Крах политического капиталиста
Ахмед Билалов будет уволен с постов главы "Курорты Северного Кавказа" и вице-президента ОКР. Фото: ИТАР - ТАСС
Столь жесткое решение Владимир Путин принял после вчерашней инспекционной поездки по олимпийским объектам в Сочи. В ходе осмотра олимпийских объектов выяснилось, что график сдачи ряда объектов (трамплины, санно-бобслейная трасса, комплекс для лыжных гонок и биатлона) комплекса «Горная карусель» на Красной Поляне безнадежно сорван. Первоначально их предполагалось сдать в июне 2011 года — теперь же акт ввода в эксплуатацию планируется подписать лишь в сентябре этого года (а уже в следующем феврале состоится Олимпиада).
Вице-премьер Дмитрий Козак тут же пояснил президенту, что в этом виноват прежний исполнитель заказа — компания «Красная Поляна», основным бенефициаром которой до середины прошлого года считался Ахмед Билалов. Но вдобавок выяснилось, что не только сорваны сроки сдачи объектов, но и произошло существенное удорожание строительства — с 1,2 до 8 млрд рублей, и расходы эти лягут в основном на Сбербанк, который в прошлом году стал контролировать компанию «Красная Поляна».
Сразу же после этого инцидента сменился генеральный директор в «Курортах Северного Кавказа» — место покинувшего этот пост «по состоянию здоровья» Алексея Невского занял Алексей Садиков, занимавшийся в КСК взаимодействием с органами власти и инфраструктурным развитием, а до этого работавший в администрации президента. А на следующий день настала очередь самого Билалова — Владимир Путин поручил уволить его с занимаемых должностей.
В последние несколько лет Билалов был одной из наиболее заметных фигур, рекрутированных из крупного бизнеса для реализации масштабных государственных проектов — Олимпиады в Сочи и туристического кластера Северного Кавказа. Свою карьеру политического капиталиста уроженец Хунзахского района Дагестана Ахмед Билалов начинал в Краснодарском крае — с губернатором Кубани Александром Ткачевым они познакомились еще в 2000 году, когда оба были депутатами Госдумы.
На тот момент наиболее известным бизнесом, в котором участвовал Билалов вместе со своими двоюродными братьями Зиявудином и Магомедом Магомедовыми (в дальнейшем — основателями группы «Сумма»), был банк «Диамант». В свое время это учреждение входило в число наиболее крупных банков страны по размеру капитала, но в 2001 году «Диамант» лишился лицензии. В дальнейшем пути Билалова и братьев Магомедовых разошлись.
К концу 2007 года, когда Билалов впервые избрался депутатом Законодательного собрания Краснодарского края и стал его вице-спикером, он уже обзавелся в этом регионе значительными активами. Сначала он провел крайне выгодную сделку с 26-процентным пакетом акций Новороссийского морского пароходства, которые в 2002 году выкупил у компании «Спутник» Бориса Йордана за 15 млн долларов, а спустя два года продал госкомпании «Новошип» за 200 млн долларов.
Затем в руках Билалова оказались контрольные пакеты ряда кубанских компаний в сфере ЖКХ, в том числе «Сочиводоканала», гостиницы «Москва» в центре Сочи и «Олимпийская» в Дагомысе. «Жемчужиной» южных активов Билалова стал горнолыжный курорт «Горная карусель», включающий 36 трасс общей длиной 70 км. К Олимпиаде 2014 года здесь предполагалось построить примерно 740 тыс. кв. м недвижимости, в том числе олимпийскую медиадеревню и курортный «Горки-город».
В олимпийский проект Ахмед Билалов попал при содействии Александра Ткачева, который познакомил его с тогдашним главой Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым, и через некоторое время Билалов занял пост вице-президента этой организации. А в декабре 2010 года он становится председателем совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа», созданного для реализации масштабного проекта туристического кластера в этом регионе.
Гендиректором компании стал еще один депутат кубанского Законодательного собрания — Алексей Невский. Затем в октябре 2011 года Билалов был утвержден представителем губернатора Краснодарского края в Совете Федерации, на этой должности он сменил Александра Починка.
Однако в сенате Билалов задержался всего на год — в конце октября прошлого года он сложил полномочия депутата краевого парламента и члена Совета Федерации, заявив, что намерен полностью сосредоточиться на работе в «Курортах Северного Кавказа». Тем более что первые результаты эта компания показала быстро. Уже в июне 2011 года КСК создали совместное предприятие с французской госкорпорацией Caisse des Depots et Consignations, которая выразила намерение выполнять координирующую роль по развитию концепции проекта и строительству.
А в конце 2011 года об инвестициях в кластер объявили сингапурская компания Suprema Associates и корейские Korea Western Power и CHT Korea — в обоих случаях объем обещанных вложений составлял примерно по 1 млрд долларов.
Незадолго до того как покинуть пост сенатора, Билалов утверждал, что принял решение больше не заниматься собственным бизнесом. По факту это означало утрату контроля над «Горной каруселью», купленной некогда у совладельца компании «Нортгаз» Фархада Ахмедова. Общий объем инвестиций в создание этого курорта оценивался в 40 млрд рублей, из которых 15,8 млрд рублей планировалось получить в виде кредита от ВЭБа, а остальное добрать в основном за счет средств Сбербанка. Владельцем курорта выступало ОАО «Красная Поляна», около 60% акций которого принадлежало группе НББ (основной актив — Нацбизнесбанк) Магомеда Билалова — брата Ахмеда Билалова, а блокпакет — дочерней структуре Сбербанка, компании «Сбербанк капитал».
Но в июне 2012 года в результате проведения допэмиссии на общую сумму 9 млрд рублей «Сбербанк капитал» приобрел акций на 7,6 млрд рублей, что позволило ему довести свой пакет «Красной Поляны» до контрольного, а доля Магомеда Билалова сократилась до 41,2%. Тогда же истек и не был продлен контракт между «Красной Поляной» и входящей в группу НББ компанией «Развитие курортов» («НББ-Девелопмент»), которая выступала девелопером и техническим заказчиком строительства на «Горной карусели». В принципе уже в тот момент было понятно, что сроки возведения олимпийских объектов сорваны, поэтому активное вхождение Сбербанка в проект ряд наблюдателей связывали именно с этим обстоятельством.
Однако оргвыводы последовали только сейчас, после визита на Красную Поляну Владимира Путина, и вполне возможно, что это связано с другим недавним нашумевшим сюжетом — внезапной январской отставкой президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, с которым у Ахмеда Билалова сложились весьма теплые отношения. «С Магомедсаламом Магомедовым хорошо работали, понимали друг друга. Помощь и поддержку у него находили всегда», — отмечал Билалов. ССулейманом Керимовым, который в 2009 году лоббировал кандидатуру Магомедова в Кремле, у него также были совместные проекты — в 1990-х они занимались нефтяным бизнесом в Ханты-Мансийском автономном округе.
Именно фигура Керимова просматривается за решением «Курортов Северного Кавказа» летом 2011 года прирастить территорию туркластера побережьем Дагестана, где компания Керимова «Нафта Москва» выразила намерение вложить 1,4 млрд долларов в спортивную и туристическую инфраструктуру. Однако борьбу за контроль над Дагестаном Керимов и Билалов, похоже, уступили другому альянсу политических капиталистов — Зиявудину и Магомеду Магомедовым, которые, начиная с прошлого года, все более активно стали обозначать свои интересы в родной республике.
После ухода Ахмеда Билалова остается неясной судьба ряда проектов, связанных с туристическим кластером, — прежде всего проекта создания на Северном Кавказе региональной авиакомпании. Всего несколько дней назад Билалов заявил, что она будет создана в самое ближайшее время: «Решение принято, будет компания с участием КСК». Однако реализация этого проекта потребует немалых бюджетных вливаний. «Чтобы такая региональная авиакомпания начала работать, ей нужно купить минимум 20 самолетов — условно это 400 млн долларов», — говорил Билалов в интервью в прошлом августе.
И уже в конце прошлого года «Курорты Северного Кавказа» попросили на создание региональной авиакомпании предоставить государственные субсидии в размере 65–100 млрд рублей до 2030 года, причем, по расчетам КСК, до 2015 года необходимо привлечь в проект 1,4–1,8 млрд рублей государственных инвестиций. Утверждалось также, что если государство субсидирует приобретение авиапарка, то авиакомпания станет безубыточной к 2026 году.
Это дало основание экспертам усомниться в том, что проект вообще когда-либо выйдет на рентабельность. По мнению ведущего аналитика агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, собственная авиакомпания на Северном Кавказе нужна скорее для престижа, а главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что частные инвесторы вряд ли заинтересуются этим проектом, а значит, его реализация будет возложена на бюджет. С отставкой такого мощного лоббиста, как Билалов, будущее этого проекта может оказаться под большим вопросом.
Дайджест