Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Ключи» от лезгинского вопроса - в Москве, а «ключи» от талышского – в Тегеране

Александр Скаков, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, в беседе с корреспондентом «Ноева Ковчега» рассуждает о перспективах войны и мира на Южном Кавказе: получил ли Азербайджан карт-бланш на развязывание вооруженного конфликта и на чью сторону склонилась чаша весов во внешней политике России в регионе.

– Уровень военной угрозы в регионе в последние несколько лет по многим признакам вырос, несмотря на перемирие между Арменией и Азербайджаном. В каких случаях угроза может перерасти в открытый конфликт? Может ли он стать детонатором для других тлеющих в регионе конфликтов?

– В самом деле, в регионе неуклонно нарастает уровень военной угрозы. Стороны конфликта все больше и больше уверены в своей неуязвимости и непобедимости. Но самым негативным фактором является бездействие международного сообщества в лице Минской группы, ООН, ОБСЕ и так далее. Наконец, ведущие мировые игроки, включая Россию, демонстративно дистанцировались от урегулирования конфликта.

В сложившейся ситуации стороны конфликта, и в первую очередь Азербайджан, фактически получили карт-бланш на любые действия, включая развязывание вооруженного конфликта. В качестве «подтверждения» этого карт-бланша можно рассматривать «дело Сафарова», на освобождение которого Будапешт никогда не пошел бы без санкции Брюсселя. Наличие подобной санкции подтверждается и крайне вялой реакцией Евросоюза на вакханалию, устроенную вокруг персоны Сафарова.

Уверенность Азербайджана в своих силах подпитывается и внешнеполитическими победами, позволяющими Баку считать себя региональным лидером. Достаточно вспомнить демонстративное и достаточно грубое «усмирение» новых грузинских властей, посмевших усомниться в выгодности для Грузии открытия железной дороги Баку–Тбилиси–Карс и размышлять о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию, то есть допустить открытие лишней форточки во внешний мир для Армении.

Еще один пример: оказавшееся успешным давление на Турцию, чтобы не допустить открытия авиасообщения Ереван–Ван. До этого Баку смог заблокировать продвижение армяно-турецких протоколов. И все это несмотря на то, что основным инициатором всех армяно-турецких проектов выступал Вашингтон. Такие успехи не могут не вскружить голову.

В дальнейшем мне видится несколько возможных сценариев, но, увы, ни один из них не предполагает мирного развития ситуации. Первый сценарий вероятен в случае удара Израиля и/или «коалиции желающих» во главе с США по Ирану. В этом случае Азербайджан может нанести удар по НКР, пользуясь тем, что ситуация в обширном регионе будет дестабилизирована, а основным центрам силы будет не до Карабаха. Подчеркиваю: удар не по Армении, а именно по НКР.

Второй сценарий: удар наносится превентивно, до возможного начала военной акции против Ирана. Такое развитие событий вполне возможно, учитывая растущую уверенность Азербайджана в собственных силах.

И, наконец, третий сценарий предполагает спонтанное начало военных действий в результате любой провокации, последствия которой могут оказаться непредсказуемыми. К примеру, такой провокацией может стать попытка сбить самолет при посадке или при взлете в Степанакертском аэропорту, в случае если он и в самом деле будет запущен в эксплуатацию. Каких-либо серьезных оснований надеяться на то, что войны удастся избежать, я, к сожалению, в настоящее время не вижу.

Для того чтобы такие основания появились, необходимо согласованное давление всех основных мировых игроков на все стороны конфликта, и в первую очередь на Азербайджан.

Проблема в том, что власти в Азербайджане, на мой взгляд, благодаря «головокружению от успехов» несколько утратили чувство реальности. Об этом свидетельствуют и негативно отразившееся на международном имидже Баку «дело Сафарова», и бессмысленное ухудшение отношений с Москвой из-за Габалы, и перманентное осложнение азербайджано-иранских отношений, и события в Исмаиллы. Как ни странно, но такая действительно значимая и уверенно развивающаяся страна региона, как Азербайджан, может быстро превратиться в «несостоявшуюся страну», если умудрится переругаться со всеми соседями и восстановить против себя весь мир. Я сомневаюсь, что, например, в Турции так довольны тем, что Баку может «помыкать» Анкарой, решая за нее, с кем ей мириться и куда летать турецким самолетам.

Пока же Азербайджан буквально «зажат» между двумя достаточно мощными странами (Россией и Ираном), отношения с которыми в значительной степени испорчены. Я не исключаю, что в случае начала военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта кто-то может попытаться «повлиять» на Азербайджан, реанимировав лезгинский или талышский вопрос. И если «ключи» от лезгинского вопроса находятся, вероятно, в Москве, то «ключи» от талышского – в первую очередь в Тегеране.

Наконец, не стоит забывать и о наличии многочисленных армянского и азербайджанского меньшинств в Грузии. Какую позицию займут они и какую позицию займет сама Грузия в случае полномасштабного армяно-азербайджанского конфликта? Вряд ли ей удастся сделать вид, что широкомасштабная война у границ Грузии не затрагивает интересы Тбилиси.

Конечно, проблема не только в Азербайджане. Другие стороны конфликта (Армения и НКР) также не готовы к каким-либо уступкам и не настроены на компромисс. Нежелание даже думать о компромиссе еще более усилилось в Ереване и Степанакерте после «дела Сафарова». Тем более что армянская сторона (по крайней мере, это мнение преобладает) уверена в тщетности угроз Азербайджана, который якобы не рискнет их реализовать. Это в самом деле было бы так, если бы в Баку исходили из реалий. Но боюсь, все иначе.

Таким образом, для предотвращения войны необходимо совместными усилиями всех основных мировых игроков вынудить стороны конфликта задуматься о компромиссах, прекратить воинственную риторику и признать недопустимость силового решения нагорно-карабахского вопроса. Но для этого нужны очень серьезные усилия.

– Какой сценарий выберет Россия, у которой есть военные интересы в Армении и бизнес-интересы в Азербайджане, в случае обострения конфликта в Карабахе? Вы как-то говорили, что сегодня «Кремль лучше понимает не только границы собственных возможностей, но и границы возможностей своих партнеров». Где проходят эти границы?

– Думаю, что сейчас, после скандала с Кабалой, возникшего абсолютно на пустом месте и воспринятого в Москве как, мягко говоря, недружественный шаг, чаша весов во внешней политике России склонилась в пользу Армении. До того более реалистичным исходом было сохранение Москвой нейтралитета в случае начала военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта.

Что же касается бизнес-интересов – Москва прекрасно продемонстрировала 08.08.08, что может проводить силовые акции, которые никак не влияют на интересы российского бизнеса. Российский бизнес в Грузии чувствовал себя прекрасно до августа 2008-го, чувствовал себя не менее хорошо и после августа 2008-го. Не думаю, что ситуация с Азербайджаном будет в корне отличаться от грузинского прецедента.

Возникает более важный вопрос – каковы будут действия других ведущих мировых и региональных игроков, в случае если Россия окажет военную поддержку Армении? Я имею в виду США, ЕС, Турцию, Иран, не стоит забывать и о Китае. Именно позиция этих центров силы определит «границы возможностей» Москвы. А позиция этих игроков поддается корректировке, тем более что здесь возможны определенные геополитические «размены». По крайней мере, позиция Турции может оказаться, как ни странно, в определенной степени нейтральной (опять же из-за явного раздражения, которое вызывают в Анкаре действия Баку).

– Как далеко может зайти вмешательство на стороне одного из участников конфликта?

– Предположим, Азербайджан начинает военные действия, Москва, вместе с другими участниками Минской группы, «выражает озабоченность» и настаивает на прекращении огня. Далее в регион вводятся миротворческие силы под эгидой Минской группы.

Сейчас этот сценарий кажется менее вероятным. Вряд ли Москва сразу и безоговорочно вмешается в разгоревшийся конфликт, но, во-первых, она обеспечит безопасность границ самой Армении, а во-вторых, даст полный карт-бланш Еревану на любые действия по отношению к предполагаемому инициатору военных действий.

Кроме того, Москва может оказывать военно-политическое давление на Азербайджан, что заставит его быть осмотрительнее и сговорчивее. Бывает, что угроза применения силы действеннее, чем ее применение.

Не исключено, что целью Москвы станет самостоятельное, а не под эгидой Минской группы, проведение миротворческой операции в зоне нагорно-карабахского конфликта. Мне кажется, что сейчас в российском руководстве появилась уверенность, что такая операция ему вполне по силам. То есть «границы возможностей» для Москвы расширились. И не последнюю роль в этом сыграли непродуманные действия Азербайджана с Кабалой.

.

Ноев Ковчег

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

МИД Армении выразило недовольство поставками российского оружия в Азербайджан

Александр Скаков: «Идея федерализации - это потенциальное больное место Азербайджана»

Турция готова активно участвовать в процессе урегулирования карабахского конфликта

«В Баку глава МИД РФ обсудит три важные темы»

В США разочарованы в Медведеве: ''Пришло время активнее заняться Кавказом''

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 26 май 2013 13:28
Открыто поддерживая "Азербайджан" . Израиль,Турция, США и Европа пытаются ослабить Россию и Иран. Когда им надо США и Европа забывают о гуманизме, правах нац.меньшинств, правах человека, афторитаризме. Всё это - бесполезная и жалкая авантюра и игра Запада.

Комментарий #1, дата: 24 май 2013 12:02
"И не последнюю роль в этом сыграли непродуманные действия Азербайджана с Кабалой."
Интересно, не идет ли здесь речь о недооценивании политики Аз-на? Ивправду ли это действие является НЕПРОДУМАННЫМ?



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия