пишет «Эксперт».

«Зато в наглядной агитации с портретами и сентенциями Рамазана Абдулатипова и в Дербенте, и в Махачкале, и в других местах Дагестана нехватки нет», - отмечает журнал в своем аналитическом материале.

Юбилей уровня Дня города

В итоге, Владимир Путин, которого ждали в Дербенте до последней минуты и даже специально привезли на праздничный концерт его любимую группу «Любэ», на юбилей не приехал, предпочтя вместо Дагестана посетить военные учения «Центр-2015» в Оренбургской области.

По данным российских аналитиков, на это решение повлиял последний предпраздничный визит в Дербент главного федерального куратора торжества – полпреда президента в СКФО Сергея Меликова, который остался крайне недоволен увиденным. 

При этом, как пишет краснодарский журналист Николай Проценко, бБез Путина юбилей Дербента скорее напоминал День города в расширенном формате. Причем, сравнение юбилея, должного стать общероссийским событием, именно с Днем города – самое точное и популярное у аналитиков.

К примеру, об этом же пишет дагестанский обозреватель Магомед Магомедов: «Юбилей, к которому готовились годами, прошёл по сценарию типового дня города или района, с трудом сумев достичь праздника республиканского масштаба». 

«Замах на нечто грандиозное, чтобы можно было сказать: «Это был праздник всероссийского масштаба!» – не оправдался. Поэтому не стоит удивляться, что в Дербент не прибыли Путин, Медведев, Матвиенко. 

Туда, судя по хронике, не прибыл даже Магомедсалам Магомедов, не говоря уже о Керимове или братьях Магомедовых. Масштабные люди посещают масштабные мероприятия. Это закон!», - пишет обозреватель.

Анти-лезгинские мотивы

Журнал «Эксперт», кстати, одним из немногих уделил внимание и самому чувствительному моменту в праздновании юбилея для народов Южного Дагестана: «Неприятные моменты в ходе подготовки к юбилею Дербента возникли и в связи с принципиально значимым для Дагестана национальным вопросом». 

«Дербент всегда славился как перекресток разных культур и религий, но предпраздничные события давали немало поводов для конфликта интересов двух основных этнических групп города – лезгин и азербайджанцев», - пишет издание.

«Первой ласточкой» ещё два года назад стали планы по переименованию улицы Советской в улицу имени покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева – таким было желание азербайджанской стороны, обещавшей городу немалые предъюбилейные инвестиции. 

Однако это предложение мгновенно вызвало протест части лезгинской общественности на том основании, что лезгины, значительная часть которых живёт на севере Азербайджана, фактически не признаются руководством этой страны как отдельная нация. 

Масла в огонь подлила и отставка Имама Яралиева, который традиционно считался выразителем лезгинских интересов. После этого все ключевые посты в городе временно оказались закреплены за азербайджанцами – Азади Рагимовым и его однофамильцем, главой городского собрания Мовсумом Рагимовым. 

И хотя последний имел репутацию человека из команды Яралиева, многие лезгины очень болезненно восприняли отсутствие представителей своего народа во главе Дербента в дни юбилея, особенно после неожиданного отказа Гаджимета Сафаралиева стать главой города. 

Равно как и вопрос о подлинном возрасте Дербента: лезгины считают себя наследниками античного государства Кавказская Албания, которое, как минимум, на 200 лет старше официально признанного возраста Дербента, не говоря уже о том, что город (хотя и под другим названием) упоминался ещё раньше у древнегреческого историка Гекатея Милетского (VI век до нашей эры), - пишет «Эксперт».

Действительно, в преддверии юбилея Дербента Рамазан Абдулатипов сделал несколько знаковых жестов в сторону южного соседа. При этом тема статуса дагестанских народов (причём не только лезгин) в Азербайджане по-прежнему остаётся фактически закрытой на межгосударственном уровне. 

Обнадёживает одно: решением российского правительства юбилейная программа продлена до 2018 года, и быть может, что-то из первоначально задуманного удастся воплотить в жизнь. 
Правда, при действующем главе Дагестана на это сильно рассчитывать не приходится, - пишет издание.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

С 19 сентября вводится особый режим посещения Дербента

Единый День культурно-исторического просвещения прошел в Докузпаринском районе

Меликов: финансирование Дербента будет зависеть от организации юбилея

Основные мероприятия в честь 2000-летия Дербента пройдут 19 сентября

2000-летие Дербента отметят и в Париже

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 30 сентябрь 2015 19:10

Цитата: Сукхандаров
Стхаяр! Давайте создавать Лезгистан!!!!

Для начала надо избавиться от главного врага


Комментарий #1, дата: 27 сентябрь 2015 19:17

Стхаяр! Давайте создавать Лезгистан!!!!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия