Концепцию развития образования в Дагестане до 2030 года обсудили на первой форсайт-сессии
Концепцию развития образования в Дагестане до 2030 года под девизом «Доступность, цифровизация, качество» обсудили 7 августа в рамках первой в республике образовательной форсайт-сессии. Эксперты и представители системы образования республики были приглашены к обсуждению современных трендов в образовании в Дагестане и разработке путей его развития.
Открывая сессию, врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев сказал: «Остро ощущается необходимость перемен в нашей системе образования. В последние годы наблюдается позитивная динамика, федеральный центр уделяет пристальное внимание модернизации системы образования, улучшению материально-технической базы. С 2019 года запущен национальный проект “Образование”, а по нацпроекту “Демография” в республике уже строится много детсадов и школ. Стартовала и программа капитального ремонта, к концу 2021 года мы должны ввести в эксплуатацию 115 объектов дошкольного и общего образования. Это рекордные показания для нашей республики».
Врио министра подчеркнул, что Министерство просвещения РФ предоставляет субъектам уникальную возможность участвовать в конкурсных программах. Минобрнауки РД уже победило в конкурсе и получило добро на строительство 24 общеобразовательных организаций. Ведомство продолжает оформлять документы и участвовать в конкурсах.
Приглашенный на форсайт-сессию замдиректора Института стратегии развития образования Российской академии образования Дмитрий Метёлкин отметил, что стратегия развития образования немыслима без широкого контекста – программы социально-экономического развития Дагестана.
«Чем больше период стратегии, тем меньше уровень исполнимости. Ориентация на стратегию, охватывающую 9–10 лет, с нашей точки зрения, оптимальна. Я думаю, Правительство РД сделало очень рациональный выбор», – поделился эксперт.
Работа в рамках форсайт-сессии была распределена по 6 секциям: «Общее образование», «Дошкольное образование», «Дополнительное образование», «Дополнительное профессиональное образование», «Среднее профессиональное образование» и «Воспитательная работа». Результаты их работы были озвучены при подведении итогов сессии.
«Мы считаем, что необходимо вернуть муниципальные школы под юрисдикцию Минпросвещения РФ. Это позволит создать единую образовательную среду. При этом, Дагестану очень важно сохранить национально-региональный компонент, потому что в результате реформ он превратился в факультативную часть общего образования. Необходимо разработать и программу поддержки малокомплектных школ. Нет школы – не будет и поселения», – предложил модератор секции «Общее образование», директор МБОУ «СОШ №10» Махачкалы Рамиз Сердеров.
Обеспечить переход от системы «образование на всю жизнь» к системе «образование через всю жизнь» предложили эксперты секции «Дополнительное профессиональное образование». И. о. ректора ДИРО, руководитель группы Гульнара Ахмедова поделилась результатами опроса среди учителей и отметила необходимость активизации института наставничества и менторства, перехода к инновационному обучению и активному использованию дистанционных образовательных технологий.
«Одна из основных проблем дошкольного образования – обеспечение и сохранение доступности дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста. В Дагестане актуальна проблема большой очередности в детские сады. Необходимо до 2023 года охватить дошкольным образованием всех детей до трех лет», – подчеркнула Диана Гасанова, замдекана ДГПУ и модератор секции «Дошкольное образование».
Необходимость обеспечить 82% детей, проживающих в Дагестане, доступным и качественным дополнительным образованием отметили эксперты секции «Дополнительное образование». Для этого нужно создание новых мест в системе дополнительного образования детей, формирование организационно-финансовых механизмов в системе допобразования, квотирование мест для детей из семей с низким социально-экономическим статусом и поддержка профессиональной ориентации.
«В Дагестане нет четкого критерия в определении потребности кадров. Мы не понимаем, сколько нам нужно токарей, воспитателей, не знаем, сколько и по какому направлению готовить. У нас нет полного анализа потребностей рынка труда и нормативно-правовой базы, позволяющей открывать новые направления, по которым требуются специалисты», – поделилась модератор секции «Среднее профессиональное образование», и. о. директора Колледжа машиностроения им. М. С. Орджоникидзе Людмила Шабанова.
Эксперты секции «Воспитательная работа» предложили в первую очередь обеспечить воспроизводство культурного кода среди обучающихся, учесть влияние преподавания родных языков, истории родного края, развития информационных технологий на образовательный процесс, устранить предпосылки таких негативных явлений как самоубийства детей, травля и стрельба в школах, внедрить основы курса «Этика и психология семейной жизни» в программу внеурочной деятельности и создать эффективную систему взаимодействия с родителями. Они также посчитали необходимым развивать систему профориентации через трудовое воспитание и инициировать стажировочные площадки при образовательных учреждениях.
В работе форсайт-сессии активное участие принял известный экономист – руководитель проектно-ресурсного офиса развития территорий, эксперт Общественной палаты РД Маир Пашаев. Он дал высокую оценку работе и заверил, что результаты проведенного мероприятия будут обязательно учтены при разработке форсайт-проекта Республики Дагестан.
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Власти Дагестана заявили, что около трети школ нуждаются в капитальном ремонте
В Дагестане пройдет межрегиональный экспертный форум «Северный Кавказ – 2030: развитие территорий»
В Дагестане за три года построят 32 школы и 58 детских садов
Гаджимет Сафаралиев встретился с новым главой Минобрнауки Дагестана