Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Новые песни о главном

С 28 января 2013 года Дагестаном с приставкой «временно исполняющий обязанности президента» руководит Рамазан Абдулатипов. Выносить окончательный вердикт его дееспособности или несостоятельности, в силу понятных причин, рано, но факт, что первые шаги и указы Абдулатипова разделили публичную часть общества на его сторонников и ярых ненавистников. Подобного накала страстей еще не было в истории постсоветского Дагестана, причем нередко дифирамбы или проклятия в адрес Абдулатипова абсолютно никак не отражают реалии жизни, или действия третьего президента республики: за эмоциональными всплесками, в том числе и на информационном пространстве, стоял и стоит холодный прагматический расчет, желание заиметь финансовые, материальные и прочие дивиденды от новой власти, половить хотя бы малюсенькую рыбешку в политической жиже. Поэтому вчерашний критик власти буквально через несколько минут при соответствующих условиях может превратиться в ее сторонника, и наоборот. Все началось еще в первые дни правления Абдулатипова, но особое ускорение процесс получил 18 апреля, когда на очередной сессии парламента Дагестана законодатели проголосовали за внесение изменений, которые позволяют им самим избирать главу республики.

Критики и сторонники

Вначале одна небольшая, но очень поучительная история. Только-только начал Абдулатипов формировать свою команду, в виртуальном пространстве появилась гневно-обличительная статья одной небезызвестной в узком кругу женщины. Занимала она ответственный пост при первом президенте Муху Алиеве. Но что-то у женщины не сложилось с командой второго президента Магомедсалама Магомедова, и ее сразу уволили. Со стороны женщины тогда не было ни гневных филиппик, ни выхода на информационное пространство, все прошло чинно и благородно. С занятием Абдулатиповым главного служебного кабинета в республике ситуация изменилась самым разительным образом. Женщина в своем блоге начала обвинять врио во всех смертных грехах, дескать, на него дагестанские народы возлагали большие надежды, а он их вообще подвел: и усы у Абдулатипова оказались не те, он-де привел к власти вчерашних воров и проходимцев, много и не по делу разговаривает и прочее, и прочее.

Прошло некоторое время. Не знаю, что там случилось во властных коридорах Махачкалы, но какой-то высокопоставленный чиновник неожиданно принял женщину на работу. Как по мановению волшебной палочки ее критический запал и материал из блога исчезли. Тональность речи тоже изменилась совершенно поразительным образом, хотя словарный багаж остался прежним. Но если прежде, например, слова «дагестанские народы» упоминались только в критических аспектах, теперь они (народы), оказывается, всем своим поведением выражают исключительную поддержку, любовь и обожание третьему президента Дагестана.

В силу занимаемой должности мне приходится периодически брать комментарии у отдельных местных экспертов. На днях позвонил одному из них, попросил высказаться по теме подрыва силовиками домов мирных жителей в селении Новосаситли Хасавюртовского района. Он что-то замялся, чего никогда за ним не наблюдалось, потом попросил дать денька два-три на раздумье. Ничего не понимаю, шокирован и удивлен, но потом узнал: оказывается, наш эксперт трудоустраивал свое чадо в команду Абдулатипова; в подобной ситуации он счел, что ему лучше промолчать: мол, еще не так поймут. С работой ничего в итоге не получилось, теперь эксперт разносит в пух и прах любое начинание, любое слово действующего главы республики, он уже сам звонит, предлагает различные комментарии.

Другой знакомый эксперт не прочь уже сам оказаться на каком-нибудь служебном посту, где ничего не надо делать, зато можно получать большую зарплату, иметь прочие блага. Поэтому он сейчас на каждом углу рассказывает, какой замечательный человек Абдулатипов, какие у него познания в любой сфере, в том числе и по исламу, сколько книг по религии Абдулатипов издал, какой он прекрасный мусульманин и так далее. Меня он сейчас обходит за версту, не исключает, что и его могут провоцировать на разные нехорошие диалоги. Найдет работу, поведение, естественно, не изменится, не найдет — прибежит первым, чтобы доказать и показать, насколько неэффективен Абдулатипов на посту президента Дагестана.

 

«Народ Дагестана выйдет на улицы»

Даже несовершеннолетний юнец знает, что собой представляли избирательные кампании в Дагестане. Это был классический балаган и торговля, где еще совсем недавно голоса за энную денежную сумму или прочие преференции приобретались оптом и в розницу. В течение последних нескольких лет электорат лишили даже этого удовольствия, поэтому на последние выборы мало кто ходил, а нужные цифры просто рисовались в уютной тиши служебных кабинетов. И весь цирк назывался прямыми выборами. Отдельные идеалисты, недовольные итогами избирательной кампании, в последующем обращались в суды различных инстанций, но никогда не было прецедента с назначением новых выборов. Естественно, зловещую пикантность выборам в Дагестане придавали перестрелки, драки и так далее, но никогда ни один человек не мог сказать, что в родном крае избирательные кампании действительно выполняли положенные им функции демократического корректива бюрократии. В подобной ситуации поднимать на медийном пространстве чуть ли не вселенский шум из-за того, что парламентарии сочли, что непрямые выборы более приемлемы для нас, мог только какой-нибудь марсианин или прожженный циник, по привычке решающий свои меркантильные задачи. Понятное дело, с марсианами пока никто из земляков не встречался, значит, погоду повсеместно, в том числе и на информационных ресурсах, делают как раз таки эти самые прожженные циники. При прочтении их трудов создается впечатление, что до прихода во власть «злодея» Абдулатипова в республике царила идеальная демократия, а теперь все летит в тартарары. «Говорили: дайте Абдулатипову три месяца. И что? Дали ему это время, не справился! И за три года не справится»; «Хуже этого не будет!!! А кому нечего терять, того ничем не напугаешь. Загнанный в угол зверь всегда нападает. Народ Дагестана выйдет на улицы»; «Если народу не дадут право голоса, гарантируем на 100%, что дом, в котором сидит или сядет незаконно избранный президент, то есть не всенародно избранный, превратится в пепел. Поймите, мы не дадим возможности лишать себя права голоса. Власть принадлежит народу, власть — слуга народа и посему должна быть избрана народом. Если Абдулатипов боится этого, а это он уже продемонстрировал своим заявлением, ему в Дагестане делать нечего», — вот только краткий перечень филиппик в адрес Абдулатипова.

Утверждается также, что при прямых выборах врио проиграет. Обычная демагогия. Нет никакого сомнения, что в этой ситуации лавры победителя на себя обязательно примерит действующий глава, его отрыв от конкурентов будет беспрецедентным, Абдулатипов даже идет на определенный риск, доверив свою служебную карьеру законодателям, ведь они еще та публика. Симптоматично, что сейчас самое активное участие в дискредитации Абдулатипова принимают и персоны, которые публично позиционировали себя демократами и находились у власти, но сейчас в силу обстоятельств оказались не у дел. А ведь до прихода Абдулатипова их демократизм абсолютно никак не давал о себе знать, хотя в период прошлых избирательных кампаний мнение электората полностью игнорировалось. В частности, в октябре 2012 года выборы главы Ахвахского района прошли с грубейшими нарушениями закона. Махачкала тогда чуть ли не с угрозами заставила сойти с избирательной дистанции всех конкурентов действующего главы Исмаила Магомедшарипова. Имели место и прочие нарушения, причем в Ахвахском районе не происходило ничего экстраординарного, схожая ситуация наблюдалась повсеместно. Но в ту пору наши «демократы» будто в рот воды набрали, более того, они рассказывали всем байки о невиданной активности избирателей, отсутствии нарушений в ходе выборов и так далее.

 

Антиаварская истерия

На происходящее можно было бы посмотреть как на казусы и даже пресловутую специфику частной и общественной жизни Дагестана, но нередко оппоненты нынешней власти стараются решать собственные проблемы через спекуляции на темах межэтнических взаимоотношений, что может еще больше дестабилизировать обстановку в республике. Один из блогеров пишет, что «ни Магомедсалам, ни кто-либо другой, кроме аварцев, никогда не занимались той показухой, которая сегодня царит во власти». И это только самый нейтральный комментарий.

Жизнь уже неоднократно показывала, что назначение президентом Дагестана аварца обязательно сопровождается разжиганием антиаварских настроений в обществе. Где-то это делается неосознанно, где-то специально. В частности, в последнее время участились различные протестные акции с участием кумыков с требованием разрешить проблемы с землей. Ни в коей мере не хочу утверждать, что проблем нет, но неоспоримый факт, что подобной активности не наблюдалось при прежней власти, хотя те же земли тогда раздавались направо и налево.

За антиабдулатиповской истерией нередко стоят и представители действующей власти, в том числе и из самой команды врио. Они сегодня напуганы, дезориентированы, не знают, как подступиться к Абдулатипову, что ему предложить, понимают, что могут лишиться всего. Недовольны врио и переведенные на другое место работы чиновники: ведь еще вчера они были полновластными хозяевами на той или иной территории, теперь, лишенные кормушки, только и ждут момента, чтобы стать в ряды явной и латентной оппозиции.

Абдулатипов действительно хочет очистить авгиевы конюшни дагестанской политики. По его приглашению в республику прибыл целый десант московских контролеров, перед ними поставлены четкие задачи по борьбе с коррупцией, клановостью, прочими негативными феноменами. И уже есть результаты: перекрыт денежный канал, который обеспечивал деньгами московскую «крышу», притом речь идет о сотнях миллиардов рублей, начата самая настоящая охота на оборотней в полицейских погонах, на улицах и площадях наконец-то стали наводить элементарную чистоту.

Естественно, есть у новой власти упущения. В первую очередь, в моем понимании, к ним относится отсутствие немедленной реакции на события в селении Хаджалмахи Левашинского района, где царили произвол и насилие. Вначале убивают троих жителей, затем по селению распространяют какие-то малопонятные проскрипционные списки, после чего населенный пункт покидают тридцать человек. И убитые, и вынужденные переселенцы считаются «ваххабитами». А власть бездействует, хотя местные жители утверждают, что к преступлениям причастны организаторы «пирамиды», которые присвоили себе миллиарды рублей и которые хотят переключить местный протестный потенциал на «ваххабитов».

Еще более вопиющий инцидент случился в селении Гимры Унцукульского района, когда всех жителей одномоментно силовики выгнали из своих домов, а также перекрыли жизненно важный для сотен тысяч горцев тоннель «Гимры — Чирката». И называлось все это контртеррористической операцией. Сегодня уже можно подводить итоги: чего добились силовики, никто не знает, зато стан недовольных пополнился сотнями, если не тысячами, человек.

Вот на такие инциденты власть обязана реагировать, а на прочие обвинения смотреть философски и чисто по-восточному: собаки лают, а караван идет…

.

Новое Дело

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Рамазан Абдулатипов подписал указ о создании "Корпорации развития Дагестана"

Выдвинуты первые кандидаты на пост главы Дагестана

Рамазан Абдулатипов подписал Указ о праздновании 105-летия Абдурахмана Даниялова

Абдулатипов на один день оденет дагестанских чиновников в национальные костюмы

Абдулатипов надеется на возвращение в Дагестан всех уехавших

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 29 апрель 2013 19:10
От ЧЕРНОВИКА, рупор власти переходит к НОВОМУ ДЕЛУ...Надеемся, что когда нибудь подобным рупором станет НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ:)))



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия