Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В Грузии новый президент

Какие изменения произойдут между Москвой и Тбилиси

Георгий Маргвелашвили
Сразу после августовского конфликта 2008 года политическое руководство России заявило, что диалог с президентом Саакашвили ни в какой формате невозможен. Этот шаг отчасти можно рассматривать как сигнал Москвы грузинскому обществу, что пока Саакашвили будет находиться у власти, отношения между двумя странами будут заморожены.
В плену этой ситуации оказались грузинские товаропроизводители, потерявшие в лице России крупный рынок сбыта, налаживать логистические связи с которым к тому же не было необходимости.
Это обстоятельство, провокация бессмысленного вооруженного конфликта в 2008 году и другие провалы в политике Михаила Саакашвили привели к падению популярности главы государства в народе. Этим обстоятельством и обусловлена победа оппозиционной политической партии Грузинская мечта – Демократическая Грузия на выборах в Парламент, а позже и при формировании нового Кабинета Министров.
Все ожидали от выборов президента страны подтверждения новой ситуации, сложившейся на политическом Олимпе Грузии. Как мы видим, ожидания оказались оправданы более чем.
Своим мнением о том, какие изменения произойдут в двусторонних отношениях между Россией и Грузией, какой вектор политики  выберет Тбилиси в отношении Северного Кавказа и Дагестана в частности, с нами поделились координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков и  научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона.
На президентских выборах в Грузии с большим отрывом от остальных претендентов, еще в первом туре победил Георгий Маргвелашвили. В связи с этим, как Вы думаете, насколько изменится вектор грузинской политики в отношении России? Какие изменения следует ожидать в двусторонних отношениях между странами?
Александр Скаков: Я думаю, что изменения в политике Грузии по отношению к России уже произошли, и случилось это не сейчас, а после парламентских выборов. Дело в том, что в Грузии сейчас полномочия Президента сильно сокращены. Теперь это в большей степени фигура символическая, а реальную политику вершат премьер-министр и Парламент страны.
После победы на выборах в Парламент Грузии партии Грузинская мечта — Демократическая Грузия, и прихода к власти Кабинета министров во главе с Бидзиной Иванишвили вектор политики Грузии по отношению к России довольно серьезно изменился.
Изменился он не в том плане, что Грузия стала союзником России, а в том плане, что политика Грузии стала более реалистичной, прагматичной и предсказуемой. То есть Грузия не отказывается от курса на вступление в блок НАТО, от ориентации на Запад, в первую очередь США.
Не отказывается от стремления вернуть Абхазию и Южную Осетию, но при этом пытается выстроить нормальные, внятные отношения с Россией, что в интересах самой Грузии в первую очередь. Потому что именно Россия является серьезным рынком сбыта для грузинских товаров.
В России находится огромная грузинская диаспора, и улучшение связей между двумя странами в интересах самой Грузии. Поэтому изменение отношений уже случилось, и президентские выборы только подтвердили имеющийся политический курс.
Александр Скаков
Андрей Арешев: Прежде всего, мне кажется очень важным, что пришел к логическому завершению период правления Михаила Саакашвили, характеризовавшийся радикальной антироссийской, даже русофобской риторикой, что привело, в том числе, к известным событиям августа 2008 года.
Победа представителя движения Грузинская мечта, Георгия Маргвелашивили, на мой взгляд, непременно усилит те позитивные тенденции, которые проявились в полной мере на протяжении прошедшего с парламентских выборов времени, когда российско-грузинские отношения получили определенный импульс по тем направлениям, где позиции сторон не являются диаметрально противоположными.
Речь идет о возобновлении торгово-экономических, гуманитарных, культурных контактов, которые являются взаимовыгодными для обеих сторон при том, что вопрос о политическом статусе Абхазии и Южной Осетии, конечно, на данный момент лучше не затрагивать.
Мне кажется, что вот такая умеренная риторика новых грузинских властей, их кадровая политика, осознание того факта, что радикально-прозападный курс не решит проблем, стоящих перед грузинским государством и обществом. Всё это станет фактором позитивных подвижек в российско-грузинских отношениях, которые, конечно, не будут прорывными. Прорыва ожидать в отношениях тоже не следует. Но тем не менее тактика малых дел может быть эффективна в нашем случае.
Бывший президент Михаил Саакашвили проводил политику сближения с регионами Северного Кавказа – можно вспомнить идеи создания Кавказской Конфедерации, безвизовый въезд на территорию Грузии для граждан России, зарегистрированных в республиках Северного Кавказа и другие факты. Как Вы думаете, продолжит ли новый глава государства политику своего предшественника?
Александр Скаков: Я думаю, что политика в отношении Северного Кавказа будет скорректирована, будет иметь более реалистичный и прагматичный характер. То есть, конечно, совершенно понятно, что Грузия не должна и не будет отворачиваться от Северного Кавказа, наличие контактов между обществами Грузии и регионов Северного Кавказа совершенно нормально и относиться к этому надо соответствующим образом.
Но использовать Северный Кавказ как фактор для создания проблем России, то есть та политика, которую применял Саакашвили, сейчас проводиться не будет. В Грузии наверное есть понимание того, что любые проблемы на Северном Кавказе отзовутся в первую очередь проблемами не для России, а для самой Грузии.
Андрей Арешев: Я думаю, что политика сближения с регионами Северного Кавказа будет, безусловно, скорректирована. Она уже претерпела изменения. Даже в последний год правления Саакашвили, как мы знаем, эксклюзивное право жителей субъектов России, расположенных на Северном Кавказе на въезд в Грузию было расширено. Теперь все россияне могут свободно въехать в Грузию без визы.
То же признание Черкесского геноцида Парламентом Грузии зависло в воздухе, потому что никто это не поддержал. И уже теперь в Грузии раздаются голоса: «Зачем все это надо было делать?!»
Что касается облегчения гуманитарных, экономических связей, мне кажется, что это вполне можно приветствовать при условии, что это не будет затрагивать интересов национальной безопасности как России, так и Грузии, потому что не секрет, что различные трансграничные потоки в перспективе могут поставить оба государства перед общей проблемой.
Поэтому мне кажется, что сотрудничество приграничных регионов является важным направлением нормализации двусторонних отношений при том, что конечно, там будут ставиться позитивные цели.
Допускаете ли Вы налаживания каких-то особых взаимоотношений между Грузией и Дагестаном при новом президенте?
Александр Скаков: Я думаю, что отношения между Грузией и Дагестаном не будут находиться в центре внимания нынешнего руководства, более важным для Грузии сейчас является налаживание отношений в первую очередь с Северной Осетией и также с Западным Кавказом – Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкесией и Адыгеей.
Это связано, в первую очередь, с коммуникациями между Россией и Грузией, и между Имеретией и Западным Кавказом, а во вторую очередь связано с тем, что Западный Кавказ является частью общего Абхазо-Адыгского мира, и используя свои отношения с Западным Кавказом, Грузия может пытаться повлиять на ситуацию в Абхазии.
Дагестан в данном случае является гораздо менее важным регионом для Грузии, какие-то формы диалога между Дагестаном, Чечнёй и Ингушетией будут идти, но в меньшей степени, чем с регионами Западного Кавказа.
Андрей Арешев
Андрей Арешев: Что касается отношения между Грузией и Дагестаном, то мне кажется, что в рамках приграничного сотрудничества, безусловно, это возможно. Насколько я знаю, с российской, и в том числе с дагестанской стороны сейчас открываются дополнительные пути и пункты пропуска на территории сопредельных районов двух стран, что, несомненно, облегчит связи населения в этих районах.
Можно упомянуть о кварельских аварцах. Потепление в российско-грузинских отношениях положительно скажется на налаживании контактов внутри аварского народа, проживающего по обе стороны дагестанско-грузинской границы.
Также мы попросили прокомментировать ситуацию заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, социолога, кавказоведа Энвера Кисриева.
У Грузии новый президент. Как изменятся взаимоотношения официального Тбилиси с Москвой?
После долгого Саакашвилиевского похмелья, судя по всему, трезвые времена. Грузия трезвеет, лучше понимает свой политический статус в мире и на Кавказе. Поэтому наверняка будет более взвешенная, прагматичная политика, которая будет способствовать сближению Грузии с Россией.
Конечно, Грузия не откажется от своих принципиальных позиций в отношении Южной Осетии и Абхазии потому, что мировое сообщество тоже не признает их статус. Интересно, будут ли они продолжать политику Саакашвили в отношении визовых льгот кавказцам, откажутся ли они от них теперь. Потому что это явная враждебная акция против России.
В общем и в целом можно ожидать улучшение российско-грузинских отношений. И, вообще, на Кавказе будет ярко выраженная разрядка.
Поведение Грузии на Северном Кавказе?
Я думаю, что они откажутся от любой политики, в том числе и специфической, на российском Северном Кавказе. Потому как любая политика на Кавказе является по сути враждебной России. В этой связи, я надеюсь, что они откажутся.
Энвер Кисриев
Какими Вы видите будущее грузино-дагестанских взаимоотношений?
В русле потепления отношений Грузии с Россией, следует ожидать улучшение отношений Грузии с Дагестаном. У Дагестана давние дружеские отношения с Грузией, а многие регионы, особенно высокогорные аварские районы, издавна тесно были связаны с жителями горных районов Грузии.
Если сейчас эти отношения оживятся, то это будет выгодно для жителей высокогорных районов. Ведь для жителей аварских районов гораздо удобнее для совершения закупок гораздо легче ехать в Грузию, чем, например, в Махачкалу.
Или же продажу шерсти экономически намного выгоднее совершать в Грузии, нежели на равнине Дагестана. Т.е. хозяйственные связи  могут способствовать улучшению экономического положения горных регионов по обе стороны границы.
Тем более у нас к грузинам нет ни территориальных, ни исторических претензий. С грузинской стороны может и есть претензии, связанные с набегами. А у нас нет, у нас всегда хорошо относились к грузинам и к грузинской культуре.
Можно ли сказать, что что-то провозвествует о том, что такие экономические связи могут восстановиться?
Я считаю, что они должны восстановиться. Ведь осетины и абхазы «ушли» от них из-за недружеского отношения грузин к национальным меньшинствам страны как таковым. И сейчас, если они будут демонстрировать нормальные дружеские, хозяйственные и культурные отношения с другими народами Кавказа, живущими рядом с ними, тем самым они покажут себе страной, не имеющей предрассудков по отношению к нацменьшинствам.
Им нужно менять национальную политику по отношению к национальным меньшинствам. Если бы они с самого начала по-другому себя вели с абхазами, с южными осетинами, с кварельцами, с турками-месхетинцами, которых они отказались принять, если бы они вели себя по отношению к ним лояльно.
А не так, как это себе позволял Звияд Гамсахурдия, который в Кварелии кварельцам говорил: «Вы негрузины убирайтесь отсюда», тоже самое он заявлял в адрес всех негрузин страны.
Потому, что грузины, откровенно говоря, были фасадом Кавказа. Мы все гордились грузинами. Грузинское кино, грузинская культура, грузинский спорт, футбол. Во все времена эти гордились кавказцы. Потому что это была общекавказская идентичность. И тут происходит развал СССР, суверенизация Грузии и вдруг грузины отказываются от позиций «старшего брата», скажем так.
И превращаются в узких, меркантильных, конъюктурных националистов. Начинают очень грубую и жестокую политику в отношении Южной Осетии, запрещая им быть осетинами.
В общем, сейчас все карты в руках грузинских властей. Посмотрим, покажут ли они интеграцию.

Беседовал Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Премьер-министр Грузии ушел в отставку

Маргвелашвили: Грузия вернет Абхазию и Южную Осетию мирным путем

Война прошла, следствие идет

Выборы в Грузии: победил представитель правящей коалиции

Российская делегация поступила правильно - мнение (Грузия)

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия