Школа как индикатор равноправия
Когда государственные языки собой представляют фикцию
В очередной раз крымско-татарская община заявила о себе, потребовав выполнения принятых со стороны государства обязательств, согласно которым три языка: русский, крымско-татарский и украинский получают статус государственных.И, вот, на своем заседании 12 июня Меджлис крымскотатарского народа принял заявление «О мерах, содействующих установлению реального равноправия в пользовании государственными языками во всех сферах жизнедеятельности крымского общества», в котором требует ввести обязательное изучение всех трех государственных языков республики.
Данное заявление в очередной раз поднимает дискурс о реальном положении государственных языков республик Российской Федерации. И совершенно никакое значение не играет субъективная сторона вопроса, а именно то, как воспринимают Меджлис крымскотатарского народа в политической и общественной среде отдельные группы. Но прежде чем рассмотреть этот вопрос проанализируем, что собой представляет статус русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 68 Конституции гласит: государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Более подробно о том, что под этим подразумевается, можно узнать из федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". В нем подробно перечислены сферы использования государственного языка, конкретные меры, осуществляемые по его защите и поддержке и обеспечению права граждан Российской Федерации на пользование им.
На русском языке в России ведется обучение в школах. В тех довольно редких случаях, когда ведется обучение на родных (нерусских) языках, русский язык обязательно преподается в качестве отдельного предмета. Употребление русского языка в России ничем не ограничивается и его знают почти все граждане нашей страны, окончившие школу.
Русскому языку в России ничто не может угрожать, наоборот, он только продолжает усиливать свои позиции у представителей нерусских народов, как «коренных», так и представителей мигрантских сообществ.
Государственные языки, которые устанавливают у себя республики, должны обладать точно таким же статусом, но в пределах этих республик. Пункт 2 статьи 68 Конституции гарантирует им официальный статус: в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Т.е. в основном законе страны данное положение описывается как констатация факта! Употребляются и точка. Причем важно уточнение: «наряду», означающее «одинаково, на одинаковых правах, условиях; одновременно, наравне».
Но, точно так же эти языки должны употребляться и во всех других сферах. Федеральный закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" прямо об этом говорит: Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.
Однако ни первое, ни второе не выполняется ни в одной республике России. В данном случае имеется в виду именно полное соответствие статуса русского языка и другого государственного языка в отдельно взятой республике. Этого нет даже в Татарстане, который оказался ближе остальных к реализации заложенных в законодательстве положений.
Во многих республиках государственные языки не являются даже обязательными предметами в школьном обучении. Чтобы понять насколько ущербна такая ситуация достаточно представить себе, чтобы где-то в нашей стране отказались от обучения русскому языку. Это просто невозможно.
Но в отношении бурятского, хакасского, калмыцкого и многих других государственных языков данная норма (обязательное изучение в школах) не выполняется. В таком случае встает вопрос: что собой представляет государственный язык в республиках? Профанация – подходящее слово для описания этого явления.
Государственные языки это уже не просто родные языки отдельных сообществ. Ими должно овладевать подавляющее большинство жителей субъектов, в которых они имеют этот статус, включая и русское население, в основной массе критически относящееся к этому.
Продавец, парикмахер и любое другое лицо, оказывающее ту или иную услугу населению, не говоря о госслужащих, обязаны знать все государственные языки своей республики. Ведь если они им не владеют, то тем самым ущемляют права тех групп граждан, которые обращаются к ним на одном из этих языков.
Если в Чувашии нельзя гарантированно купить мороженое или билет в театр, обратившись по-чувашски, то какой смысл в государственном статусе этого языка?
Поэтому требование Меджлиса крымскотатарского народа это всего лишь призыв к выполнению конституционных обязательств со стороны государства, которое должно соблюдать и букву и дух основного закона страны.
Лишая детей возможности изучать все государственные языки, федеральная и республиканская власть формирует неравные условия для них в будущем и создает условия для этноязыковой напряженности, неизбежной как в случае соблюдения полноценного функционирования всех языков, так и в случае дальнейшей профанации собственных законов. И такая ситуация касается всех российских республик.
Амиль Саркаров
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Меджлис призвал ввести три языка для обязательного изучения