Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Путь из Чечни в Грузию

Авто- ж/д магистрали через Главный Кавказский хребет: быть или не быть?

 

 

 

На днях стало известно о планах Рамзана Кадырова о строительстве железной и автомобильной дороги из Чечни в Грузию. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам 2014 года, проходившей в большом павильоне ЧГТРК «Грозный».

Кадыров также добавил, что республиканское правительство уже работает над этим проектом. Неслучайно данное сообщение привлекло к себе внимание федеральных информационных агентств. Вероятно, ажиотаж новости придала амбициозность планов.

Идея, прямо сказать, дерзкая - это настоящий вызов природе. Граница между Чечней и Грузией, она же государственная граница России с сопредельным государством, полностью проходит по гребню Главного Кавказского хребта.

Круглый год горная цепь покрыта вечными снегами, так как уровень высоты здесь достигает 3500-4500 метров над уровнем моря. Действительно сложно представить, как и где в таких условиях можно провести и автомобильную и железную дорогу. Безусловно, это затребует больших усилий и денежных вложений.

Что не оставляет сомнений, так это огромная польза, которую принесет реализация этого проекта. Исторически тесно взаимодействовавшие народы Кавказа после распада Советского союза и последовавшего дипломатического кризиса в отношениях между Россией и Грузией, оказались разделены между собой.

Естественно, это негативно сказывается на Кавказском регионе как таковом, так как его отдельные части оказались отделены друг от друга. Таким образом, строительство новых путей сообщения поможет интегрировать два близких друг другу региона.

Очевидно, от этого проекта следует ожидать выгоду не только Чечне. Нет сомнений в том, что в случае ее успешной реализации, потенциалом путей сообщения воспользуются и соседние кавказские республики с перспективой на весь юг России.

В первую очередь, это экономическая выгода от роста объема передвижения товаров и услуг между регионами. Безусловно, можно привести контраргумент и сказать, что промышленное производство на Северном Кавказе не так сильно развито, чтобы объемы экспорта и импорта были относительно высокими.

А что касается продуктов сельского хозяйства, то у Грузии самой ввиду более благоприятных климатических и географических условий аграрный потенциал выше республик Северного Кавказа. Таким образом, получается, что  на макроэкономическом уровне регионам мало что предложить друг другу.

Однако из этого вовсе не следует, что овчина не стоит выделки. Напротив, следует понимать, что без налаженных путей сообщения не будут возникать и экономические взаимоотношения. По аналогии с кровеносной системой организма, чтобы кровь текла, ей нужны артерии.

Эту простую истину о важности дорог подметили еще древние. Отцы цивилизационно-рационалистского мышления, римляне, начиная осваивать еще не до конца завоеванную провинцию, в первую очередь строили в ней дороги, нередко прорубая в скалах тоннели.

Так и выходит, что без налаживания коммуникаций ни о каком экономическом сотрудничестве и интеграции не может быть и речи. На Кавказе нередко можно встретить упаднические настроения о перспективах развития инфраструктуры в горной местности. Однако, опыт других горных стран, зачастую даже не самых богатых, показывает, что прорубать магистрали в горах можно и нужно.

Вероятно, на первых порах окажется, что строить и автомобильный и железнодорожный пути из Чечни в Грузию обойдется в неподъемную сумму для бюджета. В таком случае можно допустить откладку строительства железнодорожного пути, так как его технологически значительно сложнее реализовать и долгое время будет нерентабельным вследствие отсутствия больших объемов пассажирского и товарного потока из Северного Кавказа в Южный.

При этом важно понимать, что новые маршруты могут нести также и транзитную функцию. Россия занимает четвертое место в списке стран - основных торговых партнеров Грузии.

Согласно данным национальной службы статистики Грузии «Сакстат», за двенадцать месяцев 2013 года внешнеторговый оборот Грузии с Россией составил 780 млн долларов – 7,2% от всего внешнеторгового оборота.

Как передает портал «Новости-Грузия», по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, товарооборот между Грузией и Россией вырос на 50%. Экспорт из Грузии в Россию за данный период составил более 190,2 млн долларов (6,5% от общего объема экспорта), а импорт в Грузию из России составил около 589,4 млн долларов (7,5% от общего импорта).

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о наличии тенденции увеличении объемов товарооборота между странами. А значит, актуальность налаживания коммуникаций будет все возрастать, оживляя горные районы и селения по обе стороны границы.

Следует также отметить, что это не  первый за последние годы проект строительства дороги из северокавказских республик в Грузию. Так, уже не первый год в СМИ проскальзывает информация о строительстве Аваро-Кахетинской дороги, которая должна связать горную часть Дагестана с Грузией.

Осознавая важность налаживания коммуникаций, дагестанская общественность связывает со строительством Аваро-Кахетинской дороги большие надежды на возрождение экономической активности в горной части республики.

Тенденцию роста показывают не только данные по товарообороту России с Грузией, но и отдельно Дагестана. Как передает «Кавполит», по данным Северо-Кавказского таможенного управления, в прошлом году в Дагестан было импортировано грузинских товаров на сумму 6,423 млн долларов (6,36 тысяч тонн), экспортировано на 696 тысяч долларов (210 тонн). Но при этом следует учитывать, что в сравнении с 2012 годом темп роста торгового оборота составил 144,6%.

Безусловно, можно лишь приветствовать инфраструктурные проекты подобного рода. Необходимо поддерживать в СМИ актуальность самой проблематики налаживания связей между различными частями Кавказа. Очень важно отойти от мышления категориями крупных магистралей и осознать важность развития локальных дорожных сетей для оздоровления экономической ситуации в регионе.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Владимир Путин назначил Кадырова исполняющим обязанности главы Чечни

Жители Чечни призвали Кадырова остаться на посту главы региона

В Грозном прошел митинг в поддержку Кадырова

Кадыров: глава Хасавюрта Умаханов - бандит

Чечня сделает аэропорт в Грозном авиахабом юга России

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 05 январь 2015 17:26

Очень мудро поступил Кадыров. прежде всего самой грузии немаловажен будет иметь связь с Чечней и Россией. Меня интересует не дорога Чечни или Аварскую, а глухое молчание как всегда о Лезгинских проблемах. С лезгинского села приграничного с Азербайджаном до Лезгинского в Азербайджане дорга через перевал 7-10 час. на лошади или пешком, а если прорыт тонел на прямую то 10-20 км.  Зато какое огромное значение для лезгин да и всего региона. В советское время в поисках рудника проложили тонел, якобы оставалось всего несколько км и закрыли, рассказывали, что в годы Чеченской компании эти тонели забивалили ядерными отходами за один ночь и обрушили вход взрывом, отчего ныне с этих аулов большинства населения ушли, часть гибли от онкологий. 


Комментарий #1, дата: 30 декабрь 2014 13:52

Чеченцы все правильно просчитали и для них это очень перспективное направление. Во-первых, дорога соединит Чечню с чеченцами в Грузии, во-вторых, зависимость от дагестанских транспортных артерий минимизируется, в третьих- чеченский фактор будет играть более существенную роль в Грузии. Но сомневаюсь, что грузины дадут добро на строительство дороги с Чечени, если они заблокировали строительство даже так называемой "аваро-кахетинской" автодороги.  Возможно, недавний парад кадыровцев в Грозном их еще больше напряжет))) https://www.youtube.com/watch?v=iJBrMAXHTzw




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия