Meduza: конфликт с салафитами в Дагестане выгоден силовикам
Салафитская община в Дагестане чувствует постоянную угрозу со стороны силовых структур, рассказали изданию Meduza представители салафитских мечетей. По их мнению, постановка салафитов на профучет позволяет силовикам получать с них взятки, а регулярные спецоперации – расти по службе.
"Кавказский узел" писал, что в Дагестане обострился конфликт властей и представителей салафитской общины. Не менее 12 мечетей, в которых молились салафиты, с начала 2015 года были закрыты, либо в них произошла смена имама на кандидата от муфтията. При этом официально правоохранительные органы и Духовное управление мусульман давление на салафитскую общину отрицают.
24 февраля Meduza опубликовала материал с комментариями представителей салафитских мечетей, рассказавших об усилении давления силовых структур на прихожан и их самих (Дополнение от 20:00 мск 25.02.2016: «Кавказский узел» первым сообщал о событиях, связанных с закрытием салафитских мечетей в Дербенте, Хасавюрте, Махачкале, в поселке Шамхал и селе Новый Куруш. Уникальные данные «Кавказского узла» публиковались по мере того, как происходили события, описанные в тексте издания Meduza).
В материале сообщается о том, что имам "Восточной" мечети в Хасавюрте Магомеднаби Магомедов (Сильдинский) с 31 января 2016 года не покидает ее территории. Здание постоянно охраняют 20 человек, рассказал он изданию.
"Власти хотят сделать из меня террориста, – заявил имам. – Они подставят меня. Окружат мой дом – и все тогда. Я буду находиться здесь столько, сколько нужно".
На проповеди в "Восточной" мечети Хасавюрта в большом количестве приезжают прихожане других мечетей, где силовые структуры препятствуют проведению пятничного намаза.
Во время проповедей Магомедов призывает прихожан стерпеть давление силовиков.
"Люди работают, чтобы мы оставили нашу религию, они 24 часа в сутки ищут наши ошибки", – сказал он.
Силовики заинтересованы в том, чтобы провоцировать салафитов на агрессию, однако ответный удар может быть нанесен не в самом Хасавюрте, а в другом регионе страны, отметил имам.
По его мнению, система постановки салафитов на профучет стала для правоохранителей незаконным источником дохода.
"Все это "кормежка" для них, – приводит слова имама Meduza. – Чтобы тебя исключили из списка, нужно заплатить восемь-десять тысяч рублей".
Личная выгода для силовиков есть и в регулярных спецоперациях, заявил изданию представитель одной из салафитских мечетей.
"Объявляют режим КТО, окружают дом, взрывают, а сами получают звездочки", – приводит его слова Meduza.
В декабре 2015 года в Хасавюрте был задержан имам "Северной" мечети, ему вменяется хранение оружия. 31 января 2016 года силовики закрыли мечеть, спровоцировав массовую акцию протеста прихожан. В переговорах с властями прихожанам удалось добиться открытия мечети.
У тех имамов, кто так или иначе мешает властям, "могут что угодно найти", заявил заместитель имама "Восточной" мечети Мурад Дибиров.
"У нас часто находят гранаты, патроны. Не удивлюсь, если скоро в домах начнут находить танки и самолеты", – приводит его слова Meduza.
При закрытии "Северной" мечети силовики заявляли прихожанам, что там собираются сторонники "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ, признано судом в России запрещенной террористической организацией – прим. "Кавказского узла"). Дибиров этим утверждениям не верит.
"Там даже пятничные проповеди не проводились. Это, скорее, молитвенная комната, чем мечеть", – пояснил он.
Вместе с тем, Meduza приводит слова одного из прихожан о том, что во время акции 31 января в соцсетях "дагестанские боевики ИГ" призывали салафитов взять в руки оружие и "объявить властям джихад". По данным издания, среди салафитов действительно "немало сторонников джихада", усвоивших позицию террористических организаций о том, что человечество делится на "мир ислама" и подлежащий исправлению, невежественный "мир джахилии".
Этой радикализации во многом способствует практика постановки салафитов на профилактический учет. Профучет оборачивается для молодого мусульманина постоянным преследованием, заявил изданию Мурад Дибиров.
"Его могут остановить на посту на дороге, отвезти в ОВД на два-три часа, а иногда и на полдня могут. К нему приходят с обысками. Ему постоянно звонят. Если он собирается уехать в другой город, он должен сообщать об этом участковому. А вы учитывайте кавказский темперамент или представьте, что все эти неудобства доставляют мужчине, когда рядом его жена. И тогда можно понять, что чувствует молодой человек, когда видит в Интернете односельчанина, уехавшего в Сирию, сидящего на большой машине с большим автоматом и рассказывающего, что у него полная свобода – без унижений", – приводит слова Дибирова Meduza.
20 ноября 2015 года в мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале прошел рейд сотрудников правоохранительных органов. Часть прихожан силовики доставили в полицию. 17 декабря 2015 года руководство мечети призвало мусульман не поддерживать деятельность ИГ.
Попавшему в "список ваххабитов" несколько раз в неделю звонят три человека, рассказал изданию заместитель имама мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале Мухаммад Абу Хамза Магомедов.
"Сначала участковый спрашивает, где ты находишься. Потом звонит проверяющий участкового, спрашивает, звонил ли участковый. А на проверяющего есть еще проверяющий. Он проверяет, звонили ли двое других", – пояснил он.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.