Поднебесная забирает долю на Южном Кавказе. Россия теряет влияние в регионе на фоне экономического кризиса и активности Ирана и Китая
Есть много факторов, которые будут способствовать ослаблению роли России на Южном Кавказе, – и усиление Ирана, и его стремление обзавестись если не новыми сателлитами, то как минимум экономически зависимыми государствами.
Россию могут активно и планомерно вытеснить из ключевых игроков в странах Южного Кавказа – или ее роль в регионе значительно сузится. И отнюдь не из-за Запада (или не только из-за него, хотя и с его молчаливого согласия).
Китай резко активизировался в регионе за период независимости Армении, Азербайджана и Грузии. Темпы роста его влияния еще не сопоставимы с его же показателями в Центральной Азии, но они заметны и стабильно растут.
Несмотря на кажущуюся нестабильность в экономике Поднебесной, КНР будет продолжать политику экспансии на новые территории, ибо этого требуют объективные обстоятельства.
От миллионов до миллиардов
По сравнению с присутствием Запада, России и Турции в регионе китайская доля выглядит довольно скромно, но зато постоянно расширяется. Усиление партнерских отношений между Китаем и Азербайджаном ярко демонстрирует это растущее влияние.
КНР на 10-м месте в рейтинге крупнейших внешнеторговых партнеров Баку и стремится войти в энергетический сектор Азербайджана.
Китай уже присутствует в нефтедобывающей сфере в ряде азербайджанских регионов. Кроме того, именно он усовершенствует гидроэлектростанцию в Мингечевире.Показателем активности между странами является наличие прямых постоянных авиарейсов между тюркскими Баку и Урумчи, столицей автономного региона уйгуров. Примечательно, что Поднебесная использует свой тюркский компонент для наращивания партнерства с тюркскими странами.
Торговый оборот между странами за последние 22 года увеличился в 800 раз. Двусторонняя торговля изначально не превышала $1,5 млн, в 2004 году – возросла до $200 млн, в 2006 году – до $368 млн, а сейчас составляет $1,5 млрд.
Между странами действует более 20 соглашений. В Азербайджане представлена 61 китайская компания – прежде всего, в сферах торговли, строительства, сельского хозяйства и коммуникации.
Китайская резина по армянским технологиям
Как известно, у Армении в регионе самый низкие показатели ВВП. Между тем, КНР является третьим по величине ее торговым партнером после ЕС и России.
Двусторонняя торговля приближается к $400 млн, что, конечно, несопоставимо с китайско-азербайджанским оборотом, но для Армении – значительно. Китай намерен стать для нее важным инвестором.
Поднебесная планирует принять участие в строительстве железной дороги Армения – Иран и добыче молибдена в этой стране. В Китае уже работает армяно-китайский завод по производству резины, причем по армянским технологиям.
Если в конце 1990-х годов СМИ писали о поставках китайских вооружений в Армению, сейчас такое практически невозможно: Пекин стоит на более сдержанной позиции по поводу Нагорного Карабаха из-за жизненной важности его отношений с Баку.
Тесные связи, недовольный народ
Для Грузии Поднебесная – пятый по величине торговый партнер. Китайские компании активны на рынке сырья, добычи электроэнергии и в инфраструктурных проектах. Также КНР интересуется участием в строительстве железных дорог и создании ЗСТ в Кутаиси.
К 2017 году страны намерены увеличить двустороннюю торговлю до $1,7 млрд, хотя у грузинского населения вызывает недовольство тесная связь с Китаем – точнее, мигранты оттуда. В феврале 2013 года в Тбилиси даже прошел митинг против мигрантов из КНР, но он никак не отразился на развитии отношений между странами.
Работа над ошибками России
Скорее всего, Иран и Китай будут наращивать влияние в регионе, причем за счет доли России, чья экономика несет сильные потери. С учетом последнего прогноза Минэкономразвития РФ (о том, что нефть будет стоить около $38 за баррель) отрицательная динамика российской экономики более чем очевидна. Пропорционально ей и сужение внешнего влияния Москвы.
С одной стороны, Китай будет стремиться увеличить свое присутствие в регионе – в том числе за счет российской доли. Но сами страны Южного Кавказа не заинтересованы в доминировании одного из крупных игроков (Турция, ЕС, Россия, Иран и Китай). Они потому и вовлекают Китай в регион так активно, что не хотят впасть в зависимость от кого-то конкретно.
В этом смысле влияние Китая на страны Южного Кавказа имеет свои пределы, которые будут установлены Баку, Тбилиси и Ереваном.
России надо осознать, что в ближайшей перспективе ей не достичь доминирования в регионе, поэтому ее задача – способствовать поддержанию баланса внешних акторов.
И ее позиция по Нагорному Карабаху больше не может оставаться односторонне проармянской, что все эти годы вызывало недоверие со стороны Азербайджана, который научился искусно лавировать между Западом и Россией.
Москва же, сделав ставку на Армению – менее развитую экономику, – приобрела не только слабого партнера, но, возможно, и экономическую проблему для Евразийского союза.
Отношения Москвы с Тбилиси концептуально не изменились со времен Саакашвили, и грузинские власти вряд ли когда-либо примут и поймут шаги России в отношении Южной Осетии и Абхазии.
Рамазан Алпаут
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.