Джемаль в посудной лавке. Неумелые игры исламиста на лезгинском поле
В социальных сетях активизировались дискуссии по поводу активных высказываний известного российского политического и общественного деятеля Гейдара Джемаля.
В июне в Москве в «Президент - Отеле» была организована первая Международная конференция о проблемах лезгинского и аварского народов, в которой принимал участие и Гейдар Джемаль. Этот Форум был инициирован Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Аварской национально-культурной автономии. Эта конференция и особенно на ней принятая резолюция вызвали серьезный протест азербайджанской общественности и общественника Гейдара Джемаля.
«Это была анти азербайджанская акция. Я пришел туда, чтобы своими глазами убедиться в том, что эта конференция была затеяна российскими силовыми структурами в канун визита в Баку главы Администрации президента России Сергея Иванова» - утверждает Гейдар Джемаль в своем интервью.
Гейдар Джемаль, рекомендации резолюции принятой на конференции посчитал прямым вмешательством в межгосударственные отношения. В связи своим несогласием с пафосом и резолюцией конференции, Джемаль покинул конференцию в знак протеста.
«Азербайджанцы» - этнос или супер этнос?
Известный общественный и политический деятель, Гейдар Джемаль обсуждая проблемы аварского и лезгинского народов, считает, что их проблемы используются в качестве инструмента в анти кавказской игре.
Джемаль также коснулся июньской международной конференции президент - отеле в Москве, которая была посвящена проблемам аварцев и лезгин. По словам Джемаля, конференция носила анти азербайджанский характер.
«Длинный ряд упрёков и обвинений, смысл которых сводился к тому, что лезгины и аварцы в результате внутренней политики азербайджанских властей утрачивают свою этническую идентичность» - утверждает Гейдар Джемаль.
По словам Джемаля, проблема разделенности этих народов между Россией и Азербайджаном и протесты против этой разделенности превращаются в проблематизацию государственного суверенитета Азербайджана. Джемаля считает, что лезгины и аварцы, проживающие на территории Азербайджана, могут протестовать против национальной политики Баку.
Гейдар Джемаль также активно обсуждает вопрос этнонима «азербайджанцы». По словам Джемаля, на конференции в Москве, как и вообще среди северо-кавказцев присуще мнение, что «азербайджанец» - это синоним тюрка. По мнению Джемаля, термин «азербайджанец» - это супер этническое определение, на которое имеет право коренной житель Азербайджана. Гейдар Джемаль, термин «азербайджанец» сравнивает с термином «россиянин».
По мнению Джемаля, лезгины и аварцы являются коренными жителями азербайджанской территорий и могут с большим правом называться азербайджанцами, чем их собратья в Дагестане – «россиянами». Этот довод Гейдар Джемаль, аргументирует фактом насильственного включения Северного Кавказа в состав России.
«Северокавказские этносы не принимали участия в этногенезе русского народа. Северный Кавказ представляет собой особый анклав в составе Российской Федерации.» - отмечает Джемаль.
С другой стороны говоря о термине «азербайджанцы», Джемаль говорит, что как супер этнос азербайджанцы произошли в результате смешения кавказских и мидийских этнических элементов, которые сыграли более значительную роль в этногенезе народа, чем тюрки – мигранты из Средней Азии или потомки хазар, после развала Хазарского каганата.
По мнению Гейдара Джемаля, в составе азербайджанского супер этноса присутствуют разные этнические группы, которые имеют свою отдельную, культурно-языковую идентичность. По словам Джемаля, тюрки, курды, лезгины, талыши и другие этнические группы являются коренными жителями и хозяевами азербайджанской земли и государства.
Он считает грубой ошибкой ставить знак равенства между «Азербайджанством» и «тюркизмом». По утверждению Джемаля, есть серьезная опасность превращения северокавказских народов Азербайджана в «пятую колонну» против Азербайджана. Гейдар Джемаль активно критикует резолюцию Московской конференции по поводу проблем лезгинского и аварского народов.
Реакция лезгин
Высказывания известного общественного деятеля России Гейдара Джемаля, как и ожидалось, вызвали серьезное недовольство со стороны лезгин.
Например, философ Энвер Кисриев, удовлетворен утверждениями Гейдара Джемаля по поводу проблем лезгин в Азербайджане.
«Признаюсь, я удовлетворен тем, что мой взгляд на ситуацию в Азербайджане в отношении лезгин и аварцев полностью совпал с позицией популярного и проницательного политического аналитика» - утверждает Энвер Кисриев.
Лезгинский общественный деятель Амиль Саркаров, высказывает свое несогласие по поводу рассуждения Гейдара Джемаля об этнониме «азербайджанец». По словам Саркарова, Джемаль вводит общественность в заблуждение, когда говорит об азербайджанстве, как о супер этносе.
Саркаров, утверждает, что еще в 30-ые годы 20ого столетия, термином «азербайджанец» начали называть все тюркское население Закавказья. По словам Саркарова в тот советский период многих нетюркам – лезгинам, татам, аварцам и др. Поменяли этническую принадлежность в пользу «азербайджанского» этноса.
Подозрения Джемаля
Лидер Исламского комитета Гейдар Джемаль, в своей интервью агентству «Медиафакс» заподозрил кое какую связь между аваро-лезгинским форумом в Москве и нерешенным вопросом об аренде Россией РЛС в городе Габала на территории Азербайджана.
По утверждению Джемаля, как переговоры между военными ведомствами России и Азербайджана оказались безрезультатными, так сразу же в Москве была проведена конференция о проблемах лезгин и аварцев. По словам Джемаля в руководстве России определенные круги хотят разыграть карту северокавказских народов.
Эпилог
Вопрос разделенных народов, особенно лезгинский вопрос, стал более активно обсуждаться на российских форумах. Нерешенность проблемы лезгин создает серьезные проблемы азербайджанскому молодому государству. Неурегулированность лезгинской проблемы в Азербайджане, дает возможность России использовать этот эффективный «рычаг» давления на Азербайджан и его внешнеполитические ориентиры.
Сможет ли, азербайджанская республика сформироваться в государство-нацию? Видимо Гейдар Джемаль, упоминая об азербайджанцах, как о супер этносе подразумевал в этом желанное формирование в Азербайджане государства-нации, где все будут равны и будут называться азербайджанцами.
Но тут надо отметить, один примечательный нюанс, вопрос языка и этнической принадлежности, ни аварцы, ни лезгины не желают принижать статус своего этноса и родного языка в сравнении с тюркским. Сближение Азербайджана с Европейским Союзом и соблюдение Баку рекомендаций европейских организаций, будет способствовать улучшению социального статуса лезгин и других этнических групп в Азербайджане.
Можно отметить, что на крайнем востоке Кавказа идет конкуренция России и Азербайджана на лезгинском направлении, в которой Россия на сегодняшнем этапе переигрывает у Азербайджана.
Соломон Лебанидзе
Кавказский форум специально для FLNKA.RU
.