Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Преступность этническая – 1

Как преступников разделили на русских и нерусских

 

Все чаще в нашей стране говорят о так называемой этнической преступности. Причем это уже давно не удел только одних ксенофобов и шовинистов. Несмотря на то, что Президент России Владимир Путин заявил о том, что этнической преступности не существует, многие чиновники и эксперты-юристы, не говоря уже о политиках, с удовольствием рассуждают на эту тему. Самое неприятное и опасное заключается в том, что до сих пор вся эта активность не внесла совершенно никакой ясности в сложный вопрос связи этничности и преступности, а наоборот, вконец все запутала. Это касается и нормативно-правовых актов, принятых рядом министерств и федеральных ведомств. На этом фоне вольные трактовки и откровенные спекуляции по поводу этнических ОПГ получают наиболее благодатную почву и продолжают раскалывать население нашей страны по этническому признаку.
 
 
«В московском регионе этнические ОПГ причастны к каждому третьему преступлению»
 
Дискуссии в обществе и в среде работников правоохранительных органов о правомерности введения и публичного использования ведутся давно. В 2003 году в Москве была проведена Конференция «Организованная преступность, терроризм и этнические проблемы». Выступления на ней были самые разнообразные. Некоторые из докладов, кстати, в дальнейшем взяли на вооружение националисты. Их многократно размещали на разных националистических ресурсах,  заявлявших о засилье этнических преступных группировок  и об огромной угрозе, которую они несут русскому населению России. В частности, очень часто цитируют следующие слова доктора юридических наук, профессора МГЮА Геннадия Дашкова:

«Проблемы этнические всегда старались обходить, замалчивать. У меня в диссертации был всего лишь один параграф об этом. И то посоветовали убрать – от греха подальше. Но сейчас нет идеологических препон. В московском регионе этнические ОПГ причастны к каждому третьему преступлению. А через суд проходит 1-2 дела в год!».
 
Из контекста его доклада, в частности, из сравнения с другими странами следует, что под этническими ОПГ в Москве Дашков имел ввиду именно нерусские. В то же время непонятно, откуда он взял фантастический показатель, что треть всех преступлений совершается именно ими, как неясны критерии выделения самих этнических ОПГ.
 
Его коллега – доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права Ставропольского филиала Краснодарской академии МВД России Татьяна Пинкевич еще сильнее обозначила водораздел между русским и нерусским населением. Она связала «этнический фактор преступности на Ставрополье» (название ее доклада) с миграцией «кавказцев» в этот кавказский же регион:
 
«Если тенденция сохранится, то к 2025 году соотношение русскоязычного и приезжего населения будет 50:50. Это приведет к обострению национальных конфликтов, противоречиям между мигрантами и местным населением. Это уже сейчас происходит в восточных районах Ставрополья, и особенно в сельской местности. За 12 месяцев 2002 года на территории Ставропольского края насчитывалось 40 ОПГ на этнической основе.
 
Изменилось геонациональное положение Ставропольского края. Противоречия провоцируют ответную реакцию, порождают взаимное недоверие, подозрительность. Влияние этносов в районах края 50 % на 50 %, по сравнению с властью губернатора края».
 
Складывается такое впечатление, что кроме этнического фактора для Пинкевич не существует иных причин роста преступности и возникновения ОПГ. А ее оценочные суждения о влиянии «этносов» (каких, опять только нерусских?), которое не уступает власти губернатора края, и вовсе заставляет сомневаться в ее ученой степени. Получается, что этносы – это высококонсолидированные сообщества, отдельные автономные единицы, которые на равных соперничают с государственной и муниципальной властями региона.
 
В ее докладе много других перлов. Так, она говорит о наличии в крае этнических форм терроризма, приводя в пример ваххабизм, сторонники которого по ее же словам «отвергают все нации».
 
Еще одна участница конференции – кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса и криминологии Тверского филиала Московского университета МВД России Надежда Горюнова вслед за Пинкевич институционализировала этносы, сделав их непосредственными участниками всех преступных деяний, связанных с их представителями и совершенных за пределами своего традиционного расселения:
 
Я хочу предложить своё определение этнической преступности, хотя чем больше думаю над ним, тем больше недостатков в нём вижу. И, тем не менее, полагаю, что этническая преступность – это совокупность преступлений, совершаемых одним этносом на территории другого этноса.
 

Видимо Горюновой следовало подумать еще чуть побольше, тогда быть может она и вовсе отказалась от своего определения.

В то же время  доктор политических наук из Казани Дмитрий Коломытц отметил: «Неверно употребление термина «этническая преступность», необходимо говорить о преступности этнических преступных группировок». Но таких взвешенных взглядов по данной теме, к сожалению, было немного.
 

 

Важна национальность главаря

Неудивительно, что чрезмерная этнизация преступного мира в профессиональной среде юристов и представителей силовых структур привела к тому, что в Минюсте России был зарегистрирован Приказ Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюст РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Согласно ему в заполняемых статистических карточках стали учитываться преступления, совершенные группой лиц, сформированной на этнической основе. В приложении к данному приказу  об этой категории сказано следующее:

 
Как этнические преступные формирования учитываются группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью ее национального состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение.
 
В данном определении объясняется, что должно пониматься под этническим  признаком. Все оказывается банальным донельзя: если в банде два и более представителя одной национальности, то этого уже достаточно для того, чтобы она стала учитываться как этническая ОПГ. Да, даже не обязательно именно одной национальности, можно, чтобы они были «укомплектованы» родственными национальностями. Но возникает вопрос: а какие национальности являются родственными для работников правоохранительных органов? И, как дополнительно указывается, смешанный национальный состав – это совсем не помеха для этого.
 
Правда, важным является уточнение – этническую принадлежность группировки определяют ее лидеры. А если лидеров несколько (что не исключается, согласно формулировке), они представляют разные национальности и в группировке имеются еще представители этих национальностей? Как с этим быть? Чем она тогда вообще отличается от просто организованной преступной группировки?
 
На самом деле, в таком случае к этническим ОПГ следует отнести вообще все группировки за исключением тех, в которых национальности их лидеров представлены в единственном числе. То есть, если имеется хотя бы еще один соплеменник в банде той же национальности, что и лидер, то она автоматически становится этнической! Учитывая то, что 80% населения нашей страны составляют представители одной национальности, то этот факт превращает подавляющее большинство ОПГ в этнические.
 

Но тут все не так просто, так как для русской национальности было сделано исключение. Но это на практике, так как в рассматриваемом приказе такое положение не нашло отражения. С одной стороны, такой подход  избавил от необходимости почти каждое ОПГ называть этническим. Но, с другой стороны, он разделил большую часть организованной преступности в нашей стране на две группы: просто ОПГ (среди которых подавляющее большинство – это русские этнические ОПГ, согласно разобранному определению) и этнические ОПГ (то есть, нерусские этнические ОПГ).

Чем руководствовались высокие чиновники, принимая столь абсурдное определение этнических ОПГ понять очень сложно. Можно только сказать о том, что внедренный ими единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в части, касающейся этнических особенностей преступников, уже активно раскалывает многонациональное российское общество.
 
Разумеется, этнический фактор влияет на все стороны нашей жизни и криминальный мир, конечно же, также окрашен в этнические тона. Оперативные работники не могли не учитывать этническую принадлежность преступников в своей деятельности. Но это всегда была внутренняя информация, которая не выходила в публичное пространство. Чрезмерное внимание к этничности не может решить борьбы с преступностью, так как ее природа иная, зато может вызвать рост ксенофобии в обществе.
 
Свое недоумение по этому поводу высказал в статье «Экстремизм и «этническая» организованная преступность» кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московского городского педагогического университета Александр Ростокинский:
 
«В некоторых случаях отечественный законодатель проявляет удивительную и труднообъяснимую оперативность при легитимации ряда небезупречных достижений отечественной правовой доктрины. Среди таких достижений хочется отметить термин «этнические преступные формирования», какими-то партизанскими тропами перекочевавший из оперативно-поисковой документации вначале в криминологию, а потом — и в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 39 «О едином учете преступлений».
 

Необходимо также заметить, что регламентированная избирательность в этом вопросе, на чем мы еще подробно остановимся, дополнительно ухудшает ситуацию, укрепляя в массовом сознании ложные стереотипы о предрасположенности представителей Кавказа, как Северного, так и Южного, Средней Азии и в целом нерусских народов к созданию ОПГ и совершению преступлений.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Число убийств и разбоев в России стало меньше

Преступность этническая – 3

Преступность этническая – 2

Путин: новое руководство Дагестана должно быть сбалансированным по этническому составу

Своя правда об этнической преступности

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 04 май 2015 20:58
А.Ростокинский пусть не удивляется: «...термин «этнические преступные формирования», какими-то партизанскими тропами перекочевал в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 39 «О едином учете преступлений»...".
Это из диссертации: Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, кандидат юридических наук ЗюковАндрей Михайлович.

Комментарий #3, дата: 03 май 2015 23:58

Авторское определение этнической преступности, в котором отнесение преступлений к указанному виду преступности не национальность субъекта преступления или его жертвы (их этническая принадлежность) играют определяющую роль, а два самостоятельных, но связанных между собой критерия: во-первых, на уровне механизма преступной деятельности – это мотив этнической ненависти, вражды, нетерпимости или неприязни либо мотив ненависти или вражды в отношении какого-либо этнического сообщества (этноса, нации, народности);во-вторых, в основе формирования и функционирования организованного преступного формирования – это детерминированный этническими традициями и обычаями, психоантропологической организацией людей способ объединения его членов для совместного осуществления преступной деятельности.


Комментарий #2, дата: 09 сентябрь 2014 00:13

Иера, как всегда на высоте.......... В последнее время редко встречаются в СМИ статьи, в которых честно и объективно анализируются процессы происходящие в нашем обществе.   Главный принцип для не путёвых чиновников из власти и преданных им  рупоров остаётся прежним: разделяй и властвуй. Чем больше народ раздроблен на составляющие (по партийным, национальным, религиозным, идейным и другим различиям), тем легче верхам им управлять. А при необходимости можно даже и стравить их между собой, чтобы перевести стрелки и отвлечь от себя гнев населения. Так называемые "Доклады" некоторых юристов о состоянии "этнической преступности" из той-же "оперы", и имеют чисто политическую составляющую.  Ничего общего с правом и законом эти выводы не содержат.Известная  теория Мальтуса, где говорилось о склонности определенных лиц к правонарушениям и преступлениям от рождения даже на Западе уже воспринимается критически. А у нас эти избитые теории продолжают быть востребованы в угоду определенных  деструктивных сил для нагнетания в обществе принципа "Охота на ведьм".


Комментарий #1, дата: 07 сентябрь 2014 18:54

............в больном обществе надеятся на то, что паразитирующий червь шовинизма проползет в стороне от  " высоких папах " ( МВДшных,  ФСБшных,  Дум-ских ....) - по меньшей мере наивно.

  Российское (русское) общество, с развалом коммунизма, томительно долго искавшее "новую русскую Идею", видать эту Идею НАШЛО ( точнее, ему  ПОДКИНУЛИ - идейку ). И проста, и стара она как Мир - МЫ дартаньяны, а все кругом ..... какая то падаль, мешающая НАМ спокойно жить. И  "запад" НАС нагибает, и "восток" терроризмом размахивает, и китайцы, и японцы,  и кавказские "дикари" покоя не дают "БЕДНОМУ РУССКОМУ ИВАНУ"..........




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия