Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Взлетит ли снова цезский орел

Дидойский народ отстаивает свое право на самоопределение


Дагестан - уникальное место, это Страна сотен неприступных гор, десятков народов и языков, сотен диалектов и сельских общин. Именно в разнообразии культур, традиций и обычаев заключается главное богатство этого сурового и очень красивого края.

Славные сыны Дагестана своим героизмом, отвагой, талантом и знаниями веками прославляют свою Родину и свои народы далеко за ее пределами.

Крупные народы Дагестана хорошо известны, их история, культура и языки хорошо изучены, с ними считаются, они обладают официальным статусом, их языки преподаются в школах, на этих языках издаются печатные издания, выпускаются СМИ и это дает им надежду на будущее.

Подобными правами обладают 14 народов Дагестана: лезгины, аварцы, даргинцы, лакцы, табасараны, агулы, рутулы, цахуры, кумыки, чеченцы, русские, ногайцы, таты и азербайджанцы. В итоге такой «кривобокой» национально-государственной политики обделенными оказались десятки коренных народов нашей республики, среди которых есть достаточно многочисленные, насчитывающие десятки тысяч представителей.

Так, на самом западе Дагестана проживает группа цезских народов, общая численность которых достигает нескольких десятков тысяч человек. В состав этой группы входит пять этносов - бежтинцы, гунзибцы, гинухцы, хваршины и собственно цезы (дидойцы), крупнейший представитель этой ветви дагестанских народов. О них, как раз, и пойдет наш сегодняшний разговор.
Селение Зехида
Орлы Дагестана

Цезы или дидойцы (самоназвание цези) - коренной горский народ запада Дагестана. Согласно народной этимологии, самоназвание народа «цези» происходит от цезского слова «цей» [орел], что вероятно связано с полузабытыми мифологическими представлениями горцев о почитаемых образах-тотемах.
 
Необходимо сказать, что присутствие тотемического элемента в этнических наименованиях Кавказа довольно распространенное явление, вспомнить хотя бы название субэтнической группы аварцев - цумадинцев, чье наименование, по-видимому, также связано с образом орла, - для сравнения аварское слово «цIум» [орел]. Аварцы называют цезов «цIунтIал» (для сравнения андийское «цIун» [орел]), грузины «дидо», откуда происходит второе название народа - дидойцы.
 
Принято считать, что современные цезы впервые упоминаются античными авторами Плинием Старшим (I век) и Клавдием Птолемеем (II век) как дидури (дидуры) – племя, входящее в состав государства Кавказская Албания.

До середины XI века под названием Дидо была известна довольно крупная конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV века название «дидойцы» становится  чисто этническим понятием.
Селение Кидеро

Вплоть до середины XIX века дидойцы сохраняли свою независимость, образуя общество в нагорном Дагестане. Об этом говорит, в частности, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
 
С приходом царской армии на Кавказ в жизни дидойцев произошли трагические события, повлекшие за собой упадок местной дидойской цивилизации.
 
В 1857 и 1858 годах русский генерал Ипполит Вревский предпринял несколько экспедиций против непокорных дидойцев, в рамках которых он разорил до основания горские аулы, взял штурмом три каменных укрепления с орудиями.
 
«В течение одной недели дидойское общество, житница всего Анкратского Союза, обращена была в груду камней и пепла: 23 аула, все хлеба и посевы были совершенно истреблены. Семейства дидойцев, скитавшиеся в течение трех месяцев в лесах и ущельях и претерпевшие все возможные лишения, нашли в своих аулах одни только дымящиеся развалины.
 
Дидойцы, лишившись своих жилищ, имущества и всех посевов, понесли весьма значительную потерю убитыми и ранеными. Более тысячи душ перешло в наши пределы, а остальные или должны прибегнуть к защите нашего правительства, или же оставить вовсе вековые свои жилища и выселиться вглубь Дагестана», - такое описание дается тем трагическим дням в литературном и общественно-политическом журнале «Отечественные записки» от 1859 года.
 
В 1859 году после разгрома учиненного императорской армией дидойцы окончательно изъявили покорность России. 
 
Селение Тлядал

С образованием единого Дагестана в составе Российского государства проблемы многострадального цезского народа возобновились с новой силой.
 
Так, в 1944 году практически все дидойцы были переселены из Цунтинского района в Веденский район, присоединенный к Дагестану после депортации чеченцев и упразднения Чечено-Ингушской АССР.
 
Вот как о тех событиях рассказывал бывший руководитель Национальной культурной автономии дидойцев Магомед Гамзатов: «В 1944 году дидойцы были изгнаны со своих земель в труднодоступном горном Цунтинском районе в Чечню, их дома сожжены, чтобы они не могли вернуться. Во время депортации, по разным данным, от 50 до 70% дидойцев умерли от малярии, голода и холода. Тех, кто смог обустроиться в Чечне, во время хрущевской оттепели повторно депортировали – вернули в Цунтинский район, в сожженные села».
Селение Шапих
Язык, численность и расселение
 
Дидойцы разговаривают на цезском языке, входящем в цезскую ветвь дагестанских языков. Традиционно его объединяют в аваро-андо-цезскую ветвь, однако даже беглый анализ лексического материала позволяет заметить, что цезские языки имеют достаточно уникальных особенностей для выделения их в отдельную ветвь на ряду с аваро-андийской, лезгинской, лакской и даргинской.
 
Число носителей языка по официальным данным составляет более 12 тысяч человек. По данным же представителей цезской интеллигенции, их численность превышает 20 тысяч человек. При это, если сравнивать переписи 2002 и 2010 годов, численность цезов уменьшилась более, чем на 3 тысячи человек.
 
Место проживания цезов в горах западного Дагестана называется Дидоэтия, включающая территории современных Цунтинского и частично Цумадинского района. Кроме того, цезы составляют часть населения нескольких сел на равнине Дагестана в Кизлярском, Кизилюртовском и Хасавюртовском районах. 
 
Селение Хупри
О проблемах цезов
 
В 1957 году вернувшиеся в свои разрушенные аулы дидойцы и другие малые горские народы запада Дагестана при активном участии тогдашнего главы республики Абдурахмана Даниялова были записаны аварцами.
 
С того самого момента началось подкрепленное «наукой» доминирование аварского языка и культуры в местах компактного проживания цезов, что потянуло за собой этническую дискриминацию дидойцев.
 
По словам самих цезов, их проблема достигла своего апогея. Коренной малочисленный народ стал жертвой националистической политики представителей политической элиты более крупного аварского народа, в результате которой самобытный древний этнос оказался на грани полной ассимиляции и исчезновения.
 
По мнению известного этнолога, член-корреспондента РАН Сергея Арутюнова, утверждение, что аваро-андо-цезы суть единый народ – это, мягко говоря, преувеличение. «Это особые народы, которые хотели бы вместе с другими народами Дагестана развивать свою самобытность. Но им в этом мешает аваро-даргинский истеблишмент. Ведь если позволить андийцам, цезам, ботлихцам заявить свою самостоятельность как народностям, число аварцев уменьшится на 100 тысяч человек», - добавил эксперт.
 
По утверждению обозревателя «Независимой газеты», именно упорным нежеланием аваро-даргинской политэлиты признавать наличие в Дагестане андийцев, дидойцев, кубачинцев, кайтагцев и других в качестве самостоятельных, реально существующих народностей, объясняется и страх дагестанской власти принять, в конце концов, закон «О языках».
 
«Они просто не смогут это сделать в обозримой перспективе. Иначе им придется указать в Конституции полный перечень всех существующих в республике дагестанских языков. Готов ли истеблишмент указать в Конституции существование новых языков, если не признаются их носители – целые народы?»,- добавил Фатуллаев.
 
Учитывая имеющийся ворох проблем, особые надежды представители цезского народа возлагают на деятельность НКА «Дидойцы», переживающую сейчас смену поколений.
 
Так, на днях в Москве состоялась встреча вице-президента ФЛНКА Руслана Курбанова с одним из руководителей НКА «Дидойцы» Хаджимурадом Магомединов. Помимо прочего, в рамках этой встречи стороны обсудили современное состояние цезского народа, а также будущие направления работы этой общественной организации.
Хаджимурад Магомединов
По словам Хаджимурада, с приходом в НКА ряда новых молодых активистов организация вступает в качественно новую фазу своей работы. На этот год ими запланированы несколько культурно-массовых мероприятий, а также общественные обсуждения проблем дидойских народов в Общественной палате Республики Дагестан и других общественных площадках.
 
В частности, речь идет о создании письменности для цезского языка, об обучении цезскому языку в местных школах, о восстановлении и развитии местной танцевально-песенной культуры. Кроме того, цезы возобновляют многолетнюю борьбу за придание им статуса репрессированного народа, а также за признание дидойцев отдельным коренным малочисленным народом РФ.
 
Говоря о взаимоотношениях с аварским народом, Магомединов отмечает, что никаких проблем или конфликтов нет, между представителями этносов существуют добрососедские отношения. «Мы не против аварцев, наоборот мы за дружбу и сотрудничество. Однако мы просим уважать наше право на самосознание. Ведь мы же не виноваты, что являемся цезами, а не аварцами», - заключил член президиума НКА «Дидойцы».
 
В свою очередь, Руслан Курбанов также от имени ФЛНКА пожелал благополучия и расцвета славному цезскому народу.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Законные изменения — Госдума решает проблему коренных малочисленных народов Дагестана

Амиль Саркаров: Почему решили пересмотреть Список коренных малочисленных народов в Дагестане?

В Дагестане пройдет конкурс на лучшую публикацию в СМИ на родном языке

Глава Карелии поручил разработать меры по сохранению национальных языков

Перепись 2010 года: этнический паритет дороже справедливости

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия