Казачьи аппетиты
Народ-сословие хочет стать избранным на Кавказе
Представители казачества не собираются довольствоваться тем, что им уже предоставлено государством. Они хотят закрепить свой особый статус, который должен им дать особые права и возможности по сравнению с остальным населением Кавказа. Во всяком случае, просьбы к президенту России Владимиру Путину, к которому обратились участники проведенного в Лермонтове неделю назад схода казаков Терского войскового казачьего общества (ТВКО), напоминают пожелания старика рыбака к золотой рыбке из знаменитой пушкинской сказки.
Сама атмосфера данного мероприятия создавало какое-то искаженное восприятие Кавказа, превозносило казачество на недосягаемую высоту, резко выделяя его в особую касту. Уже давно осуждается поведение представителей не самой умной части кавказской молодежи, которые, пытаясь самоутвердиться, говорят «Кавказ – сила» или гордо носят футболки и кепки с такой надписью. Но как тогда понять председателя Государственной думы Ставропольского края Юрия Белого, который сказал на сходе буквально следующее: «казачество на Ставрополье – это сила, которую нужно подчеркивать, и всячески помогать».
Что подразумевал под «силой» глава ставропольского парламента, почему ее нужно подчеркивать и как так вышло, что все остальные народы ее не имеют, осталось непонятным. Можно сказать, что ответственный политик мыслит теми же категориями, что и подростки, но обладает при этом, куда большими возможностями. Наверно не нужно объяснять, что такой взгляд на казачество даже у отдельных представителей властей чреват непредсказуемыми последствиями для всего региона.
Итогом казачьего схода стало принятие обращения к главе государства. Находились ли составители обращения к Президенту в измененном состоянии сознания или просто решили себя ни в чем не ограничивать, сказать сложно. Но их аппетитам можно только позавидовать. Все 10 пунктов того, что они попросили у Владимира Путина, приводить не имеет смысла, хотя многие из них лежат за гранью разумного. Остановимся на самых, если можно так сказать, смелых из них.
Пятый пункт: Решить вопрос о выделении Терскому войсковому казачьему обществу из фонда федеральных земель сельхозназначения, земли расположенные на территории Северо-Кавказского федерального округа, площадью не менее 100000 га, для обеспечения жизнедеятельности войска.
Чтобы представить масштабы запросов для начала надо перевести га в квадратные километры. Получаем 1000 км². Это огромная территория! Она, к примеру, равна площади Магарамкентского и Докузпаринского районов вместе взятых, причем всей, включая русла рек, горы и другие участки, непригодные для проживания и ведения сельского хозяйства. На территории этих районов, кстати, проживает более 80 тыс. человек. Интересны также последние слова «для обеспечения жизнедеятельности войска»: не общества, а войска!
Не вдаваясь в подробности, скажем, что часть казаков, уехало из мест своего традиционного проживания, распродав свое имущество, остальные – живут, как и раньше. И сказать о том, что терские казаки – это самая малоземельная группа населения, наиболее остро нуждающаяся в дополнительных участках земли, вряд ли кто решится из специалистов по Кавказу.
Седьмой пункт: Наделить Терское Войсковое Казачье Общество квотами на ловлю морепродуктов Каспийского моря, и производству, реализации алкогольной продукции. Передать в оперативное управление Терскому войсковому казачьему обществу Государственное унитарное предприятие "Кизлярский коньячный завод».
Казачество в данном случае уподобляет себя малочисленным народам, которые ведут племенной образ жизни. Поэтому для самобытности этих действительно весьма уязвимых групп государство создает особые условия в местах их проживания. Но деятелей казачьего общества не смущает тот факт, что сложно «племенные народы», не обладающие достаточным образовательным и профессиональным потенциалом в условиях современного общества, не могут претендовать на «скрепляющую роль» в регионе, которую они себе хотят приписать. Это все равно, что приезжать на своем дорогом автомобиле к пункту раздачи бесплатной еды.
А предложение вот так вот, взять и передать в управление ТВКО «Кизлярский коньячный завод» сложно даже прокомментировать. Но, оказывается, в этом списке есть еще более примечательный пункт, который позволяет усомниться в здравомыслии подписантов обращения.
Восьмой пункт: Передать Терскому Войсковому Казачьему Обществу в оперативное управление и обслуживание государственный пакет ОАО «Кавминкурортресурсы», так как исторически все воды и минеральные ресурсы КВМ, создавались и обслуживались казаками.
В этом пункте не хватает только пояснений о том, как бравые терские казаки гонят к кавказским горам тучи, обильно изливающиеся дождями на их склоны, а потом направляют эти воды к горным породам и заставляют их, уже обогащенных минеральными солями, выходить на поверхность в виде источников минеральной воды. И все-таки, откуда у терских казаков такая ненасытность и желание прибрать все к своим рукам?
Принятие такого обращения к президенту страны и его обнародование говорит о том, что казачество совсем потеряло чувство меры и считает себя особым, избранным народом. Государство, по их мнению, должно создавать для казаков особые условия, превращая тем самым остальных жителей Кавказа в граждан второго сорта.
Подтверждает такие выводы один из участников схода казаков в Лермонтове – главный казачий атаман Дагестана Николай Спирин, давший интервью «Кавполиту». По его мнению, чтобы сохранить межнациональное единство нужно, «кто-то сильный должен быть во главе, потому что, когда много сильных, рано или поздно возникнет проблема». Не нужно объяснять, что такие принципы не сохраняют межнациональный мир, а разрушают его. Слова атамана сеют межнациональную рознь и утверждают чувство национального превосходства одних над другими, а это уже статья 282-ая.
Вообще отношение казаков к нерусскому населению страны является откровенно шовинистическими и ксенофобскими. Спирин, размышляя о том, каким образом вернуть казаков обратно, говорит о возвращении «русского, казачьего, православного населения на границу, в регионы». Что за граница, с каким государством? Конечно же, имеется в виду местное кавказское население, которое до сих пор по привычке казаки и сочувствующие им считают неблагонадежным. Поэтому они проводят эти границы внутри России, даже внутри отдельных субъектов Федерации, забыв про Конституцию страны с ее многонациональным народом. В этом русле лежат и опасения главного дагестанского казака: «Если республики будут становиться мононациональными, это, в конечном итоге, стратегически угрожает целостности России».
Решение проблемы он и его подобные видят в том, что «нужно целевым образом вернуть казакам то, что испокон веков принадлежало их предкам». А каким образом появились казаки на кавказской земле, и кто до них испокон веков тут проживал, представители казачества не любят рассуждать. Они считают себя не старожильческим, а коренным населением, хотя многие отлично знают историю появления казачьих поселений в регионе.
Проблемы, которые обрушились на всех жителей страны и кавказского региона в частности, видятся казакам в особом преломлении. Нежелание жить в тех экономических условиях, которые сложились на Кавказе, вынуждает казаков выезжать из сельской местности в более комфортную городскую среду. Но с такими же проблемами сталкивается и остальное население региона. Однако вместо того, чтобы требовать от властей улучшения социально-экономической ситуации в целом, они обвиняют местные народы в выдавливании казаков и хотят преференций и льгот от государства только для себя.
Усилившиеся аппетиты казачества и их вера в то, что они должны иметь особый статус, выделяющий их на фоне остальных и наделяющий разнообразными льготами и правами, не сулят ничего хорошего. Если эту простую истину не освоят рядовые казаки, а также казачьи атаманы и чиновники, которые внедряют в их сознание бациллы национальной исключительности, то Кавказ ожидают новые волны потрясений и конфликтов.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Власти дали терскому казачеству волю. Чиновники обещают не вмешиваться в предстоящие выборы атамана
Терский атаман Вячеслав Пилипенко пошел по стопам своего предшественника, требуя пашни
В Сочи на охрану правопорядка направлено более 800 казаков