В Югре лезгин приравняли к мигрантам и начали учить русскому языку
В Думе автономного округа под руководством председателя Комитета по социальной политике Натальи Западновой состоялось обсуждение проблем, касающихся обучения детей мигрантов в Югре по итогам проведённого в 2012 году социологического исследования.
Участие в заседании круглого стола приняли Председатель окружной Думы Борис Хохряков, вице-спикер окружного парламента Александр Сальников, югорские депутаты Татьяна Гоголева, Надежда Алексеева и Виктор Валеев, уполномоченный по правам человека в регионе Александр Сидоров, уполномоченный по правам ребёнка в Югре Татьяна Моховикова, представители и руководители общественных организаций, представители муниципальных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, учёные, руководители и педагоги школ, дошкольных учреждений, социальных учреждений, учреждений культуры.
По вопросу выполнения рекомендаций по итогам проведения круглого стола от 1 февраля 2012 года собравшихся проинформировали первый заместитель директора Департамента образования и молодёжной политики автономного округа Денис Погонышев, руководитель Департамента социального развития Югры Мария Краско, а также директор окружного Департамента культуры Александр Кармазин.
О результатах проведения социологического исследования на тему: «Проблемы обучения детей мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на совещании рассказали представители научного коллектива Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ): доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник лаборатории региональных исследований СурГПУ, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Уральского федерального университета, первый вице-президент Российского общества социологов Гарольд Зборовский; доктор социологических наук, профессор, директор Центра социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного университета города Екатеринбурга Елена Шуклина; первый проректор, доктор социологических наук, председатель Югорского отделения Российского общества социологов Владислав Засыпкин.
В обсуждении также участвовали представители муниципальных образований, руководители общественных и социальныхучреждений, учреждений дополнительного образования.
В ходе круглого стола было озвучено, что общее количество детей из семей иностранных граждан, зафиксированных на территории муниципалитетов автономного округа, в 2012-2013 учебном году составило 2524 человека (доля детей иностранных граждан от общей численности учащихся автономного округа – 1,5%).
Наибольшее число детей из семей иностранных граждан в муниципальных образованиях автономного округа отмечено в Сургуте – 816 детей (31% от общего количества детей-мигрантов), Нижневартовске – 273 детей (13,5%) и Ханты-Мансийске – 234 (%).
«Анализ проблем социокультурной адаптации детей мигрантов, связанных с особенностями проживания мигрантов и уровнем развития инфраструктуры, культуры и досуга в Югре, проведённый Департаментом культуры автономного округа на основе аналитического материала, ежегодно предоставляемого муниципальными образованиями по результатам реализации государственной политики в области культуры, даёт основания сделать выводы, что учреждения культуры округа активно проводят работу с этносами, проживающими в регионе», - отметил в ходе своего выступления директор окружного Департамента культуры Александр Кармазин.
Он также проинформировал о том, что в Югре накоплен многолетний опыт диалога культур, который реализуется через деятельность центров национальных культур, основные задачи которых направлены на сохранение и развитие национальной культуры, поддержание стабильности межнациональных отношений, просветительскую деятельность, широкое приобщение молодёжи к изучению традиционной культуры.Центры национальных культур объединяют для сотрудничества 75 национальных общественных организаций и культурных автономий округа. Особое место в формировании толерантного отношения, уважения к традициям и обычаям разных народов занимает деятельность 124 самодеятельных коллективов народного творчества, созданных в округе на базе учреждений культуры всех типов.
Рассказывая о результатах проделанного исследования, профессор Гарольд Зборовский отметил: «При проведении социологического исследования «Проблемы обучения детей мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» был задействован большой коллектив учёных, преподавателей, аспирантов и студентов СурГПУ. Благодаря такому комплексному и детальному подходу к изучению, а также поддержке Думы автономного округа, Комитета по социальной политике, депутата Натальи Западновой работа исследования была проведена успешно».
Он также акцентировал внимание присутствующих на наиболее значимых проблемах, выявленных в ходе анализа – в исследовании был сделан акцент на изучение социальных групп. Дети мигрантов рассматривались, как определенная социальная общность. Социологический анализ адаптации детей мигрантов непосредственным образом связан с изучением субъективной стороны их деятельности – потребностей, мотивов, целей, жизненных планов, стратегий, а также с оценками способов их реализации. Прежде всего, изучение образовательных потребностей детей мигрантов, выявление характера. Уровня их развития, оптимальных условий и способов удовлетворения.
Было также озвучено, что опрос педагогов и администрации школ показал рост актуальности проблем обучения детей мигрантов в автономном округе. Педагоги считают, что организация образовательной деятельности детей мигрантов обладает особой спецификой и характеризуется спектром проблем, решение которых не всегда возможно только в рамках школы и требует комплексного подхода.Кроме того, педагоги убеждены, что для реализации успешной деятельности детей мигрантов необходимо решение вопросов, прежде всего их языковой и социокультурной адаптации, организации взаимодействия с родителями и активного привлечения сторонних организаций – социальных служб, УФМС, диаспор и так далее.
Особой актуальностью, с точки зрения педагогического сообщества, характеризуется проблема состояния нормативно-правовой базы, создающей условия для успешной работы с детьми мигрантов, необходимых формальных и неформальных стимулов, обеспечивающих их эффективность.
Выявляя отношение детей мигрантов к учёбе, выяснено, что учащиеся мигранты позитивно относятся к обучению, этот вид деятельности является для них привлекательным. Школьное образование для детей мигрантов – важный адаптационный фактор, напрямую связанный с профессиональным образованием и перспективой получения в будущем хорошей с их точки зрения профессии.
В целом, в ходе обсуждения круглого стола, участники сошлись во мнении о том, что в округе накоплен значительный опыт разработки концепции и создания системы образовательной и воспитательной деятельности по формированию толерантности в рамках отдельных образовательных учреждений. Опыт исследования доказал, что практически каждая школа Югры имеет серьезные проекты по формированию культуры толерантности.
«Система образования Югры эффективно решает проблему обучения детей мигрантов. Постановка вопроса о системном подходе к социальной адаптации детей мигрантов является важным результатом данного исследования. В округе накоплен значительный опыт в разработке концепции и создании системы образовательной и воспитательной деятельности по формированию толерантности в рамках отдельных образовательных учреждений. Создание модели «Школа территории толерантности» реализуется в параллель с усилиями муниципалитетов, общественных организаций, работающих в этом направлении конкретных населенных пунктов», - резюмировал профессор Гарольд Зборовский.
В ходе заседания участники также обсудили проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием взаимодействия школы и детей мигрантов, проблемой языкового барьера, «резиновых адресов», охраны здоровья детей мигрантов в регионе. Также обсуждались вопросы, касающиеся слабой методической базы системы образования детей данной категории, нехватки обмена опыта с другими регионами.
«Абсолютно естественным является то, что дети, привезённые в наш регион, помимо получения качественного образования нуждаются и в оказании медицинской помощи. При обращении за необходимой медицинской помощью по месту жительства, они, конечно же, её получают в полном объёме», - отметила заместитель Директора регионального Департамента здравоохранения Тамара Овечкина.
Говоря о важности обсуждаемой темы, вице-спикер Думы автономного округа Александр Сальников процитировал выдержку из его статьи Президента Российской Федерации Владимира Путина о национальном вопросе, опубликованную в «Независимой газете». «Не стоит забывать о том, что всё начинается с детства, и именно сейчас необходимо обращать на это внимание», - резюмировал он.
Подводя итоги обсуждения, Наталья Западнова подчеркнула, что все предложения к рекомендациям данного круглого стола будут учтены при подготовке итоговогодокумента. Она также отметила, что многие вопросы, обсуждаемые в ходе первого заседания круглого стола в феврале 2012 года, были учтены при организации работы с детьми и семьями мигрантов.
Так, в целях профилактики правонарушений, выявления лиц, не имеющих места жительства, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних с 2009 года в Югре осуществляет деятельность межведомственная служба «Социальный патруль». За 2012 год службой «Социальный патруль» были выявлены 102 безнадзорных ребенка – 50 детей помещены в учреждения социальной сферы, 35 несовершеннолетних возвращены в семью.
По данным ежегодного мониторинга, ведущегося с 2009 года, число детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, сохраняется в пределах 400. В 2011 году количество таких детей составило 345 человек, в 2012 году их показатель уменьшился до 303. Показатель количества не владеющих составил – 30 человек. Поэтому, в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.08.2011 №667 «О внедрении проекта «Школа адаптации» для детей мигрантов в образовательных учреждениях автономного округа» с 1 сентября 2011 года в 12 общеобразовательных учреждениях 8 муниципалитетов, в которых наибольшее количество детей-мигрантов (города Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Радужный, Югорск, Сургут и Сургутский район) реализуется проект, прошедший успешную апробацию – «Школа адаптации».
В рамках данного проекта с целью преодоления языкового барьера, а также более успешной социализации детей используется практика педагогов-носителей родного языка (азербайджанский, таджикский, лезгинский языки). В учебные планы образовательных учреждений включено большее количество часов на изучение русского языка, на организацию индивидуальных и групповых занятий по чтению, русскому языку, организуются дополнительные занятия по русскому языку для детей с родителями. Кроме того, тесную связь образовательные учреждения поддерживают с национальными диаспорами. Диаспорами инициированы вопросы создания воскресных школ, где дети совместно с родителями стремятся к преодолению языкового барьера и социальной адаптации.
В завершение круглого стола председатель Комитета по социальной политике Наталья Западнова поблагодарила всех, кто принимал участие в дискуссии, слова особой благодарности она адресовала научному коллективу за проделанную работу. «Результаты данного исследования необходимо учитывать при разработке программ социальной направленности. Эта работа проведена на высоком и качественном уровне для людей, семей, проживающих в нашем регионе».
Информационное Агентство МАНГАЗЕЯ
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
Состоялось заседание рабочей группы по празднованию 2000-летия Дербента
Саид Амиров назван лучшим мэром России
Абдулатипов назвал силовиков и чиновников основными нарушителями прав жителей Дагестана
В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах