Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В ожидании позитивных перемен

Политолог Эдуард Уразаев о перспективах Дагестана на ближайший год

Редакция сайта ФЛНКА предлагаем вашему вниманию интервью с дагестанским политологом Эдуардом Уразаевым, в котором эксперт дает оценку прошедшему году, делится мнением о первых итогах работы Сергея Меликова, а также высказывает предположение о перспективах республики на ближайший год.


Эдуард Каирханович, как бы Вы вкратце охарактеризовали итоги года для Дагестана?


Пандемия и экономический кризис дают основания для того, чтобы оценить итоги 2020 года в мире, стране и Дагестане и как катастрофические, и как умеренно негативные. С таким же успехом его можно назвать и годом с временными небольшими трудностями. Учитывая, что развитие пандемии в Дагестане в мае 2020 года могло действительно пойти по катастрофическому сценарию, но не пошло, и то, что многие отрасли экономики сохранили либо позитивную динамику, либо не просели, как ожидалось, итоги 2020 года для Дагестана можно оценить как умеренно негативные.


В основном негатив связан с объективными обстоятельствами, хотя были и ошибки в управлении. Так, недостаточно решительными были меры по подготовке к пандемии, не преодолели проблемы в строительной сфере, с региональными операторами по уборке мусора, а также с водоснабжением и канализацией.


Поэтому 2020 год запомнится избыточной смертностью, затягиванием строек социальных объектов, отравлениями людей, затоплением городов и вспышками ветеринарных заболеваний. 


В тоже время удалось в целом сохранить управляемость в экономической и социальной сферах несмотря на ограничения на функционирование ряда отраслей и поведение людей из-за коронавируса, а также смену руководства республики. Существенной была также поддержка Дагестана из федерального центра, многие дагестанцы проявили благородство и бескорыстно помогали врачам и нуждающимся. Продолжалась борьба с коррупцией.


Негативный осадок остался от упёртости значительной части земляков в плане неверия в пандемию и зацикленности на конспирологических теориях происхождения и использования коронавируса в интересах "мировой элиты", что привело к несоблюдению требований медиков и властей. С лёгкостью многие наши блогеры и активные пользователи социальных сетей в интернете все беды пытались свалить на руководителей-варягов, забыв о том, что большинство проблем связано с прежними руководителями и объективными причинами.


Голосования по поправке в Конституцию РФ в июле и на муниципальных выборах в сентябре прошли традиционно подозрительно по результатам. В политической сфере сохранилась централизованное управление вокруг вертикали исполнительной власти, что привело к массовой утрате инициативности и ответственности многих руководителей министерств и муниципалитетов. Это проявилось в ходе совещаний Сергея Меликова, многократно спрашивающего у подчинённых министров и глав городов и районов о причинах их пассивности в решении многолетних проблем.


Жители Дагестана в 2020 году подверглись массированному психологическому удару, вызванному ограничениями на их непосредственное общение, соблюдение традиций и проведение обрядов. Уровень тревожности повысился у многих. О всех последствиях массового погружения людей в смартфоны и интернет человечество тоже пока не знает. Поэтому итоги года противоречивые и в чём-то шоковые. Они породили новые серьёзные вызовы для Дагестана, страны и мира.

Главным событием 2020 года в жизни республики стала смена ее руководителя. Какими выдались первые месяцы Сергея Меликова у руля Дагестана?


Сергей Меликов очень активно стал погружаться в многочисленные проблемы Дагестана и пытается их решать в ускоренном темпе. Это проявляется в многочисленных совещаниях и поездках по районам и городам с посещением проблемных объектов.


Однако раскрыться в полной мере и осуществить всё задуманное ему помешали личное  заболевание коронавирусом и серия чрезвычайных ситуаций, вызванных второй волной коронавируса, отравлениями людей, затоплением городов после продолжительных дождей, вспышкой оспы и сибирской язвы у животных, оползнями в горах и сильными ветрами, срывающими электроснабжение населения. Поэтому первые месяцы выдались у Меликова напряжёнными, но в целом удалось сохранить управляемость в органах власти и контроль за ситуацией в регионе.


Для него первые месяцы были плодотворными в плане понимания многих проблем и процессов в Дагестане, а также механизмов взаимодействия федеральных, республиканских и муниципальных органов власти. Это позволит вырабатывать более выверенные решения и планы дальнейшей деятельности.


Можно ли уже сделать выводы о том, что отличает Меликова от его предшественников?


Он более открытый и прозрачный в своей деятельности, чем предыдущие руководители республики. Его энергичность не связана с пустословием или корыстными интересами. Меликов старается говорить более конкретно сам и требует этого же от подчинённых.

Что можно сказать о правительстве, которое возглавляет Амирханов, и многие члены которого по-прежнему работают в статусе врио? Значит ли это, что нас ждет новая волна кадровых перестановок?


Правительство переформатировано перед Новым годом и ещё только-только стало проявлять себя как цельный организм. Тем более, что параллельно идёт переформатирование Администрации Главы и Правительства РД, которое обеспечивает деятельность этого коллегиального органа исполнительной власти. 


Судя по критике Меликовым многих министров, следует ожидать если не волну, то ряд перестановок среди руководителей органов исполнительной власти. Например, 28 января состоялась отставка врио руководителя Агенства по предпринимательству и инвестициям РД.


Как Вы оцениваете процесс развития Дербента? Какие еще центры развития формируются или могут быть сформированы в ближайшие годы в республике?


В целом Дербент развивается в позитивном направлении и новая программа развития города с увеличением финансирования до 28 млрд рублей, а также планы придания ему особого статуса, вселяет уверенность в том, что продекларированные цели будут реализованы. Вместе с тем проскальзывают сообщения, которые показывают сложности осуществления задуманного. Поэтому необходимо поддерживать и качество управления муниципалитетом.


По поводу других центров развития явные перспективы просматриваются в городах Каспийск и Дагестанские Огни, в которых организованы территории опережающего развития (ТОР) и уже реализуются инвестиционные проекты в производственных отраслях. Активизировался и Хасавюрт, но программа его развития ещё формируется. Из районов выделяется Сулейман-Стальский район, в котором без особой рекламы реализован ряд социальных и производственных проектов с помощью меценатов и частных инвесторов.

Чего Вы ожидаете от 2021 года? Каким, на Ваш взгляд, он может быть?


Надеюсь на скорое снятие ограничений из-за коронавируса на передвижение граждан, что для дагестанцев особенно важно в силу ряда экономических и социокультурных причин. Надеюсь также на успешную реализацию утверждённых планов и программ развития республики, которые позволят существенно улучшить ситуацию в промышленности, ЖКХ, строительстве, АПК, торговле, сферах рекреации, услуг и туризма. Надеюсь и на качественное улучшение состава депутатов Государственной Думы от Дагестана и парламента республики в ходе сентябрьских выборов, конструктивные выборы главы республики.


Разбалансировка финансовых и экономических процессов в мире и стране из-за коронавируса повысила степень неопределённости будущего, но в 2021 году так или иначе следует ожидать постепенного возвращения к прежним порядкам и восстановления экономики. Одновременно в Дагестане надо быть готовым к проблемам в сфере ЖКХ, к вспышкам инфекционных заболеваний, к очередному засушливому лету и сильным ветрам, к запретам на купание в море на городских пляжах.


Но в целом в 2021 году дагестанцам стоит ждать некоторого улучшения ситуации и повышения уровня жизни, гарантированного федеральным и республиканским бюджетами. А в 2022 году и далее многое будет зависеть от восстановления или ухудшения международных отношений в мире и нашей страны с государствами Запада. Это обусловит состояние мировых рынков на нефть и газ, а также доступность их для России, что прямо влияет на объём федерального бюджета и возможности оказания помощи в развитии Дагестана.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Состоялась рабочая встреча полномочного представителя Президента России в СКФО Юрия Чайки и Врио Главы Дагестана Сергея Меликова

Врио главы Дагестана С.Меликов: экономику региона нужно удержать на уровне, который был до пандемии

О перспективах Дагестана

О постковидном Дагестане

Что изменилось в республике за 2019 год. Итоги года от РГВК "Дагестан"

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия