Битвы кумыков и лезгин за землю
Как лезгинам Азербайджана бороться за свои интересы?
Кумыкский митинг, посвященный земельным проблемам
В наследство от Российской Империи и Советского Союза множеству народов достались земельные проблемы разной степени сложности и конфликтности. По воле чиновников разделенными государственной границей народами оказались русские, украинцы, таджики, узбеки и многие другие.
Массовые депортации целых народов, насильственное переселение населенных пунктов с мест их привычного проживания способствовали появлению большого количества территориальных споров. Особенно остро земельная проблема стоит в Дагестане.
В республике, которую своей родной считает более 30 народов, нет, практически, ни одного района, где бы не было бы споров и конфликтов за землю. Непрофессиональная деятельность чиновничьего аппарата на протяжении последних 150 - 200 лет привела к тому, что общество Дагестана в данный момент находится как "на пороховой бочке", поэтому по традиции об этом принято не говорить.
В последнее время наблюдается увеличение степени недовольства своим положением у кумыков. Дело в том, что 12 апреля 1944 года постановлением Совета народных комиссаров Дагестана были переселены жители трех кумыкских поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент на земли депортированных чеченцев.
Памятник шейху Султанмуту в поселке Тарки
Земли эти в народе именуются Караман (черные камни). Как утверждают сами кумыки, из прежних 20 тыс.га у них ныне остались 160 га; земли Карамана были незаконно распроданы.
В этой связи, каждый год ими проводятся мемориальные мероприятия. Активисты кумыкских организаций, заручившись поддержкой народных масс, требуют создания отдельного Таркинского района.
Выступление председателя Совета старейшин кумыков Абсалитдина Мурзаева
Напомним, что в феврале в Пятигорске проводилось учредительное собрание межрегиональной организации "Конгресс кумыкских общин России", ставшее, по сути, чрезвычайным съездом кумыкского народа.
Около 400 делегатов съезда приняли обращение к президенту России с просьбой направить в Дагестан комиссию для изучения социально-экономического положения кумыкского народа.
На фоне явной активности кумыкской общественности, несколько странно наблюдать очевидную пассивность лезгин. В отличие от проблем кумыков, большинство которых проживает в Республике Дагестан, а также подавляющее большинство проживает на территории Российской Федерации, проблемы лезгин носят более сложный характер.
Чрезвычайный съезд кумыков в Пятигорске
Лезгинский народ разделен государственной границей между Россией и Азербайджаном. При этом большая часть лезгин проживает южнее Самура. Властями Азербайджана проводится последовательная политика по выдавливанию лезгин, создаются сложные социально-экономические условия.
Земли лезгин массово заселяются курды и азербайджанцы из Нахичевана, из Армении и других мест. Элементарные права коренных народов не соблюдаются. Примечательна, в этой связи, ситуация с российскими селами Храх-Уба и Урьян-Уба, которые были российскими анклавами на территории Хачмазского района Азербайджана.
Строительство домов для новых жителей Храх Убы
В 2011 году, после долгих лет постоянного давления со стороны властей, жители этих двух сел были вынуждены покинуть эти земли. Судьба храхубинцев и урьянцев до сих пор не решена, обещанные им деньги им они не получили.
Учитывая все выше сказанное, для проведения параллелей между кумыкским и лезгинскими проблемами мы провели беседу с социологом и кавказоведом Энвером Кисриевым и председателем Исполкома ФЛНКА Амилем Саркаровым.
Кумыки Дагестана сегодня активно борются за сохранение своих земель, отобранные у них в советские годы. При этом лезгины Азербайджана сталкиваются примерно с такими же проблемами, как и кумыки в Дагестане.
У них забирают лучшие земли и заселяют туда нахичеванцев, курдов и еразов. Насколько велик масштаб этой проблемы и несколько она угрожает самосохранению лезгин как единого народа?
Энвер Кисриев: Вообще, проблемы кумыков в Дагестане и лезгин в Азербайджане существенно отличаются друг от друга. Земли кумыков расположены на равнине и там пятидесятилетний мораторий на продажу земли.
Идет, собственно говоря, разбазаривание земель чиновниками, которые злоупотребляют своим служебным положением и, так или иначе, перераспределяют земли. В Азербайджане, конечно, этот аспект тоже есть, но там это накладывается еще на проблему лезгинского народа.
В целом, проблема земли является универсальной, общей проблемой. Она оказывала воздействие и на вопросы, скажем, индейцев в Америке. Во многих разных странах тот или иной тип распределения земли сказывался на этничности.
Каждую из этих проблем следует рассматривать отдельно, самостоятельно. Рассматривать ее в контексте вот именно той проблемы, как она выражена. А сопоставление мало что дает.
Амиль Саркаров: Каждый народ пытается отстоять свои земли, свое жизненное пространство, поэтому активность кумыков вполне понятна. Они правильно делают.
Что касается лезгин, то масштабы их проблем действительно огромные. Дело в том, что лезгины живут на очень ценных территориях с точки зрения рекреации, отдыха, летнего проживания.
Мы знаем, что летом в Азербайджане, значительная часть которого составляет низменность, климат очень жаркий и для того, чтобы избежать жары, люди приезжают в предгорья и горную зону. Т.е. именно туда, где живут лезгины. Об этом сказал и президент АР Ильхам Алиев: «мы, которые живем у Каспия, отдыхаем в горах». А для этого надо создать летние резиденции, отобрав земли под них у местных жителей.
Поэтому настоящее время лезгины выдавливаются, выселяются из своих земель. Это происходит с помощью самых разных методов.
Наиболее приемлемый вариант для жителей этих живописных мест – финансовые компенсации за выкуп земли. Он очень часто не соответствует настоящей цене за нее.
А если лезгины не хотят продавать земли, то их отнимают любыми способами. Часто даже не предлагаются деньги, просто их под любым предлогом отбирают.
Законы на территории АР не действуют, права людей не защищены. Те, кто обладает властью или приближен к ней может творить полное беззаконие, и они этим пользуются. Вот недавно было полностью выселено селение Кюснет Кабалинского района. Правда, если на первоначальном этапе их хотели просто заставить оттуда уехать, то после того как они написали письмо в ФЛНКА ситуация изменилась. Они ненадолго оставили в покое жителей села, а потом стали предлагать им большие деньги.
И они вынуждены были продать свои земли потому, что если бы они их не продали, все равно их бы оттуда переселили. Любыми способами. В итоге на месте разрушенных домов лезгин уже строятся летние резиденции богатых азербайджанцев, в основном нахичеванских и еразских.
Там все что угодно могут сделать, что бы добиться своей цели. Могут наркотики подбросить или оружие, обвинить в других преступлениях. Особо упрямых убивают или избивают до смерти в тюрьмах. Это делают чиновники. Тоже самое происходит и в Кусарском, и в Кубинском, и в Исмаиллинском, и Огузском, и Кабалинском районах.
Разрушение старого Кюснета
Строительство домов для азербайджанской элиты на месте старого Кюснета
Правда, если на первоначальном этапе их хотели просто напросто оттуда заставить уехать, то после того как они написали письмо в ФЛНКА, вопрос, вроде бы заморозился, а потом стали предлагать большие деньги, по 200 тысяч долларов.
В итоге они вынуждены были продать свои земли потому, что если бы они их не продали, все равно их бы оттуда переселили. Любыми способами. Там все что угодно делается, могут наркотики подбросить.
Просто берут наглым образом разрушают дома. Причем это делают чиновники. То же самое происходит и в Кусарском, и в Кубинском, и в Исмаиллинском, и Огузском, и Кабалинском районах.
Почему лезгины Азербайджана не борются за сохранение своих земель, как это делают кумыки в Дагестане?
Энвер Кисриев: Мы не можем сказать, что они не борются. Я думаю, что они также сопротивляются. Не может быть, чтобы люди не сопротивлялись отъему земли. Просто, во-первых, мы об этом плохо знаем.
Во-вторых, там общеполитический фон таков, что любому сопротивлению, по-видимому, очень сильно противостоит власть. Поэтому мы об этом мало знаем.
Амиль Саркаров: Лезгины АР борются за свои земли, но в отличие от Дагестана в Азербайджане ситуация гораздо хуже. Там гораздо меньше возможностей для того, чтобы отстаивать свои права.
И несмотря на то, что Дагестан выглядит в глазах представителей других стран более криминогенной территорией, в которой совершаются взрывы, организуются убийства, процветает терроризм; Дагестан более свободен в плане выражения своего протеста. А в Азербайджане в этом плане ситуация на самом деле гораздо хуже.
Там криминал укоренен на государственном уровне. Там законы фактически отсутствуют. И если люди в Дагестане массово выходят для отстаивания своих прав, они могут добиться хоть какой-то справедливости, то в Азербайджане это фактически исключено.
Азербайджанская полиция задерживает оппозиционного активиста во время несанкционированного митинга протеста в Баку, Азербайджан
То есть, если власть предержащие поставили своей целью что-либо, они все равно этой цели добиваются любым способом. Лезгины борются за свои права и за свои земли, но возможностей у них в Азербайджане для отстаивания своих прав гораздо меньше чем у кумыков в Дагестане.
Как вы считаете, чего не хватает лезгинам для того, чтобы в полный голос заявить о своем праве на исконные земли лезгин в Азербайджане, отобранные у народа под заселение нахичеванцами, еразами и т.д.?
Энвер Кисриев: Главная проблема лезгин то, что лезгины национальное меньшинство. Ассимилируемым. В молодом государстве, которое очень ревностно относится к своему суверенитету. Тем более, что в настоящее время оно находится фактически в состоянии войны с соседями.
И все это накладывает особые отпечаток на поведении этого государства и поэтому, в целом, подобного рода борьба за национальные прерогативы встречает более жесткое сопротивление власти, которая подавляет ее в самом корне. Поэтому борьба не может получить свое распространение и усиление.
Амиль Саркаров: Пока, в первую очередь, не хватает уверенности. Мы знаем, как власть в Азербайджане борется с недовольными.
Даже если восстают целые районы и власть вынуждена идти на соглашение с местными жителями, то после того как шум успокоится, спецслужбы находят наиболее активистов, лидеров, сажают их в тюрьмы и жестоко расправляются с ними. Таким образом власти обезглавливают народ.
Местные жители не могут решить свои проблемы с помощью государственных институтов. Поэтому без внешнего сильного влияния на Азербайджан или вооруженного сопротивления в самом Азербайджане, без вот таких радикальных форм, к сожалению, решать мало что возможно. В таком свете видится ситуация внутри Азербайджана
То есть тихим и мирным способом этот произвол не прекратить. Если мирным способом полностью не будет реконструирована власть в АР, которая является полностью криминогенной, то это будет происходить в более радикальном ключе.
Конечно же, самый лучший способ это поддержка других стран, которые могут повлиять на Азербайджан. Это обойдется меньшими жертвами и можно даже будет их вовсе избежать и, в тоже время, улучшится ситуация в регионе. Но это произойдет в том случае, если у других стран появятся причины для таких действий.
Селение Дехне-Крыз
Уместно ли говорить, что лезгинам не хватает лидера, единой консолидирующей организации или объединяющей сверхидеи?
Как лезгины должны вести себя в сложившихся реалиях? Какие действия следует предпринимать? какую позицию занимать?
Энвер Кисриев: Лидера невозможно произвести, придумать. Лидер появляется на определенной фазе развития борьбы народа за свои права. Поэтому, видимо, если он появится, это будет говорить о новой фазе развития борьбы лезгин за свои интересы.
Я считаю, что лезгины Азербайджана должны действовать в жестком правовом поле. Искать правовые пути решения своих проблем. Для этого сейчас есть очень много возможностей. Мы живем в глобализирующемся мире, где ни одна из проблем не может остаться спрятанной или укрытой.
Мир опоясан интернетом, функционирует множество международных организаций, борющихся за права, в том числе и малых народов. Поэтому они должны, главным образом, давать огласку проблемам, которые происходят и бороться с помощью правовых способов борьбы.
Азербайджан - современное государство, и оно не может создать правовую систему, несоответствующую международным цивилизованным нормам. Но оно просто старается не выполнять своих обязательств перед собственным же населением.
Поэтому задача лезгин Азербайджана состоит в том, что давать знать о своих проблемах, давать огласку и бороться в рамках правовой системы собственного государства.
Амиль Саркаров: В первую очередь, лезгинам в Азербайджане, как это им советуют правозащитники, нужно объединяться и поддерживать друг друга, несмотря ни на что. Во-вторых, им нужно заявлять о своих претензиях через все суды Азербайджана потому, что это единственный способ зафиксировать, тот произвол, который там происходит.
После того как они пройдут все инстанции и, обратившись в правозащитные организации Азербайджана, им нужно идти в Международный суд по правам человека и добиваться справедливости там.
Конечно же, если мы будем брать одиночные факты, то это мало что изменит. Но если это будет происходить массово, то мировое сообщество, Европа не сможет не отреагировать на это.
Они обязательно обратят на этот произвол свое внимание. Даже несмотря на то, что Азербайджан тратит огромные средства, проводит так называемую «икорную дипломатию» для создания позитивного образа своей страны.
Мурад Шихахмедов
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Представитель ФЛНКА принял участие в заседании кумыкской общественности в Дагестане
Константин Казенин: «Россия рискует проиграть конкуренцию за "разделенные" народы Закавказья»
Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов
Ариф Керимов: ''Лезгинский земельный вопрос на Кавказе стоит особенно остро''