Экспорт эскалации на Южный Кавказ?
Stratfor предсказывает столкновение интересов России и Запада на Южном Кавказе
Новый доклад американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor о вероятном столкновении интересов России и Запада на Южном Кавказе не вызвал особенного внимания российских СМИ. Разве что только газета ВЗГЛЯД опубликовала подробный разбор с привлечением экспертов из разных стран.
Это невнимание, скорее всего, объясняется тем, что ничего сенсационного в докладе Stratfor нет. Текст выдержан в стиле капитана Очевидность. Разве для кого-то новость, что американская, французская и британская разведки активно работают в странах Закавказья?
Разве для кого-то является секретом существование многочисленных НКО, которые на западные деньги убеждают азербайджанцев, армян и грузин в безальтернативности западного выбора?
Разве кому-то не было очевидно, что милитаризация Грузии с последующим нападением на Южную Осетию – организованный Западом стресс-тест для российской армии, который та вполне успешно прошла (после 2008 года военные провокации на российских границах прекратились)?
Более того, если бы не победный август-2008 в Южной Осетии, могло бы и не быть бескровного, но оттого еще более победного февраля-2014 в Крыму: именно после разгрома Грузии российская армия стала активно развивать мобильные высокопрофессиональные, хорошо оснащенные ударные группы.
Реакция на угрозу МосквыЕсли воспринимать доклад Stratfor как констатацию факта, то и впрямь не очень понятно, что тут обсуждать: все и так очевидно. Но эту организацию потому и называют «теневым ЦРУ». В своих прогнозах и анализах она доносит ту информацию, которую не может или не хочет самостоятельно озвучивать Госдеп. В России такую роль часто играет лидер ЛДПР Владимир Жириновский, тестирующий российское или западное общественное мнение по тому или иному вопросу.
Заявляя, что следующей точкой противостояния России и Запада станет именно Закавказье, а не Средняя Азия (или Прибалтика, или Арктика и т.д.), Stratfor проверяет реакцию заинтересованных сторон.
С Россией все более-менее понятно: как отмечают американцы, Москва проводит взвешенную и разумную политику, усиливая свое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии, решая возникающие проблемы в отношениях с Арменией и даже договариваясь с Азербайджаном о строительстве новой РЛС взамен Кабалинской.
К счастью, прекратилась политика «слона в посудной лавке», когда московские чиновники своими необдуманными словами и поступками регулярно ставили ситуацию в Сухуме и Цхинвале на грань революционной.
То, как Россия политически отработала ереванский Электромайдан, в целом может заслуживать только одобрения – несмотря на попытки некоторых журналистов, а точнее, пропагандистов представить ситуацию как «антироссийский бунт» и добиться ответных резких высказываний российских политиков с целью эскалации ситуации.
Поэтому для России прогноз Stratfor – по сути объявление «иду на вы». Как говорится, спасибо, что предупредили, но мы в вас и так не сомневались.
Тонкости расклада на Южном Кавказе
Гораздо важнее в этом случае реакция тех, кому в планируемой Вашингтоном игре отводится роль шахматной доски и фигур – то есть Азербайджана, Армении и Грузии. За почти четверть века независимости все три закавказские страны очень хорошо научились лавировать как между мировыми центрами силы, так и между своими более крупными соседями.
Многие в России знают о близких, буквально братских отношениях Азербайджана с Турцией. Но для людей, ранее не интересовавшихся кавказской политикой, становится буквально откровением, когда они узнают о весьма тесных армяно-иранских связях. При этом с Азербайджаном Иран также находится в хороших отношениях, учитывая, что в Исламской Республике азербайджанцев живет больше, чем в самом Азербайджане.
Так что никакой однозначной «ориентации на Европу», как это пытаются привить Украине и уже почти привили Прибалтике, на Кавказе невозможно. Однозначная «ориентация на Россию» возможна только в едином государстве, но такие мысли не высказывают даже самые отмороженные имперцы.
Независимость и безопасность Азербайджана, Армении и Грузии возможна только при комплементарной политике. Все кавказские страны вынуждены учитывать интересы России, США, Евросоюза, Турции, Ирана. А в последнее время внимание к региону проявляет и Китай.
Ставка на какую-то одну силу при игнорировании интересов других приводит к неизбежной войне – что и продемонстрировал Михаил Саакашвили своим неумеренным западничеством.
В Азербайджане и Армении это понимают лучше. Хотя исторически Армению считают «пророссийской», а Азербайджан – «прозападным», условный политический перевес в ту или другую сторону составляет считанные проценты.
Нынешняя «цветущая сложность» в целом устраивает и Россию, и государства Южного Кавказа. Так же и в российско-украинских отношениях до момента Евромайдана тоже все было гладко, несмотря на то что Виктор Янукович вел свою страну по пути «евроинтеграции» начиная с 2010 года.
Кстати, от того, что Грузия подписала аналогичное соглашение, ее отношения с Россией совсем не ухудшились. Видимо, дело не столько в экономике, сколько в политике.
Что не устраивает Запад?
Доклад Stratfor явно демонстрирует, кого и чем не устраивает текущая ситуация. Западу нужно, чтобы России вообще не было по южную сторону Кавказского хребта.
Запад не торопится: добившись вывода российской военной базы из Грузии после победы «революции роз», он смирился с поражением Грузии в 2008 году и усилением российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии. Но весьма тепло приветствовал ликвидацию российской РЛС в Азербайджане, а теперь помпезно готовится к открытию центра обучения НАТО в Вазиани.
После безжалостного убийства армянской семьи непонятно как прошедшим комиссию солдатом Пермяковым была проведена мощная пиар-кампания, призванная добиться вывода российской военной базы из Гюмри. Не удалось.Начался «Электромайдан», конечной целью которого было спровоцировать Россию на неадекватные действия, сменить власть в Армении и все-таки добиться ликвидации базы. К счастью, всем сторонам хватило мудрости договориться.
Теперь есть смысл ждать новых провокаций вокруг Карабаха, но вряд ли этим дело ограничится. Любой эксперт может с ходу назвать еще несколько болевых точек, нажатие на которые может вызвать обострение либо антироссийских, либо направленных против соседних наций выступлений.
Вы готовы?
В этой ситуации для политических элит стран Южного Кавказа важно очень четко и однозначно ответить себе на один простой вопрос. Все видят, что происходят со странами, попавшими в зону геополитических интересов Запада. Это уничтоженные Югославия, Ливия и Ирак, это стремительно нищающая и теряющая территории Украина.
Вы готовы к аналогичной судьбе для ваших стран? Во имя «борьбы с русским империализмом», «торжества западных ценностей», «окончательной победы над коварным врагом», да чего угодно?
Не бывает такого, чтобы у попавших в жернова геополитических споров стран все было хорошо. Бывают войны, кровь, нищета и деградация.
Поэтому в нынешней ситуации все зависит не от Москвы и не от Вашингтона. Зависит от политических и экономических элит в Баку, Ереване и Тбилиси. Если найдутся те, кто готов сделать свою страну разменной картой в большой игре – война начнется. Если восторжествует разум – сохранится мир.
Ну а почему Запад активизировался именно сейчас, наверное, объяснять не надо. Дело не только и не столько в Украине или в экономических проблемах, с которыми столкнулись экономики России и других членов таможенного союза. Название причины состоит из четырех букв, начинается на «и» и кончается на «н» – Иран.
Возвращение из международной изоляции крупнейшего регионального геополитического игрока неизбежно вызовет серьезную смену сложившихся правил взаимодействия.
Впрочем, это уже тема для отдельного доклада Stratfor.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Южную Осетию собрались переименовать по аналогии с российским регионом
Вячеслав Поставнин: В доминировании кавказцев в экономике виноваты русские чиновники
Маргвелашвили: Грузия вернет Абхазию и Южную Осетию мирным путем
В США считают, что встречу по Карабаху в Казани провалил сам Медведев